II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

1. Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком с (или с’), состоящие из двух слогов (лиса, косы, сено, весы, сито, бусы и др.).

Выбрав слово, произношение которого не расходится с написанием, например бусы (или Сима), логопед напоминает детям, что слово можно зарисовать (можно использовать фланелеграф) или выложить из полосок бумаги. На доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги. Выясняется, что первая короткая черта – это слог бу, а вторая – слог сы. Дети выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов и в схему добавляются фишки, обозначающие звуки. Аналогично проводится анализ и выкладывание схемы еще одного-двух слов.

2. Чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

1. Логопед объясняет детям значение предлогов (маленьких слов). С этой целью логопед, у которого в руках два кубика, производит действие и одновременно говорит детям: «Этот кубик я кладу на стол, а этот – под стол». Затем одному из детей предлагается взять кубик и положить его… стол, т.е. предлог пропускается. Ребенок недоумевает. Логопед поясняет, что он пропустил маленькое слово на или под, поэтому непонятно, куда надо положить кубик: на стол или под стол.

Задание дается повторно. На этот раз с нужным предлогом. Предлог интонационно выделяется («Положи кубик на стол»). Аналогичное задание дается еще двум-трем детям. Внимание детей привлекается к значению предлогов на и под.

2. Логопед кладет кубики на стол, под стол, на шкаф, под шкаф и т.п. и одновременно произносит предложения, опуская предлог («Я кладу кубик… шкаф»). Детям предлагается установить, какое «маленькое слово» пропущено.

3. Дети составляют из данных слов предложения с предлогами на и под, например: спит, кот, стул, на; столик, на, стоит, миска; скамейка, стоит, под, коляска; кусты, под, ягоды, много; спать, собака, сосна, под.

Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки.

Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место.

Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель.

В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.

I. Упражнения в словообразовании.

1. Образование новых слов способом словосложения.

а) логопед обращает внимание детей на то, что есть слова, составленные из двух слов, приводятся примеры: первый класс – первоклассник, лес рубит – лесоруб и т.п.

) на наборном полотне выставлены картинки с изображением самолета, самоката, сенокоса, листопада, снегопада, пылесоса. Детям задаются вопросы-загадки такого типа: «Машина, которая сама летает, - это…? Сено косят летом – это…?» И т.п. С помощью картинок дети подбирают нужные слова, их внимание каждый раз обращается на состав слов.

в) логопед начинает предложения, которые дети должны закончить, а затем произнести целиком, например: Зимой бывает (снегопад.) Осенью падают листья, это… (листопад.) Васе купили новый синий… (самокат.) и др.

2. Образование с помощью суффиксов относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

а) на примере прилагательного с ударным окончанием (меховой, -ая, -ое, -ые) внимание детей привлекается к смысловому и звуковому сходству между существительным мех и образованным от него прилагательным. Логопед показывает мех и спрашивает: «Это что?»

Затем задает ряд вопросов: «Если воротник сделан из меха, какой он?» (Меховой.) «А шапка из меха?» (Меховая.) «А рукавицы?» (Меховые.) Далее логопед говорит: «Послушайте, как я говорю: мех – меховой. Слово мех и меховой похожи, потому что меховой – это значит сделан из меха».

б) детям предлагается самостоятельно образовывать прилагательные от существительных сосна, осина, апельсин, слива (малина, лимон, клюква, клен, липа, мед). С этой целью задаются примерно такие вопросы. «Что это?» (Апельсин.) «Сок из апельсина, какой он?» (Апельсиновый.) «А из сливы?» (Сливовый.) «Ветка сосны, какая она?» (Сосновая.) «А ветки осины?» (Осиновые.) Отдельными детьми и хором произносятся образованные прилагательные и словосочетания. Логопед требует очень четкого, слегка утрированного произнесения окончаний прилагательных (-ый, -ая, -ые). Словосочетания включаются в предложения (Сегодня мы пили апельсиновый сок. В стакане клюквенный кисель. В миске вкусный липовый мед).

II. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.

1. На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива.

Картинки называются отдельными детьми и хором.

Логопед следит за четким произнесением слов, обращая особое внимание на звуки с, с’ и окончания прилагательных. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно. Назначается ведущий. Дети по очереди подходят к доске и просят дать им какую-либо картинку: «Дай мне синий самокат». Ведущий, давая картинку, произносит: «На синий самокат».

2. Подобное упражнение может быть проведено в форме игры «Раз, два, три». В этом случае дети получают по одной картинке (картинки те же). На счет «раз» дети открывают свои картинки, на счет «два» - рассматривают их, на счет «три» - поднимают те картинки, про которые можно сказать синий, произносят словосочетания. Затем проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя.

3. Упражнение проводится как игра в «Загадки». Каждому из детей логопед показывает две картинки (например, с изображением синего автобуса и синей косынки). Логопед произносит прилагательное или только его окончание (например: синий или –ий); ребенок должен отгадать, какая картинка задумана, и правильно произнести словосочетание. Можно выставить на наборном полотне все картинки. В этом случае дети по очереди подходят к доске. Логопед произносит прилагательное (или только окончание), ребенок выбирает подходящую картинку (-ий – синий василек) и произносит словосочетание.

Вариант. Логопед называет предмет, а ребенок должен добавить соответствующее определение.

4. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае детям предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.

Одно из подобных упражнений включено в занятие на тему «Звук с».

III. Работа над предложением.

Работа над предложением может сочетаться с развитием произвольного внимания и памяти.

1. Упражнения, направленные на воспитание навыка пользоваться полным ответом после произнесения предложений (см. занятие на с. 77, проводятся (постепенно усложняясь) и во втором периоде обучения.

2. Не менее важно продолжать учить детей кратким ответам (одним словом или словом с предлогом). И в этом случае вначале дети вслед за логопедом (с помощью картинок) четко и правильно произносят ряд предложений, которые им предлагается запомнить, например: Соня поливает капусту. Саня пасет гусей (на поляне.) Ваня несет лейку (с водой.) Мама катает Люсю (в коляске.) (Слова, взятые в скобки, могут быть опущены.)

Логопед задает вопросы, на которые дети должны отвечать одним словом: «Кто это?» (Соня.) «Что делает Соня?» (Поливает.) «Что поливает Соня?» (Капусту.) Затем логопед просит произнести все предложение.

3. Воспроизведение предложений по первому (или любому) слову. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован: У столика стоят два стулика. Сегодня мы гуляли в саду. Саня любит апельсиновый сок. Осенью поспевают сливы. Логопед произносит первое или любое из входящих в предложение слов. Дети должны точно воспроизвести все предложение.

4. В целях воспитания навыка давать полный ответ на вопрос используется заучивание текстов.

Как в подгрупповые, так и во фронтальные занятия включаются упражнения в составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами на, в, у, над, под. Приведем примеры: Саня, у, совок. – У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель.

Составленные предложения могут объединяться в рассказ. В этом случае вначале детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения.

Приведем примеры: 1) В, сосна, сад. 2) Под, скамейка, сосна, стоять. 3) Соня, скамейка, сидеть, на. 4) Скамейка, у, сидеть, собака. 5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака.

Затем логопед предлагает детям вспомнить все составленные предложения. Получается рассказ: В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба. Рассказ заучивается.

IV. В различной форме проводятся упражнения в образовании множественного числа именительного и родительного падежей существительных. Особое внимание обращается на слова стаканы – стаканов, санки – санок, апельсины – апельсинов, письма – писем, колеса – колес, стулья – стульев, сыновья – сыновей, доски – досок.

Аналогичные упражнения проводятся с целью образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, стулик, столик, спинка, свинка, носик, усики, ослик и т.п.).

В процессе постановки звуков с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом).

При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними.

Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук».

В процессе закрепления правильного произношения звуков з и з’ они сравниваются со звуками с, с’, ж. В то же время идет дальнейшее закрепление полученных навыков деления слов на слоги. Дети сами зарисовывают или выкладывают схемы, по готовым схемам подбирают слова.

Проводятся различные упражнения с целью закрепления правильного произношения и различения звуков з и з’.

Дети повторяют слоговые сочетания или ряды слов типа зо – зу – за, зво – зва – звы, зи – зю – зя, за – зя, зë – зë – зо, звонок, завод, знамя. С помощью картинок дети выбирают слова с тем или другим звуком: например, может быть предложено из трех слов выбрать слово со звуком з’: зайка, зима, зубы; земляника, зонт, звонок.

В форме игры в мяч проводится упражнение в замене твердого звука мягким или наоборот. С этой целью логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком з или з’ (за, зе, зю, зо и т.п.). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем твердый звук на мягкий или наоборот, т.е. если логопед скажет зи, ребенок должен сказать зы и т.д.

Включаются, постепенно усложняясь, упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Могут быть использованы следующие сочетания прилагательных с существительными мужского и женского рода: зимний день, зимняя обувь, зимние забавы, зеленый зонт, зеленая ваза, зеленые листья, забавный козленок, забавная обезьянка, забавные козлята и т.п.

При образовании именительного и родительного падежей множественного числа обращается внимание на слова козлята – козлят, гнезда – гнезд, звезды – звезд.

В различных формах продолжается работа над предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. В составляемые детьми предложения вводится предлог за.

По возможности быстрее следует переходить к дифференциации звуков с и з, с’ и з’.

В связи с этим в занятия включаются различные упражнения. Это может быть повторение слоговых сочетаний или рядов слов типа са – за, за – за – са, спа – зба, ста – зда – зда, ся – зя, зе – зе – се, сани, зайка, зубы; зима, сено, изюм; отбор с помощью картинок слов с тем или иным звуком; замена в слоге звонкого звука глухим и наоборот; поочередное произнесение детьми слогов или слов то со звонким, то с глухим звуком.

Продолжается работа над словосочетанием и предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’.

Напомним, что в упражнения, связанные с обучением грамоте, включается только буква з (а не с), так как в это время происходит закрепление связи между звуком з и соответствующим графическим знаком.

Приведем примерный план одного из занятий, посвященных дифференциации звуков с и з.

Наши рекомендации