Методы анализа потребностей персонала.

Тест. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»[27 с. 75]

Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно, в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.

Инструкция

Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях:

1. Как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?

2. Как оценивает их ваш руководитель?

3. Как оцениваете их вы сами в своей работе?

4. Как оценивают их ваши коллеги?

Таблица 5. Шкала для оценки ответов:

Какое имеет значение В какой мере
очень большой достаточно небольшой средней достаточно большой очень большой
1.Денежный заработок          
- я как руководитель          
- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          
2.Стремление к продвижению по работе:          
- я как руководитель          

Продолжение таб. 5

- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей:          
- я как руководитель          
- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          
5.Ориентация на престиж и уважение со стороны других:          
- я как руководитель          
- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          
6.Удовлетворение от хорошо выполненной работы:          
- я как руководитель          
- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          

Продолжение табл. 5

7. Общественная полезность труда:          
- я как руководитель          
- мой руководитель          
- я сам          
- мои товарищи          


Рассчитайте ВМ, ВПМ ВОМ следующим образом:

ВМ = баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7 разделить на 2;

ВПМ= сумма баллов за ответы 1,2,5 разделить на 2;

ВОМ=сумма баллов за ответы 3 и 4 разделить на 2.

Впишите полученные показатели в таблицу

Таблица 6. Оценка результатов

  Мотивация
внутренняя внешняя
  положительная отрицательная
- я как руководитель      
- мой руководитель      
- я сам      
- мои товарищи      
Сумма:      

Обработка результатов и выводы

Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ>ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

Тест. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»[27 с. 78]

Методика разработана Т.Л. Бадаевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом

Проведение опроса

Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семи бальной шкале: «очень удовлетворен» (+3балла); «в основном удовлетворен» (+2); «скорее удовлетворен» (+1); « и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1); « в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).

Оцениваемые факторы:

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно – гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7. Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации у труду, отдыху и быту работников.

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.

12. Возможность творчества в процессе работы.

13. Удовлетворенность работой в целом.

Обработка результатов и выводы

Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов ( с учетом их знака).

Тест. Методика «Потребность в достижении»[27 с. 86]

Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижении (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личное свойство, установку.

Инструкция

Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны – «нет».

Текст опросника

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для меня смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, в не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Обработка результатов

За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да» - по положениям 2,6-8,14,16,18,19,21-23; только за ответы «нет» - по положениям 1,3-5,9-13,15,17,20. Потребность в достижениях (ПД) равна суме баллов за ответы «да» и «нет».

Выводы

Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.

Тест: опросник «МАС» [27 с. 99]

Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, если вы согласны с данным высказыванием. Старайтесь отвечать искренне и точно.

Таблица 7. Оценка опросника

Утверждения Никогда Часто Очень часто
Мне нравится быть в центре внимания
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим

Продолжение таб. 7

Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей
Я дорожу признанием окружающих
Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи
Азарт состязания мне чужд
Мне нравится выступать перед большой аудиторией
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной
Я готов работать не пределе своих сил, чтобы опередить конкурента
Мое честолюбие помогает моим достижениям
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в их
Похвала и признание окружающих окрыляют меня
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества и выйти победителем из ситуации
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему
Меня радует возможность много и интенсивно работать
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться
Для меня важно «выбиться в люди»
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус
Мои друзья считают меня ленивым
Меня удивляют люди, которые тратят все силы на то, чтобы обойти конкурентов
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей
Я обращаю мало внимания на свои достижения
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно

Окончание таб. 7

Мне хотелось бы быть известным человеком
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей
Я завидую людям, которые не загружены работой
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего

Ключ к тесту

Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1,4,7,10,13,16,22,28,31,34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.

Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 2,5,8,11,17,20,23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14,26,29,32,35.

Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 3,6,12,15,18,21,24,30,33,36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.

По каждой шкале подсчитывается сумма балов с учетом знаков. Выводы

Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у обследуемого выражено соответствующее стремление.

Методика «Мотивация к успеху»[27 с. 101]

Автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, успеху

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте в бланке для ответа знак «+» (да), при несогласии – знак «-» (нет).

Текст опросника

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. На моем честолюбии легко сыграть.

18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи у какой то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремиться к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры.

Обработка результатов

По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2-5,7-10,14-17,21,22,25-30,32,37,41 и «нет» - по следующим: 6,13,18,20,24,31,36,38,39. Ответы по пунктам 1,11,12,19,23,33-35,40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованного выражена мотивация на достижение успеха.

Тест. Методика «Мотивация к избеганию неудач»[27 с. 103]Предложена Т. Элерс.

Инструкция

Вам предлагается список слов и 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель – это номер строки, а знаменатель – номер слова в строке).

Таблица 8. Вид опросного листа со списком слов

смелый бдительный предприимчивый
кроткий робкий упрямый
осторожный решительный пессимистичный
непостоянный бесцеремонный внимательный
неумный трусливый не думающий
ловкий бойкий предусмотрительный
хладнокровный колеблющийся удалой
стремительный легкомысленный боязливый
не задумывающийся жеманный непредусмотрительный
оптимистичный добросовестный чуткий
меланхоличный сомневающийся неустойчивый
трусливый небрежный взволнованный
опрометчивый тихий боязливый
внимательный неблагоразумный смелый
рассудительный быстрый мужественный
предприимчивый осторожный предусмотрительный
взволнованный рассеянный робкий
малодушный неосторожный бесцеремонный
пугливый нерешительный нервный
исполнительный преданный авантюрный

Продолжение таб. 8

предусмотрительный бойкий отчаянный
укрощенный безразличный небрежный
осторожный беззаботный терпеливый
разумный заботливый храбрый
предвидящий неустрашимый добросовестный
поспешный пугливый беззаботный
рассеянный опрометчивый пессимистичный
осмотрительный рассудительный предприимчивый
тихий неорганизованный боязливый
оптимистичный бдительный беззаботный

Обработка результатов

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие пункты: 1/2;2/1;2/2;3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2 ;12/1; 12/3;13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2 ; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида

Таблица 9. Бланк-ключ

 
                             
                             
                             
 
                             
                             
                             

В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т.д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к защите.

При сумме от 2 до 10 баллов – низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите; при сумме от 11 до 15 баллов – средний уровень мотивации; при сумме от 16 до 20 баллов – высокий уровень мотивации; при сумме свыше 20 баллов – очень высокий уровень мотивации.

Наши рекомендации