Модуль 3. Организация предприятия

Модуль 4.Государственная поддержка малого бизнеса

Основные понятия и термины по теме:

1. Организационно-правовые формы предприятия

2. Основные фонды предприятия .

3. Налоговый режим.

4. Субъекты малого и среднего предпринимательства

План изучения темы

1. Определение организационно-правовой формы для собственного предприятия

2. Определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия.

3. Принятие решений о необходимости привлечения дополнительных источников финансирования для собственного предприятия. Расчет срока окупаемости предприятия.

4. Планирование рисков.

5.Оптимизация бизнес – плана за счет изменения характеристик продукта критериев оценки качества услуг

6. Отнесение предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

7. Определение потенциальной возможности для различных предприятий малого и среднего бизнеса претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области

8.Определение потенциальной возможности для собственного предприятия претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области

Краткое изложение теоретических вопросов:

Организационно-правовые формы предприятия

Начиная собственное дело, очень важно выбрать оптимальную организационно-правовую форму своего предприятия.

В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство.

Наиболее распространенные среди начинающих предпринимателей формы создания своего бизнеса.

• индивидуальный предприниматель;

• общество с ограниченной ответственностью;

• акционерное общество (закрытое, открытое).

Каждая из этих форм имеет свои недостатки и свои преимущества.

Выбор определенной организационно-правовой формы предприятия зависит от мно­жества различных факторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных ви­дов бизнеса.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Практические занятия

1. Определение организационно-правовой формы для собственного предприятия

2. Определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия.

3. Принятие решений о необходимости привлечения дополнительных источников финансирования для собственного предприятия. Расчет срока окупаемости предприятия.

4. Планирование рисков.

5.Оптимизация бизнес – плана за счет изменения характеристик продукта критериев оценки качества услуг

6. Отнесение предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

7. Определение потенциальной возможности для различных предприятий малого и среднего бизнеса претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области

8.Определение потенциальной возможности для собственного предприятия претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составление структуры для принятия решения об организационно-правовой форме предприятия

2. Расчет налогов с применением разных режимов налогообложения

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Определение основных расходных статей, связанных с открытием и ведением нового бизнеса.

2. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятия Определение и обоснование основных фондов предприятия в зависимости от особенностей функционирования предприятия

3. Обоснование использования специальных налоговых режимов

4. Отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства

5. Обоснование потенциальной возможности для различных предприятий малого и среднего бизнеса претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля Охват тем (указать номера тем, подлежащих контролю) Форма контроля
Модуль1. Бизнес – идея - Определение вида каждого товара по степени долговечности и на основе покупательских привычек. Отбор перспективной бизнес - идеи. Планирование полевого исследования или бизнес – интервью. - Планирование товара (продукта) / услуги - Составление «портрета» потребителя - Корректирование товара / услуги в соответствии с «портретом» потребителя 1. Заполнение разделов бизнес – плана «Сведения о товаре» Наблюдение и оценка выполнения практических действий  
Модуль 2. Ресурсы предприятия - Определение основных фондов предприятия в зависимости от особенностей предприятия - Определение требований к помещению для открытия собственного предприятия. - Расчет расходов на помещение - Определение основных фондов собственного предприятия. - Расчет затрат на расходные материалы. Расчет затрат на заработную плату работников.   Наблюдение и оценка выполнения практических действий  
Модуль 3. Организация предприятия - Определение организационно-правовой формы для собственного предприятия - Определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия. - Принятие решений о необходимости привлечения дополнительных источников финансирования для собственного предприятия. Расчет срока окупаемости предприятия. - Планирование рисков. - Оптимизация бизнес – плана за счет изменения характеристик продукта критериев оценки качества услуг Наблюдение и оценка выполнения практических действий  
Модуль 4. Государственная поддержка малого бизнеса - Отнесение предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства - Определение потенциальной возможности для различных предприятий малого и среднего бизнеса претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области - Определение потенциальной возможности для собственного предприятия претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области Наблюдение и оценка выполнения практических действий  

Итоговый контроль по дисциплине

Защита проекта Тема проекта «Бизнес – план организации»

Содержание проекта:

1. Определить конкретные направления деятельности фирмы.

2. Оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будут предлагаться.

3. Оценить ресурсы фирмы.

4. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации.

5. Предусмотреть возможные проблемы.

6. Оценить финансовые ресурсы.

7. Рекомендуемая структура бизнес – плана:

- Титульный лист (название и адрес фиры, суть предлагаемого проекта)

- Услуги (описание услуг, потенциальные потребители, основные конкуренты, структура услуг. оценка спроса, возможная цена)

- План маркетинга (система реализации услуг. реклама, структура цены).

- Производственная программа (место осуществления услуги, оценка месторасположения, методы и стандарты осуществления услуг. издержки при оказании услуг).

- Организационный план (схема управления, перечень имеющихся специалистов, формы оплаты труда).

- Финансовый план (затраты, источники финансирования, налоговые последствия).

- Оценка риска (отношение местных властей. альтернативные услуги конкурентов, платежеспособность потребителей, трудности с набором кадров).

Рекомендуемая структура бизнес – плана не является обязательной. Конкретная программа той или иной фирмы может включать не все разделы. Также может варьироваться глубина разработки включаемых разделов.

Срок выполнения: 4 недели.

Формат выполнения задания: 9-11 печатных листов формата А 4.

Презентация проекта: Проект выполняется индивидуально или в группах. На защиту каждой группе отводится не более 10 минут, в течении которых группе необходимо представить результаты работы (по желанию в виде презентации MS Power Point).

Критерии самостоятельной оценки презентации:

Критерии Баллы
1. Наглядность и привлекательность презентации.
2. Оригинальность и эффективность проекта.
3. Есть ли реальные результаты.
4. Полнота использования ресурсов.
5. Степень перспективности проекта.
6. Положительное влияние проекта.
7. Контакт с аудиторией.
8. Оценка форм презентации:
9. Владение навыками публичного выступления:
10. Использование наглядных средств:
Общий результат  

· 40-50 баллов. Отличный результат.

· 30-39 баллов. Хороший результат.

· 20-39 баллов. Удовлетворительный результат

ГЛОССАРИЙ

Акционерное общество – организационная форма объединения средств (вкладов) предприятий, организаций, других юридических лиц и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Существуют закрытые и открытые акционерные общества.

Акционерный капитал – капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.

Акция – вид ценной бумаги, выпускаемой акционерными обществами, которая удостоверяет внесение средств ее владельцем на цели развития данного общества и дает владельцу право на получение части прибыли предприятия в виде дивиденда.

Различают акции обыкновенные, привилегированные, именные, на предъявителя, трудового коллектива и др.

Аренда – основанное на договоре срочное и возмездное пользование землей, предприятием, основными производственными фондами, иным имуществом, переданным арендатору для самостоятельной хозяйственной деятельности.

Б

Балансовая прибыль – общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в его балансе.

Банковское кредитование – метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности.

Банкротство – неспособность осуществлять платежи по долговым обязательствам, удостоверенная судебной инстанцией.

Безработица – ситуация в экономике, при которой часть трудоспособного населения, становясь относительно избыточной (резервной армией труда), не имеет работы, ищет ее и готова переквалифицироваться. Различают естественную (фрикционную, институциональную, добровольную) и вынужденную (технологическую, структурную, региональную) безработицу.

Бизнес – экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.

Бизнес-план – краткое изложение целей и путей достижения организуемого фирмой производства (услуги), используемое для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы.

Биржа фондовая – организованный и регулярно действующий рынок ценных бумаг.

Биржевые сделки – сделки, совершаемые на бирже, проводятся по определенным правилам биржевыми посредниками. Включают сделки с реальными ценностями, форвардные (срочные) сделки, фьючерсные и опционные сделки.

Будущая стоимость – сумма, полученная в результате накопления процентов по вкладу по истечении периода, на который осуществляется расчет.

Бухгалтерский баланс –способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на 1-е число месяца, квартала, года.

в

Валовая выручка– полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.

Валовая прибыль – часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов.

Валовой доход – конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.

Валовой национальный продукт (ВНП) – общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года.

Валовые (общие) издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

Валюта баланса – итоги по активу и пассиву бухгалтерского баланса.

Вексель –письменное долговое обязательство, удостоверяющее бесспорное право его владельца (векселедержателя) требовать по истечении определенного срока уплаты денег векселедателем.

Венчурный капитал – инвестиции в форме выпусков новых акций в новых сферах деятельности, связанных с большим риском.

Вмененные издержки –альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Г

Гарантированная ссуда – кредит, предоставленный под определенный залог.

ГОСТ РФ – Государственная система стандартизации Российской Федерации.

Государственный фонд содействия занятости – самостоятельная финансовая система, которая используется для финансирования мероприятий по реализации политики занятости.

Д

Депозит – денежная суммаили иная ценность, отданная на хранение в финансовое учреждение.

Диверсификация – одновременное помещение вложений фирмы в различные, не связанные между собой виды производства и отрасли, расширение ассортимента производимых товаров и услуг. Осуществляется в целях получения большей суммарной прибыли, завоевания рынка, страхования капитала от риска,

Дивиденд – величина выплат по акциям, зависящая от прибыли, указанной в балансе акционерного общества.

Долгосрочный период – временной отрезок, в течение которого возможны изменения в привлечении всех видов ресурсов.

Домашнее хозяйство – экономическая единица, производящая и потребляющая товары и услуги.

Доход валовой (общий доход) – полная выручка, получаемая предприятием от реализации своей продукции и услуг.

Доход предельный – доход предприятия, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, или приращение валового дохода вследствие реализации добавочной единицы продукции. Рассчитывается как отношение прироста валового дохода к приросту количества продукции.

Е

Единая система конструкторской документации (ЕСКД)– комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, применяемой в промышленности.

Единая система технологической документации (ЕСТД) – комплекс мероприятий, устанавливающий единые взаимосвязанные правила, нормы, положения формирования, комплектации и обращения, унификации и стандартизации технологической документации.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТП) –устанавливаемая ГОСТами система организации и управления технологической подготовкой производства.

Ж

Жизненный цикл изделия – период чередования пяти различных жизненных фаз изделия: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.

З

Закон предложения – при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.

Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены,

Закон спроса и предложения – приспособление производства и предложения по объему и структуре к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами.

Занятость – не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личностных и общественныхпотребностей и, как правило, приносящая им заработок.

Заработная плата– доход в денежной или натуральной форме, получаемый наемным работником. Основные формы заработной платы: тарифная (повременная и сдельная), бестарифная и смешанная (комиссионная, дилерская и т. п.).

И

Издержки валовые (общие)– суммарные затраты фирмы на выпуск продукции. Включают постоянные и переменные издержки.

Издержки переменные – затраты фирмы на ресурсы, объемиспользования которых зависит от количества выпускаемой продукции. Включают расходы на сырье, топливо, заработную плату рабочих и др.

Издержки постоянные – затраты фирмы на ресурсы, количество которых не зависит от объема производства в краткосрочном периоде. Состоят из амортизационных отчислений, накладных расходов, процента по кредитам, заработной платы управляющих и др.

Издержки предельные – затраты фирмы при производстве дополнительной единицы продукта. Рассчитываются как отношение прироста валовых издержек к приросту количества продукции.

Издержки производства и реализации продукции – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Износ основных фондов –постепенная утрата основными фондами (зданиями, машинами и другими средствами труда) их полезных свойств. Различают физический и моральный износ основных производственных фондов.

Изобретения – новые и обладающие существенным отличием технические решения задач в любой области экономики, дающие положительный эффект.

Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые в предпринимательской деятельности.

Инвестиции – вложениесредств в определенное предприятие, дело в целях получения дохода.

Инвестиционный портфель – набор ценных бумаг (финансовых активов), в которые вложены денежные средства инвестора.

Инвестиционный риск – вероятность ущерба в результате инвестирования. К инвестиционным рискам относятся портфельные риски, т. е. риски инвестирования в ценные бумаги и риски новаторства.

Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Иностранное предприятие – предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль.

Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Инфрастуктура рынка – совокупность экономических институтов, обеспечивающих функционирование рынка (сеть предприятий торговли, посреднических организаций, кредитных учреждений, страховых, транспортных и иных фирм).

К

Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость при использовании труда наемных рабочих.

Капитальные вложения (инвестиции) – по финансовому определению, это все виды активов (средств), вкладываемые в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды). По экономическому определению, это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также не связанные с ними изменения оборотного капитала.

Качество продукции – совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворить определенные потребности человека и общества.

Квалификация – набор требуемыхдля выполнения работы навыков, знаний и опыта.

Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

Конверсия – переориентация предприятияна производство продукции принципиально другого типа.

Конкурентоспособность – способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высококачественном уровне.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.

Конкурсная масса – имущество предприятия-должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов. Формируется в процессе конкурсного производства.

Конкурсное производство – процедура ликвидации имущества несостоятельного предприятия и соразмерного распределения полученных средств между кредиторами. Решение об открытии конкурсного производства принимает арбитражный суд.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий различных отраслей, связанных посредством системы участий, патентно-лицензионных соглашений, условиями финансирования, тесного производственного сотрудничества-

Концессия – предоставление прав на разработку и освоение возобновляемых ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Корпорация – экономическая единица, создаваемая за счет продажи акций. Финансовая ответственность собственников корпорации распространяется только на сумму их вклада в акционерный капитал.

Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг.

Кредит – предоставление финансовых или материальных средств вдолг.

Кредитный договор –договор, по которому одна сторона (кредитор) передает другой стороне (заемщику) денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.

Кредитор – физическое или юридическое лицо, предоставляющее что-либо в долг, в кредит.

Кредитоспособность предприятия – наличие у предприятия предпосылок для получения кредита и его возврата в срок.

Критерий эффективности –главный признак оценки эффективности, раскрывающий ее сущность.

Кружки качества (группы качества) –форма демократизации капитала, создающая заинтересованность рабочих в постоянном улучшении качества продукции.

Л

Ликвидность предприятия – способность предприятия вовремя оплатить обязательства, или возможность превращения статей актива баланса в деньги для оплаты обязательств.

Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем, средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования и транспортных средств.

Лицензия – специальное разрешение юридическому лицу уполномоченных на то государственных органов осуществить конкретные, оговоренные законом хозяйственные операции, включая внешнеторговые (экспортные и импортные).


М

Малое предприятие – хозяйственная единица, характеризующаяся небольшим количеством занятых и несущественным объемом оборота. Критерии отнесения предприятия к малым фиксируются в законодательстве; такие предприятия имеют скидки в налогообложении и другие льготы в целях развития малого бизнеса и увеличения производства товаров.

Маркетинг– совокупность взаимосвязанных мероприятий фирм по анализу состояния рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.

Материалоемкость продукции – затраты сырья, материалов и других, материальных ресурсов на единицу произведенной продукции. Снижение материалоемкости позволяет получить больше готовых продуктов из тех же материальных ресурсов, снижает себестоимость продукции и затраты на развитие сырьевых отраслей.

Межотраслевой комплекс –интеграционная структура, гарантирующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающий явления и процессы на локальном уровне: цены, спрос, предложение на отдельных рынках, мотивы действий отдельных экономических субъектов и т.п.

Мировое соглашение – процедура достижения договоренности между предприятием-должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки платежей или скидки с долгов.

Монополист – единственный производитель конкретного товара. Как правило, назначает за этот товар монопольно высокую цену. В результате потребители и общество несут повышенные издержки.

Монополистическая конкуренция – рынок, характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок является относительно свободным; в известной степени фирмы в условиях монополистической конкуренции могут контролировать цены продукции; развита неценовая конкуренция.

Монопсония– положение, при котором на рынке выступает единственный покупатель какого-либо товара. В этом случае товар покупается по заниженным ценам.

Мотивация труда – система мер, направленная на повышение производительности труда, улучшение его качества и профессиональный рост.

Н

Наименьшие затраты – прием в проектном анализе, применяемый в тех случаях, когда выгоды от проекта заранее заданы, но труднооценимы в денежном измерении.

Налоги – обязательныевзносы в госбюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – налог на стоимость, добавленную в процессе производства товара и услуги.

Налог на прибыль (корпораций, предприятий) – налог, взимаемый с прибыли юридических лиц,

Налог на имущество – вид прямого налога, взимаемого с физических и юридических лиц – собственников или арендаторов имущества.

Научно-технический прогресс – непрерывный процесс открытия и применения новых знаний в отечественном производстве, позволяющий при наименьших затратах соединять имеющиеся ресурсы для выпуска высококачественных конечных продуктов.

Научно-технологическая подготовка производства – комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

Несовершенная конкуренция – состояние рынка, при котором фирма занимает столь существенное место в объеме производства и продаж, что может влиять на цены. При увеличении выпуска продукции рынок насыщается и цены снижаются. Несовершенная конкуренция складывается при чистой монополии, олигополии, производстве дифференцированной продукции.

Несостоятельность предприятия – неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Предприятие считается несостоятельным только при наличии решения арбитражного суда, либо решения предприятия о добровольной ликвидации.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей.

Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная наемным работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц, год и т.д.).

Нормальная прибыль – прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в производство владельцем фирмы.

О

Облигация –ценная бумага, выпускаемая государством или предприятиями как их долговое обязательство. Доход по облигациям выплачивается в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости. Облигация не дает права владельцу на участие в управлении.

Оборот оборотных средств – движениеоборотных средств предприятий, последовательный переход из одной формы в другую. Чем быстрее оборачиваются оборотные средства на предприятии, тем больше продукции оно может выпустить с той же суммой оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается строгим соблюдением нормативов производственных законов, сокращением производственного цикла, быстрейшей реализацией готовой продукции.

Оборотные производственные фонды – предметы труда, используемые в производстве (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части для ремонта и др.). Полностью потребляются в каждом производственном цикле и приобретаются за счет оборотных средств предприятия.

Оборотные средства – выраженные в денежной форме средства предприятия, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, затраты на освоение новой продукции, расходы будущих периодов.

Общественные работы – вид временной занятости граждан, организуемой местными органами в целях предотвращения безработицы и удовлетворения муниципальных нужд в продукции и услугах. Общественные работы чаще всего создаются в учреждениях городского и коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и др.

Общество с дополнительной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами; участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.

Общество с ограниченной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами; уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Олигополия – положение на рынке, при котором лишь несколько фирм производят однородный или дифференцированный продукт. При этом доступ на рынок затруднен, осуществляется контроль за ценами.

Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция в оптовом обороте.

Организационная структура управления предприятием – состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям. Различают линейную, функциональную, дивизиональную, проектную и матричную структуры управления.

Основные производственные фонды –средства труда (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.) с помощью которых изготавливается продукция. Они служат длительный срок, сохраняют в процессе производства свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Пополняются за счет капитальных вложений.

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в национальном воспроизводстве.

П

Переменные издержки – издержки, размер которых зависит от объема производства фирмы.

Период возврата капитальных вложений –период времени необходимый для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений.

Платежеспособность предприятия–способность предприятия выполнять свои внешние обязательства, используя свои активы.

доступности рабочего места.

Полезность – удовлетворение, которое приносит потребление товара или услуги.

Полная занятость – состояние рынка рабочей силы, при котором существует только структурная и функциональная безработица; это минимально возможный уровень незанятости при данной конъюнктуре.

Полное товарищество – объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, члены которого участвуют в делах товарищества лично и несут материальную ответственность не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.

Постоянные издержки – издержки, размер которых не зависит от объема производства.

Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара.

Предпринимательство –инициативная, в рамках действующего законодательства, деятельность по созданию, функционированию и развитию предприятия, имеющая своей целью сбыт производимой продукции (услуг) и получение прибыли. Предпринимателем может является одно или несколько физических или юридических лиц.

Предпринимательский риск – вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческого решения. Подразделяется на производственный, финансовый и инвестиционный риски.

Предприятие – являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие –участник внешнеэкономической деятельности – самостоятельное юридическое лицо, участвующее в торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, валютно-финансовых, кредитных и иных отношениях с иностранными контрагентами.

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами.

Прибыль валовая – разность между совокупностью доходов и расходов фирмы до уплаты налогов.

Прибыль от реализации основных средств (имущества) – положительный финансовый результат, отражающий прибыль от продажи различных видов имущества, принадлежащих предприятию.

Прибыль от реализации продукции – положительный финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию.

Прибыль чистая – остаток валовой прибыли после уплаты установленных законодательством налогов.

Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей; измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального про

Наши рекомендации