Модуль 6 Формирование результатов деятельности предприятия. Прибыль предприятия. Ценообразование в СКСиТ. Экономика труда на предприятиях СКСиТ
1. Предмет и задачи курса экономики социально-культурного сервиса и туризма.
2. Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма.
3. Основные концепции экономики социально-культурного сервиса и туризма.
4. Материальное состояние населения, его структура, дифференциация и динамика.
5. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования.
6. Источники, принципы и порядок финансирования социально-культурной сферы.
7. Социальные льготы; налогообложение; благотворительное финансирование социально-культурной сферы.
8. Расчетная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме.
9. Оплата труда специалистов социально-культурного сервиса и туризма.
10. Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности.
11. Идеология и история развития предпринимательской деятельности.
12. Типология и структура предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.
13. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.
14. Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.
15. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.
16. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма.
17. Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствования.
18. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей.
19. Проблемы, перспективы и тенденции развития социально-культурного сервиса и туризма в России и за рубежом.
20. Предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме.
21. Сущность предпринимательской деятельности.
22. Цель предпринимательской деятельности.
23. Предпринимательский успех.
24. Место и роль предпринимательства на современном этапе развития социально-культурного сервиса и туризма в России.
25. Государственное и частное предпринимательство.
26. Классификация и формы предпринимательской деятельности.
27. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью.
28. Приоритетные направления развития предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.
29. Малое предпринимательство и его роль в развитии социально-культурного сервиса и туризма в России.
30. Экономические основы функционирования предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка.
31. Основные фонды предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.
32. Оборотные фонды предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.
33. Расчет себестоимости туристского продукта и услуг социально-культурного сервиса.
34. Ценообразование видов деятельности социально-культурного сервиса и туризма.
35. Налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме.
36. Финансовые результаты деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.
37. Показатели эффективности деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.
38. Анализ финансово-экономического положения предприятия (организации) социально-культурного сервиса и туризма.
39. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия (организации) социально-культурного сервиса и туризма.
2) Вопросы для дискуссии
1. В чем состоит экономическая и социальная значимость туризма?
2. Что такое «видимая» и «невидимая» торговля?
3. В чем заключается значение туризма как фактора экономического прогресса и развития?
4. Что такое функция сглаживания туризма?
5. Что такое эффект мультипликации в туризме?
6. Назовите основные тенденции развития современного туризма.
7. Каковы основные проблемы экономики туризма?
8. Что такое туристское ожидание и туристский опыт?
9. Каковы лимитирующие факторы экономики туризма?
3) Проблемные вопросы
4) По данной информации разработать модель управления туризмом в регионе (в виде блок-схемы) как социально-экономической системой, выделить наиболее актуальные проблемы в регионе.
Факторы экономические, политические, социальные, культурные, природные, научно-технические в совокупности оказывают воздействие на субъект и на объект, и их взаимоотношения (туристские предприятия). Однако под влиянием ряда факторов (нестабильная политическая ситуация, природные катаклизмы, неблагоприятная экология, экономические кризисы, рост безработицы) уязвимыми, в первую очередь, становятся специализированные предприятия и учреждения непосредственно обслуживающие туристов. Как показывает практика многих стран, именно подобного рода предприятия становятся банкротами в условиях политических, природных катаклизмах и др. Поэтому предприятия и организации, которые уже диверсифицировали или смогут диверсифицировать перечень предоставляемых ими услуг, смогут выжить. Диверсифицируя свою деятельность, фирма проникает в новые для себя отрасли и сферы, и тем самым расширяет ассортимент товаров и услуг. Когда одна отрасль переживает экономический спад, другая процветает, таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. В результате диверсификации предприятие приобретает многоотраслевой характер, проникает в новые наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами. А предприятия и организации, которые жестко привязаны к оказанию исключительно туристских услуг будут испытывать значительные трудности текущей ситуации. Диверсификация позволяет повысить конкурентоспособность и улучшить финансовое положение (количественные и качественные показатели работы). Перелив капитала из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуя традиционный рынок капитала. Таким образом, диверсификацию можно рассматривать как фактор устойчивого развития системы туризм. Такой подход дает предпосылки рассматривать устойчивость системы в сложных экономических, политических, природно-климатических условиях и позволяет государству выработать механизмы государственного регулирования и управления туризмом с позиции равновесия туристской системы. Анализ внешней среды, по мнению автора, показывает наиболее значительные факторы, которые находятся вне контроля предприятия, и даже вне контроля принимающего региона, а именно: сезонность, уровень доходов населения. Данная особенность налагает определенные требования на портфель туристской организации: она должна располагать набором туров (услуг), обеспечивающих бесперебойность работы в течение всего года. В некоторых случаях это достигается за счет дифференциации деятельности фирмы (большинство предприятий помимо основной деятельности могут заниматься строительством, торговлей, предоставлять транспортные услуги, гостиничные услуги, спортивные и т. д.). Одной из основ процесса планирования деятельности фирмы и диверсификации портфеля (продуктов) услуг является анализ сезонных колебаний. Поэтому, предприятия и организации, привязанные к обслуживанию туристов, должны проводить анализ, оценку ситуаций и прогнозировать оптимальные варианты решений. |
Государственно-правовое регулирование туризма в Росси 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародн. голосованием 12 дек. 1993 г.- М.: Юрид. лит., 1993.- 63 с. 2. Об основах туристской деятельности в РФ: Федеральный закон от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 49. 3. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике.- М.: Б.И., 2008.- 642 с. 4. Социально-экономическое положение Алтайского края: Стат. сб. /Алт. краев. ком. гос. статистики.- Барнаул: Б.и., 2008.– 78 с. |
Факторы в Алтайском крае ???
Фактор | Типы туризма |
Практические задания