Стейкхолдеры: кластеры интересов, Управление стейкхолдерами.

Анализ стейкхолдеров

Под стейкхолдерами понимают любую группу или индивида которые могут влиять на деятельность организации. Используя свою власть стейкхолдеров могут влиять на развитие конкурентной борьбы

Стейкхолдеров разделяют на 4 категории:

1) Группы влияния финансирующие компанию ( акционеры, банки)

2) Менеджеры которые руководят компанией

3) Служащие работающие на компанию, а именно та их часть которая заинтересована в достижении целей компании

4) Экономические партнеры к которым относят покупателей и поставщиков и другие экономические субъекты

( нам необх выделить 4 группы стейкхолдеров, рассм опр людей которые влияют на принятие решений и тп)

Анализ стейкхолдеров включает в себя:

Определение области их интересов, оценку их целей, сбор информации о них, использование этих данных в процессе стратегического управления и применение принятой стратегии;

По результатам анализа стейкхолдеров получают необходимую для выбора стратегических приоритетов информацию, а именно выявляют стейкхолдеров имеющих власть и силу способствовать или противодействовать достижению стратегических целей компании

Отраслевой анализ

Отрасль объединяет предприятия, виды бизнеса, производящие сходные по назначению и характеристикам качества продукты и услуги.

В ходе отраслевого анализа изучается современное состояние отрасли и динамика ее развития

Отрасль как хозяйственная система представляет собой совокупность различающихся по функциям и задачам система, те технологическую, инженеринговую, отраслевую, систему подготовки и переподготовки кадров, материально техническое-снабжение, товарные рынки и тд

Целью отраслевого анализа является определение ключевых факторов успеха в данной отрасли, определение привлекательности отрасли и отраслевого рынка для вхождения в отрасль, а также воздействие наиболее значимых стейкхолдеров на развитие конкуренции в отрасли, для этого необходимо исследовать конкурентные отношениях отрасли и установить стадию жизненного цикла в отрасли

Стадии жизненного цикла: зарождение, рост, зрелость, пик спад( падение).

К растущим и инновационным отраслям относятся производство продуктов с использованием нанотехнологий, телекоммуникации, производства систем с элементами искусственного интеллекта

Зрелость. К зрелым отраслям относятся отрасли входящие в машиностроительный комплекс

Спад. К отраслям находящимся на стадии технологического спада относятся отрасли входящие в топливно-энергетический комплекс, металлургия

В процессе отраслевого анализы выделяют следующие характеристики отрасли:

1) Размер отрасли

2) Структура отрасли

3) Структура отраслевых издержек ( капиталоёмкий, трудоемкая, наукоемкие)

4) Технологическая база отрасли

5) Рыночная инфраструктура отрасли

6) Государственное регулирование

7) Инновационные системы отрасли

8) Перспективы роста отрасли ( для оценки масштабов отрасли нужно выяснить хар-ки отраслевых рынков, продуктов, компаний, технологий; выяснить это можно ответив на некоторые вопросы: Каков размер отрасли? -Как по числу действующих в ней предприятий так и в отношении денежной оценки. Каковы темпы роста отрасли по отношению к росту ВВП? Имеются ли предпосылки для выхода на мировой рынок? Каковы размеры отрасли в глобальном масштабе? Явл ли продукт отрасли дифференцированным? Каков потенциал развития технологической базы отрасли? Какова возможность внедрения технологических инноваций в отрасли? Высок ли коэффициент обновляемости продукции в отрасли? Высока ли концентрация производства в отрасли?- при этом применяется некая шкала: если 4 крупных производителя отрасли охватывают 75% рынка, то высокий уровень концентрации,если охватывают 45-75% то средний уровень концентрации и менее 45% - низкий уровень

9) Структура и интенсивность конкуренции

10) Ключевые факторы успеха

По итогам отраслевого анализа определяются стратегические факторы развития отрасли

По результатам анализа микросреды определяются КФУ это общие доя всех фирм управляемые переменные воздействуя на которые предприятие может улучшить свою конкурентную позицию в отрасли

КФУ определяет финансовый и кон

Методы анализа микросреды.

Микросреда

Микросреда включает субъекты рынка, действия которых непосредственно сказываются на результатах деятельности фирмы. Микросреду по другому называют беловую, она включает: поставщиков ресурсов, сырья, комплектующих, капитала, отдельно выделяют поставщиков труда – наемных рабочих, так же включают в себя покупатели продукции фирмы в том числе оптовые покупатели, конкурирующие компании, гос организации контролирующие деятельность фирмы, контактные аудитории (СМИ, общество потребителей, общественно экологическое организации), маркетинговые посредники и законодательство.

Микросреда :

Конкурентныйанализ. Основные объекты исследования – отраслевой и конкретный товарный рынок. Анализ начинается с общего положения дел в отрасли и определение доминирующих в ней конкурентных сил, для этого исп модель 5 сил Гортера, которая включает в себя 2 компонента(движущие силы и детерминанта национальной экономики).

Движущаясила: покупатели, поставщики, производители замещающих товаров, формы вновь входящие в отрасль и действующие в отрасли конкуренты.(модель 5 сил). Возможность воздействия на конкурентную борьбу каждой из сил определяется 2 факторами – экономическим потенциалом и структурой.

Покупатели. Постоянно требуют повышения качества продукции для удовлетворения растущих потребностей, вынуждая предприятия увеличивать уровень затрат на качество. Способность воздействовать на конкурентную ситуацию каждой группы покупателей определяется рядом условий: закупки больших объемов товаров или покупаемые продукты стандартны и не деффиренцированы.

Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельность субъектов , снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество ее продукции.

Замещающие отрасли. Производят товары заменители, ограничивают потенциал прибыльности отрасли, определяя потолок цен, который фирмы могут установить. Особенно велико влияние тех товаров заменителей, который улучшают соотношение цена-качество по сравнению с продуктом отрасли.

Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, т.е. это новые конкуренты, которые становятся серьезной угрозой при снижении барьеров входа. Новые конкуренты могут предложить более низкие цены, что приведет к снижению объема продаж и нормы прибыли. Вхождение на рынок препятствует барьеру входа:

1) возможность снижения составляющих себестоимости или эффективная реализация отдельных функций (маркетинг системы обслуживания)

2) дефференциация продукта благодаря чему предпочтение потребителей остаются на стороне торговой марки

3) доступ канала распрделения.

Следует обобщить полученные результаты по определению силы воздействия движущих сил, для этого используется матрица попарного сравнения.

Анализ микросреды продолжение

Второй компонетой модели портера является детерминанты конкурентного преимущества страны, региона или отрасли. Детерминанты каждой в отдельности и все вместе как система создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны и региона.

Детерминанты:

1) Факторы производства, к параметрам его относятся людские ресурсы (классификация, количество, стоимость часа работы), физические ресурсы (количество, качество, доступность, стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов), ресурс знаний (сумма научной, технической, рыночной информации, влияющий на товары и услуги), денежные ресурсы (объемы и стоимость капитала различных форм).

2) Инфраструктура, относятся к нему система связи, энергоснабжения, транспортная система, система здравоохранения, образования, культуры, рыночная инфраструктура и другие факторы, определяющие уровень жизни и привлекательность страны и региона как место проживания и работы

3) Родственные и поддерживающие отрасли, обеспечивают фирму сырьем, энергией, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией. Влияние поддерживающих отраслей на конкурентоспособность предприятия очень велико.

4) Случайные события, могут усиливать и ослаблять конкурентные преимущества

5) Государство и его роль, которые ослабляют и усиливают конкуренцию, так как на результаты деятельности фирмы воздействуют денежно-кредитңое, налоговое, таможенная политика, государства, наличие гос заказа, тарифы на энергоносители и транспортные услуги

Анализ детерминант позволяет выявить характеристики внешней среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие рыночной конкуренции. Результаты анализа вносятся в таблицу.

Характеристика влияния компонентов модели детерминант на конкурентные преимущества предприятия. (На рынке промышленного газа)

Компоненты Степень влияния на конкуренцию
высокая средняя низкая
Основные факторы производства
Технология +    
сырье   +  
энергосбережение +    
Географическое положение     +
Человеческие ресурсы +    
Инфраструктура: »транспорт »Связь/интернет   +  
  +  
Доступность инвестиционных ресурсов +    
Поддерживающие отрасли
газовые +    
химические     +
машиностроение   +  
Отраслевая структура и стратегии
Масштаб и количество предприятий   +  
Ориентация на монополизацию или конкурентную борьбу     +
государство
Либерализация рынка газа +    
Налоговое законодательство   +  
Система технических регламентов     +
Система образования   +  

Наши рекомендации