II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные: ____

Согласные: ___________________________________________________________________

[б], [п,] [м] ____

[в,] [ф]________

[д,] [т,] [н] ____

[г,] [к,] [х] ____

[й]___________

свистящие ____

шипящие _____

аффрикаты ___________________________________________________________________

[л,] [л’]_______

[р,] [р’] _______

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол – стул, косы – козы;

папа – баба, горка – корка;

точка – дочка, миска – мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

Импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

Наши рекомендации