II. Коррекция фонетической стороны речи

Пояснительная записка

Одним из распространенных речевых нарушений, которое имеет тенден­цию к значительному росту является стертая форма дизартрии.

Стертая форма дизартрии представляет собой сложное речевое расстрой­ство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процес­са моторной реализации речевой деятельности.

Сложность коррекции этого речевого дефекта связана с тем, что наруше­ние звукопроизносительной стороны речи с трудом поддается исправлению, отрицательно влияет на формирование фонематического, лексического и грам­матического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторич­ные отклонения в их развитии. Более того, как показывает практика, стертая форма дизартрии часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. Эти причины становятся серьезным пре­пятствием для успешного обучения в школе.

Своевременная коррекция нарушения речевого развития детей со стертой формой дизартрии является одним из необходимых условий готовности ребен­ка к усвоению школьных знаний. С другой стороны, данная проблема, на наш взгляд, недостаточно разработана и освещена в литературе, недостаточно воспол­нены пробелы в изучении данной формы речевой патологии.

Цель: выстроить систему коррекционного воздействия на ребенка со стертой формой дизартрии.

Достижение этой цели связано с необходимостью реализации следующих задач:

§ выделить различную структуру дефекта при стертой форме дизартрии;

§ реализовывать дифференцированный подход в процессе логопедической ра­боты с данной категорией детей;

§ определить направления и разделы коррекционной работы;

§ разработать примерное содержание этих разделов.

При разработке направлений коррекционного воздействия принималось во внимание, что стертая форма дизартрии – это:

§ стойкое нарушение произношения различных групп звуков, характеризую­щееся определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодей­ствием речеслухового и речедвигательного анализаторов;

§ нарушение формирования интонационной структуры предложения;

§ голосовые нарушения, которые обусловлены нечеткой артикуляциейи лег­кими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи;

§ недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слу­ховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа;

§ недоразвитие лексики и грамматического строя речи, которые становятся производными и носят характер вторичных нарушений.

Поэтому условно детей со стертой формой дизартрии можно разделить на две группы:

§ стертая форма дизартрии с фонетико-фонематическим недоразвитием;

§ стертая форма дизартрии, сочетающаяся с ОНР.

Этапы коррекционной работы

I. Пропедевтический

§ обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и артикуляционной моторики;

§ коррекция дыхательных, голосовых расстройств и просодической стороны речи.

II. Коррекция фонетической стороны речи

§ развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания;

§ коррекция звукопроизношения.

III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи

§ активизация и расширение словаря;

§ коррекция грамматических расстройств.

Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необ­ходим для детей со стертой формой дизартрии, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.

Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей со стертой формой дизартрии в структуре общего недоразвития речи.

Более наглядно коррекционную работу можно представить в следующей таб­лице:

Таблица коррекционной работы

Разделы Содержание Приёмы Лингвистический материал Примечания
I. Пропедевтический этап
Обследование, коррекция моторной сферы.     Коррекция дыхательных, голосовых растройств и просодической стороны речи Обследование. Коррекция тонкой моторики кистей и пальцев рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кинезотерапевтическая гимнастика   Работа по коррекции просодической стороны речи Формируются движения, необходимые для правильного произношения   Различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения Доступные слоговые структуры, словосочетания, скороговорки, чистоговорки     Гласные звуки и их сочетания Индивидуальный подбор упражнений с учетом неврологической симптоматики (см. Приложение № 1).   см. Приложение № 2  
II. Коррекция фонетической стороны речи
Развитие фонематического восприятия     Коррекция звукопроизношения Формируется фонематическое восприятие   Постановка нарушенных звуков, автоматизация их в слогах и словах различной структуры Упражнения для развития фонематического восприятия   Артикуляционная гимнастика, различные приемы постановки звуков, их автоматизация Звуки далекие и сходные по артикуляции, смешиваемые звуки, различные слоговые структуры, сло-ва, фразы, чистоговорки   Согласные звуки, различные слоговые структуры, прямые и обратные слоги, слова простые, многосложные, со стечением согласных см. Приложение № 3     Артикуляционные упражнения, способ постановки и речевой материал подбираются индивидуально (см. Приложение № 4).
           



III. Коррекция лексико-грамматических нарушений
Активизация и расширение словаря     Коррекция грамматического строя речи Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов   Практическое овладение грамматическим строем речи, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления рассказов       Синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений Различные слова и словосочетания, доступные для произношения детей, предметные картинки, программные темы     Фразы, чистоговорки, загадки, стихи, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок см. Приложение № 5   см. Приложение № 6  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Анкетные данные.

2. Анамнез(наличие наследственной отягощенности, протекание беременности, ро­дов, особенности раннего постнатального развития, раннее психомоторное разви­тие, речевое развитие ребенка, время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, перенесенные заболевания в раннем возрасте).

3. Состояние общей моторики (определяются моторные навыки, координация дви­жений, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых дви­жений).

Можно предложить следующие задания:

§ одеться, раздеться, обуться;

§ пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на нос­ки, присесть;

§ попрыгать на двух ногах, правой, левой;

§ подбросить, поймать мяч.

4. Мелкая моторика рук:

§ сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх (отмечается, как ребенок справляется с заданием: по образцу, словес­ной инструкции, по памяти);

§ кончиком большого пальца поочередно касаться остальных пальцев;

§ вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки;

§ собрать мозаику, горошины, спички.

5. Состояние речевой моторики:

§ вытянуть губы «хоботком»;

§ улыбнуться с оскалом зубов;

§ поднять, нахмурить брови;

§ зажмурить оба глаза, правый, левый;

§ вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку;

§ сделать язык узким, широким (обращается внимание на симметричность улыбки, посинение кончика языка, не­возможность сделать его широким, удержать язык, высунутым изо рта в спокой­ном положении).

Звукопроизношение

Проверяется изолированное произношение звуков в следующей последователь­ности: гласные, согласные губные,губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоя­щие из многократного повторения одного звука, т.к. при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звукана другой,что да­ет возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционногоаппарата.

Просодическая сторона речи.

В процессе беседы с ребенком, отмечаются такие стороны речи, как:

§ голос (тихий, громкий, неумениеговорить шепотом, наличие или отсутствие носового оттенка);

§ темп (нормальный, быстрый, медленный);

§ ритм (нормальный, аритмия);

§ сохранность пауз в речевом потоке (деление слов на слоги, скандированность);

§ высота голоса (высокий, низкий);

§ внятность речи (отчетливость, смазанность).

8. Слуховая функция.

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха,анализа исинтеза, слухопроизносительной дифференциации звуков (звуки дифференцируются попарно: твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие – шипящие; реакция в заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов оппозиционными звуками) – подними руку,если услышишь нужный звук; повтори слоги, слова; выдели начальный гласный звук; выдели звук на фоне других звуков; подбери картинки с заданным звуком; определи место звука в слове.

9. Зрительная функция.

§ заключение офтальмолога о состоянии зрения;

§ зрительный гнозис (задания на различение цвета, узнавание перевернутых, пе­речеркнутых изображений, узнавание предмета по его части, контуру).

Состояние связной речи.

§ состояние вопросно-ответной формы речи (беседа);

§ составление рассказа по сюжетной картинке;

§ составление рассказа по серии картинок;

§ составление рассказа-описания;

§ пересказ прочитанного (услышанного) рассказа.

12. Заключениео состоянии речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

А А А А оуа ОУА ОУА ОУА

§ Ослабление голоса.

У У у у АУИ АУИ ауи АУИ

А А А А ОУА ОУА оуа оуа

§ Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе.

У АЗА

У У АЗА АЗА

У У АЗА АЗА

§ Счёт от одного до пяти с постепенным усилением голоса.

§ Счет от пяти до одного с постепенным ослаблением голоса.

§ Назвать дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса: понедельник, вторник – беззвучная артикуляция, среда, четверг – шёпот; пятница, суббота – голос средней силы; воскресенье – громко (и наоборот).

§ Произнесение предложений с изменением силы голоса:

Мама ушла ДОМОЙ.

МАМА ушла домой.

§ Проговариваниестихотворений с изменением силы голоса. Например:

А сова всёближе, ближе, (голосомсредней силы)

А сова всё ниже, ниже, (голосом средней силы)

И кричит (громко) в тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок, со мной (громко).

III. Упражнения по развитию высоты голоса.Проводится путём подражания звучаниювысоты с опорой на движения руки и графические изображения.

§ Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков

У О

у у о о

§ Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух - трех звуков

АУ ay ay

§ Повышение и понижение голоса при произнесении слогов

ЗА

за за

§ «Укачивание» (имитация укачивания ребенка)

А А А

А А А

§ II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru Проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте:

II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru Бьют часы: дин - дан - дон

§ Пропеваниезнакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса и т. д.

IV Упражнения по обработке интонационной конструкции, выражающей завершённость:

1. В повествовательном предложении:

§ отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения: «Стоит сухая погода».

§ отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию: «Я хожу в детский сад, и мой друг ходит в детскийсад»

2. В вопросительном предложении:

§ отработкаинтонации в вопросительном предложениибез вопросительного слова:

- Резкое повышение тона в односложном слове (твой? - твой сок?);

- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на средние слоги (солдаты? - там солдаты?);

- Резкое повышение тона с ударением на первом слоге(этот? - этот сад?);

- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударениемна последнем слоге (письмо? - тебе письмо?);

- Выделение вопросительной интонации слова в начале, середине, в конце предложения: (Можно взять санки?Вам все понятно?Ты идёшь домой?)

§ отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом:

- выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения: (Какое сегодня число?);

- выделение интонацией вопроса вопросительногослова в середине
предложения: (Тебе сколько лет?)

§ закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжённо с логопедом, по подражанию, самостоятельно);

3. В восклицательном предложении:

§ отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов (читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания);

§ отработка интонации восклицательного предложения, выражающего обращение, требование, восклицание (проговорить сопряженно, повторить за логопедом произнести самостоятельно).

«Толя, дай книгу! Саша! Смотри!»

§ закрепление интонации восклицательного предложения в стихах:

«Бармалей, Бармалей, Бармалей! Выходи, Бармалей, поскорей! Этих гадких детей, Бармалей,

Не жалей, Бармалей, не жалей!»

4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи:

Работа проводится по материалам считалок, диалогов, игр-инсценировок,сказок по ролям. Дети должны научиться подражать голосам, интонациям героев. («Дядя Степа» С. Михалкова; «Телефон», «Путаница», «Айболит» К. Чуковского; «Tpи медведя» Л. Толстого)

Методика работы над голосом

1. Условия коррекции голоса:

§ полное использование слуха;

§ координация программы голосовой терапии со всей программой обучения ребёнка;

§ подкрепление тренировки голоса визуальными сигналами.

2. Цели голосовой терапии:

§ достижение адекватной высоты основного тона с необходимыми вариациями высоты тона, включая правильное использование просодических характеристик (словесное и логическое ударение, интонация);

§ достижение сбалансированности ротового и носового резонанса, устранение гипо- и гиперназальности;

§ овладение контролем громкости;

§ обеспечение разборчивости речи и точной артикуляции, овладение правильным ритмом и темпом.

3. Последовательность работы:

§ тренировка слухового восприятия;

§ обучение правильному использованию голоса;

§ закрепление голосовых возможностей ребенка.

4. Типы нарушений голоса:

§ нарушение высоты голоса;

§ нарушение резонанса;

§ нарушение силы голоса;

§ нарушение тембра голоса.

5. Приемы коррекции дефектов голоса:

а) нарушение высоты голоса (слишком низкий, слишком высокий, колебание высоты тона).

Для улучшения способности различать высоту тона большую пользу приносит тренировка слухового восприятия. Сначала ребенок учится определять нежелательную высоту тона (живой голос или речь с магнитофона), затем – к определению грубых и тонких различий в высоте тона (низкий, высокий; низкий, средний, высокий).

Большую пользу приносит использование визуальных стимулов: движений (руки вниз, вверх, на уровне плеч); игрушек (птички, мишка); индикатора частотометра; карточки со схемами, отражающими высоту тона; слоги, слова, фразы. Использование ходьбы по ступенькам вверх-вниз.

Слоги, слова, фразы

II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru II. Коррекция фонетической стороны речи - student2.ru

Далее визуальные сигналы исключаются, ребенок учится определять высоту тона по голосу. Перед обучением использованию правильной высоты голоса необходимо научить различать высоту тона собственного голоса. В этой работе используют синхронное чтение. Упражнение включают в себя произнесение гласных, слогов, слов, фраз на 3-х уровнях тона.

Голосовая терапия, направленная на коррекцию высоты тона, продолжается, пока ребенок не добьется оптимального воспроизведения.

б) дефекты нарушения резонанса.

При нарушении резонанса голоса ребенок не в состоянии контролировать себя.

Гиперназальность -чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора, гнусавость. В процессе устранения необходима имитация гиперназального голоса ребенка, сравнение с нормальным резонансом. Упражнения по устранению гиперназальности:

§ открыть рот, опустить спинку языка, плотно прижать кончик языка к зубам, сделать несколько энергичных вдохов и выдохов;

§ сжать губы, вдохнуть через нос, выдохнуть через рот, язык на дне рта, глотка расслаблена;

§ широко открыть рот и сделать вдох через нос, выдохнуть через рот;

§ длительное произнесение сочетания нь ---------- а ----------, отмечая различие кинестетических и тактильных ощущений (вибрация крыльев носа);

§ произнесении ряда гласных, заканчивая его звуками М, Н, НЬ.

§ а -------------------- о ------------------ у ---------------------- м (н, нь)

§ для улучшения ротового резонанса – энергичное произнесение сочетаний слогов: ба-ба-ба, да-да-да-да-да, га-га-га-гаг; объединение слогов в ритмическую группу ба-да-га, бо-до-го, …; произнесение звуков и, а, у, сопровождая их ритмическими движениями.

Гипоназальность –чрезмерное использование ротовой полости в качестве резонатора, полная закрытая гнусавость. Упражнения:

§ длительное произнесение звуков М, Н, обращая внимание на покалывание в губах (М) и на покалывание в носу и языке (Н).

§ произнесение слов со звуком Х, при котором происходит расслабление мышц глотки.

в) нарушение силы голоса.

Вначале необходимо тренировать слуховое восприятие голоса разной силы, обучать нормальному уровню громкости голоса, а затем закреплять голосовые возможности. На начальных этапах используются визуальные сигналы (движения рук). Упражнения:

§ сравнить громкое топанье (хлопанье) с ходьбой на цыпочках (с тихим хлопаньем);

§ «разбуди учителя» (когда спит – говори тихо, чтобы разбудить надо говорить громче, а чтобы разозлить – надо закричать);

§ ощущение рукой силы выходящей струи воздуха;

§ удары в барабан (громко, тихо) с дифференциацией мышечных усилий;

§ наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;

§ изменение силы голоса при произнесении согласных (В в В, в В в)

§ счет от единицы до десяти с постепенным увеличением или уменьшением силы голоса;

§ чтение стихотворения с изменением силы голоса на каждом куплете.

г) нарушение тембра голоса.

Голос с придыханием - голосовые складки недостаточно напряжены и неплотно смыкаются. Возникает утечка воздуха до начала речи. Упражнения:

§ задержать дыхание, рот открыть. Быстро и поверхностно дышать, делая 2-3 коротких вдоха в секунду.

§ глубоко вдохнуть и через рот выдыхать воздух небольшими порциями, делая остановку после каждого выдоха;

§ форсирование нормальной голосовой атаки: произнести звук А коротко, следя за напряжением в области гортани, затем А--------------;

§ глубоко вдохнуть, выдыхать порциями, гласные звуки (до 6 раз на одном выдохе);

§ глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя громкий и тихий голос;

§ при произнесении серии гласных звуков чередовать шепот с нормальной вокализацией;

§ произносить ХА А (не удлиняя Х);

§ счет на одном выдохе, увеличивая количество цифр 1 и 2 и 3 и 4 и 5 …;

§ использование зеркала (если придыхание есть, оно запотевает).

Работанад голосом начинаетсяпосле артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы,.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке.

Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы:

§ стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями;

§ обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает капли воды, голова ребенка несколько откинута назад;

§ стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.

Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей:

§ открывание и закрывание рта, имитация жевания;

§ легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.

Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением и др.

д) нормализация просодики

Проводится работа покоррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики.

Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.

Дыхательная гимнастика

1. Вдох (5 сек.) – задержка (3 сек.) - выдох (5 сек.).

2. Вдох (6 сек.) – задержка (5 сек.) – выдох (6 сек).

3. Вдох (8 сек.) – задержка (6 сек.) – выдох (10 сек.).

4. «Цветочный магазин» - глубокий медленный вдох через нос (вдыхание запаха).

5. «Свеча» - медленный выдох при дутье на пламя.

6. «Упрямая свеча» - сильный выдох (движение мышц живота).

7. «Погашу свечу» - сильный, прерывистый выдох с произнесением: Фу! Фу! Фу!

8. «Насос» - продолжительный, сильный выдох при длительном произнесении звука: ссссс.

Рекомендации к проведению логопедического массажа

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позупокоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобнуюпозу логопеда при проведении массажа.

Оптимальное положение тела при логопедическом массаже:

О

Ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.

Гимнастика

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду,сериями по 3—5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получитв процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание изакрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, era точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционныхмышц.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое обхватывающее, ”граблеобразное”.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Поглаживание.Это обязательный прием, с которого начинаетсякаждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчиваюткаждый массажный комплекс.Значение приема заключаетсяв следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическоммассаже применяются восновном три приема поглаживания. Это поверхностное,глубокое обхватывающееи в виде вспомогательногоприема “граблеобразное” поглаживание.

Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяетсядля снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения кисть (ладонь)как бы ласкающим движением скользит поповерхностикожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение,его выполнениене должно вызывать кожно-сосудистой реакции ввиде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнятьмедленно иритмично.

Глубокоеобхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц исосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие нацентральнуюнервную систему.

Техника выполнения: ладоньруки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи искользит по поверхности в строгом соответствиисо всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

“Граблеобразное” поглаживание.
Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этогодвижения пальцы широко разведены. Действие “граблеобразного”приема тем энергичнее,чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностьюмассируемой части тела.Прием выполняется подушечкамипальцев в продольном, поперечном, зигзагообразноми круговом направлениях.

Растирание.Этотприем проводится, как правило,на малых, ограниченных участках,в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определеннойсилы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаютсяобменные процессы в тканях, повышается
тонус мышц.

Техника выполнения: растираниеможет выполняться подушечками указательного и среднего пальцевили одним большим пальцем,ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляетсяв прямом и спиралевидном направлениях.

Разминание.Этот прием выполняетсятак же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц.Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминаниив наибольшей степени повышаетсятонус мышц, усиливаетсяих сократительная функция. Этот прием является фактическипассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца,или большого и указательного, или большого и всех остальныхпальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого идругих четырех пальцев. Перетирающиедвижения пальцевосуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегкаоттягиваются кверху и пропускаютсямежду пальцами.При пощипывании ткань захватывают поверхностномежду большими указательнымпальцами и осуществляют пощипывающие движения.

Вибрация и поколачивание.Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофикутканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, алегкая, слабая — снижаетих тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местахвыхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки(лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения приемов вибрации осуществляетсяодним, двумя или всеми пальцами,при этом тканям придаются колебательныедвижения различной частотыи амплитуды. Поколачивание,или пунктирование,производится кончиками указательного и среднего пальцев, движениевыглядит как интенсивное постукивание. Движенияосуществляются одной рукой, двумя руками одновременноили попеременно.

Плотное нажатие.Как правило,этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение,обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемыебиологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается,как правило, любоепоглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностейи патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используютсяследующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическомсостоянии мышц) используетсяв основном поглаживание и легкая вибрация.Изолированно отдельные приемы впрактике массажа обычно не применяются, а используются,как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетаетсяс приемами пассивной или активнойгимнастики, самомассажем.

В логопедической практике

Самомассаж -это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме:

§ массаж головы;

§ массаж мимических мышц лица;

§ массаж мышц губ;

§ массаж мышц языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет. Если легкий ветер веет. Стало сухо и тепло – Это лето к нам пришло. Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора – Это осень к нам пришла. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.    
Если вьюга кружит, злится. Всюду белый снег кружится. В снежных шапках все дома – Это к нам пришла зима. Круговые движения в области лба, щёк, подбородка.  

Наши рекомендации

Если тает снег и лед. Звон