Тема: Социальное воспитание в школе

План:

1. Социальное воспитание

2. Особенности социального воспитания в школе

3. Учитель как агент социализации

1.

Социальное воспитание (А. В. Мудрик) – взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Условия создаются в трех направлениях.

1. Организация социального опыта детей – организация быта и жизнедеятельности формальных групп; организация взаимодействия членов организации, обучение ему; стимулирование самодеятельности.

2. Образование(формальное, неформальное, информальное).

3. Индивидуальная помощь как содействие в решении проблем (прежде всего, в решении естественно-культурных задач – достижение определенного уровня физического и сексуального развития; социально-культурных задач – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые; социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу)

2.

Школа – социокультурное явление (процесс), социальный институт, конкретная образовательная организация.

Школа – специфическая социальная организация, поскольку

1) подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания непосредственного пребывания в школе;

2) школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а, следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;

3) учителя имеют в школе реальную автономию;

4) ученики как члены организации имеют особый, временный статус;

5) основными компонентами социальной организации школы выступают содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;

6) социальный заказ на работу школы интерпретируется и формулируется самой школой;

7) школа является изначально внутренне конфликтным институтом.

Школа – адаптер и транслятор влияния факторов социализации (мега-, макро-, мезо-). Влияние факторов социализации адаптируются (смягчаются или усиливаются, комментируются, трансформируются и т.п.) и через сложившуюся практику взаимодействия, жизнедеятельности, общения, отношений, школьную среду и т.п. транслируются школьникам.

Пример.

Фактор социализации: субкультура.

Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (А.В. Мудрик). Культура школы складывается под влиянием противостояния, параллельного существования, взаимодействия субкультур как минимум двух типов:

- учительская субкультура, которую составляют специфические, характерные только для учительской среды ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения, определяющие быт профессионального учительского сообщества в конкретных условиях;

- ученическая субкультура, складывающаяся из единого восприятия детской и подростковой субкультур (в реальной жизнедеятельности школы данные субкультуры могут сосуществовать на различных основаниях, в том числе – противостоять друг другу). Детская субкультура – наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной культурно-исторической ситуации. Она относительно автономна, поскольку ее основные ценности передаются изустно, а также через транслируемые из поколения в поколение сверстников нормы общения и взаимодействия. Подростковая субкультура – реальная попытка создания новых форм социального действия. Подростки закономерно перерастают стандарты детской субкультуры, принятые в детстве нормы поведения ради освоения взрослых норм, получения и утверждения совместного жизненного опыта. Кризис подросткового возраста от части связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные как взрослой, так и детской субкультурам. Здесь идет своеобразный отбор тех качеств личности, которые требуются или соответствуют наличным субкультурам.

Ребенок в стенах школы находится под влиянием как минимум трех ценностных систем:

- сообщество сверстников предлагает образцы возрастной субкультуры, которые понятны, доступны и большей частью интересны ребенку. Кроме того, срабатывают механизмы заражения, подражания, групповой коммуникации, заставляющие личность присваивать демонстрируемые образцы жизнеосуществления;

- сообщество взрослых, представленное большей частью педагогами. Проблема заключается в том, что в стенах школы учитель является носителем и/или традиционно воспринимается не столько как представитель возрастной группы, сколько профессиональной, что в большинстве случаев инициирует ролевое, а не личностное общение и взаимодействие;

- школьное сообщество как носитель общешкольной субкультуры, которую зарубежные специалисты обозначают как «этос школы», «культура школы». Но не все дети, подростки, учителя становятся носителями общешкольной субкультуры. В этой связи важно как именно складываются их ролевые, профессиональные и личностные взаимоотношения. Существуют два пути: либо субкультурное сообщество мирится с «белой вороной», либо отторгает ее и вытесняет из своего круга. Отвергнутый вынужден искать другое сообщество, где бы его субкультурные ожидания и потребности могли бы реализоваться.

В школе реализуются все три направления социального воспитания: формирование социального опыта; формальное, неформальное и информальное образование, оказание индивидуальной помощи.

Пример. Образование в школе.

Можно выделить:

· информацию деятельностно-ролевого характера, включающую ценности, нормы, образцы поведения и способы осуществления культивируемых в школе направлений деятельности и основных ролевых репертуаров (как вести себя в школе, как общаться с учителем, как разрешать конфликты, как противостоять негативным воздействиям со стороны старшеклассников, как жить в коллективе и т.п.);

· информацию организационно-управленческого (властного) характера, включающую сведения о соподчинении, статусных особенностях различных членов школьного сообщества, а также о нормах власти и подчинения, принятых в данной школе, стиле и системе управления. Каждый школьник, используя различные механизмы (подражая, идентифицируясь, ориентируясь в символах власти и подчинения, присваивая нормы и эталоны поведения, усваивая взгляды и убеждения и т.п.) выясняет свое место в системе властных отношений, определяет легитимные и нелегитимные пути продвижения во властной иерархии;

· информацию о нормах и ценностях отношений с внешней средой (доверие и открытость, отужденность и недоверие, противопоставление «мы» – «они» и т.п.);

· духовно-практическую информацию: нормы, ценности, способы, стили и т.п. самовыражения, проведения досуга, отношения между представителями противоположного пола, отношение к представителям других возрастных и социальных групп, отношение к референтным личностям и неформальным лидерам групп.

3.

Наши рекомендации