Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе

Структура УМК включает:

· Теоретический раздел

· Практический раздел

· Раздел контроля знаний

· Вспомогательный раздел.

Учебно-методический комплекс поможет студентам усвоить программу дисциплины и получить необходимые знания и навыки в области социального воспитания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Теоретический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности «Социальная педагогика».

- Опорный конспект лекций

Тема 3. Школа как субъект социального воспитания

1. Школа как воспитательная организация. Функции школы как воспитательной организации.

2. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, микроклимат школы.

3.Локальная воспитательная система школы. Компоненты воспитательной системы школы.

4. Понятия «воспитательное пространство» шко­лы и «воспитательная среда».

Четвертой составляющей социализации, с точки зрения А. В. Мудрика, является относительно социально контролируемая социализация, т.е. воспитание.

Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровитель­ными лагерями и т.п., относится и школа.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позицион­ное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между чле­нами организации.

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

- культурно-образовательная;

- регулятивно-воспитательная;

- коммуникативная;

- организационно-управленческая;

- социально-интегративная;

- производственно-экономическая;

- общественно-политическая.

В современных условиях школа выполняет новые социально-пе­дагогические функции. К таким функциям можно отнести: со­циально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; за­щиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социаль­но-культурной адаптации и т. п.

Успешность решения школой задач относительно социально-контролируемой социализации обусловлена следующими характеристиками: сформировавшейся философией школы, культурой, прису­щим школе климатом, сложившейся в ней системы воспитания.

Воспитательная система школы. Школа как воспитательная организация тем более эффектив­на, чем выше уровень развития ее воспитательной системы..

Воспитательная система школы — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компо­нентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность отношения, материальная база, освоенная коллективом окру­жающая среда) и обладающий такими интегративными харак­теристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т. п.

Более того, для це­лостной воспитательной системы принципиальное значение име­ют характеристики и других подсистем воспитательной системы.

С помощью структурно­го анализа можно выделить следующие основные компо­ненты воспитательной системы:

- Подсистема целей и идей.

- Общность людей, реализующих цели и идеи.

- Подсистема деятельности, общения и отношений.

- Финансово-материальная база воспитательной системы.

- Среда, освоенная школьным коллективом.

Воспитательное пространство — педагогически организован­ная конкретно-историческая социальная среда, в которой интег­рируется воспитательный потенциал основных структур простран­ства с целью создания наиболее благоприятных условий для ин­дивидуально-личностного развития детей и их активизации как созидателей собственной среды жизнедеятельности.

Тема 5. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе

1. Понятия «жизнедеятельность», «школьная жизнедеятельность».

2. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.

3. Творческие объединения в школьной жизнедеятельности.

4. Клубная и экскурсионная работа в школьной жизнедеятельности.

5. Проектная деятельность в школьной жизнедеятельности.

Жизнедеятельность — взаимосвязанная совокупность различных ви­дов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных че­ловека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более ши­рокой социальной среды и всего общества.

Содержательно жизнедеятельность включает ряд сфер, одна из которых — общение.

Общение школьников — обмен духовными ценностями (общеприз­нанными и специфическими для половозрастных ценностных ори­ентации учащихся), который происходит в форме диалога школьни­ка с самим собой как с другим «Я», а также в процессе взаимодей­ствия с другими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности. Он оказывает как стихийное, так и, в определенной мере, педагогически направленное влияние на становление и жиз­недеятельность человека, группы.

Ведущими воспитательными функциями обще­ния являются:

ü нормативная

ü познавательная

ü эмоциональная

ü актуализирующая

Наряду с общением сферами жизнедеятельности школы как воспитательной организации являются:

· познание (активность, на­правленная на освоение окружающего мира);

· предметно-практи­ческая деятельность (освоение и преобразование предметной сре­ды);

· духовно-практическая деятельность (создание и(или) исполь­зование духовных и социальных ценностей);

· спорт (реализация функционально-органической активности);

· игра (реализация ак­тивности в свободном импровизировании в условиях ситуации)

Школа – воспитательная организация, в которой познание выступает основой жизнедеятельности. Главная задача школы – организация и педагогическое сопровождение процесса познания, ведущим средством достижения которой выступает процесс обучения.

Сфера предметно-практической деятельности предполагает участие в деятельности творческих объединений, экскурсионная и клубная работа на базе школы. В последнее время активное распространение приобрело включение школьников в проектную деятельность, в процесс проектирования собственной школьной жизни, отдельных её направлений, отдельных дел.

Важным направлением организации духовно-практического взаимодействия выступает обеспечение согласия и защищённости членов коллектива.

Игровое взаимодействие (игровое моделирование) включает в себя создание особого пространства жизнедеятельности, в котором школьник готовится к решению жизненно важных проблем и затруднений, «проживая» эти ситуации и способы решения в рамках игровой ситуации.

Школа использует игру преимущественно в рамках учебного процесс. Школа может и должна использовать организационно-ролевые игры: Клуб «Репетитор», «Детские гостиные» и др.

Важным направлением жизнедеятельности школы является физкультурная и спортивная работа. Физическая культура и спорт представляют собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, они выступают частью отношений и взаимодействий, складывающихся в той или иной общности, субкультуре, организации.

Физическая культура включает ряд компонентов:

- аксиологический – отражающий ценностно-нравственные, ценностно-эстетические составляющие;

- образовательный – объединяющий знания, умения, навыки, необходимые для приобретения и совершенствования физически культурного образа жизни;

- потребностный – отражающий состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы.

Система взаимодействий, складывающаяся в школе как элемент ее жизнедеятельности, - не произвольный набор контактов, а продуманный комплекс природосообразных, социокультурных обусловленных и доступных каждой конкретной школе специально привлекаемых и частично управляемых (конструируемых, моделируемых и т. П.) элементов жизнедеятельности, согласующихся с концепцией школы. Вместе с тем в системе взаимодействий достаточно много стихийного, неуправляемого, и это должно получать своевременный и адекватный отклик.

Жизнедеятельность школы, представленная в сочетании различных сфер, становится основной и средством формирования воспитательного пространства.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Практический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для проведения семинарских занятий и организовывается в соответствии с типовым учебным планом по специальности и с учебным планом учреждения высшего образования по специальности «Социальная педагогика».

Рекомендации

студентам по подготовке к семинарским занятиям

Семинар - аудиторная диалоговая форма занятий по темам курса, предполагающая активное участие студентов. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее изученного материала, указанного в программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации материала и умение аргументировать свою точку зрения.

Семинар также эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний. Этим видом учебной работы предусмотрено углубление и расширение знаний по изучаемой дисциплине, а так же повышение познавательной активности студентов.

Технология организации и проведения семинарских занятий предусматривает предварительное определение преподавателем темы, основных вопросов, которые выносятся на обсуждение, ознакомление со списком рекомендуемой литературы для изучения и анализа. В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, словаря по данной теме.

В процессе организации и ходе семинарских занятий важно обеспечить оптимальные условия для общения на уровне "преподаватель - студенты", "студенты - студенты" на принципах диалогичности и толерантности. Только в условиях свободного выражения собственных мыслей, их научного обоснования активизируется процесс познания, формируются познавательные и социальные мотивы учения.

С точки зрения методики проведения, семинары по учебной дисциплине «Социальное воспитание в школе» представляют собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Они предполагают возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.

Для стимулирования самостоятельного мышления используются различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты, интерактивный опрос и др.

При изучении данной учебной дисциплины используются следующие виды учебных семинаров:

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: социальном, педагогическом, нравственном, психологическом и др. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги других дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса предлагается обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса или темы.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой темы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, Кодекс об образовании Республики Беларусь, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента на семинаре и обеспечивает полноценное освоению темы и эффективную работу на семинаре. Она предполагает:

1.Ознакомление с планом семинарского занятия по изучаемой теме, с основными и дополнительными вопросами, выносимыми на обсуждение, определение целей и задач семинара.

2.Подбор систематизированного материала к семинару: прочтение конспекта лекции по теме семинарского занятия, работа с рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

3.Необходимо уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

4.Написание развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени, целесообразно подготовить тезисы выступления.

5.Моделирование вступительной и заключительной частей семинара.

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы не сковывать творческую мысль.

Требования к выступлениям студентов на семинаре по изучаемой теме:

1) связь выступления с предшествующей темой или вопросом;

2) раскрытие сущности проблемы;

3) методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Семинарское занятие № 1

Задания

1. Составьте понятийный словарь к теме «Социальное воспитание» («социализация», «социальное воспитание», «социальное формирование» и т.п.).

2. Изучите и проанализируйте разработанные концепции социального воспитания.

3. Проведите деловую игру по защите концепции социального воспитания (предложите собственные программы (концепции) социального воспитания).

4. Проанализируйте принципы социального воспитания и их реализацию в деятельности социального педагога (из опыта работы социального педагога).

Рекомендуемая литература

1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999. – 440 с.

2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова – М., 2001.

3. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания в школе: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.

4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

5. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.

6. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

7. Загвязинский, В.И., Зайцев, М.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

8. Кодекс об образовании Республики Беларусь. Одобрен Палатой Представителей 02.12.2010г.

9. Залыгина, Н.А. Открытое социализирующее пространство школы / Н.А. Залыгина. – Адукацыя і выхаванне, 2009. - № 6. – с. 43-47 .

10. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

Семинарское занятие № 2

Семинарское занятие № 3

Семинарское занятие № 4-5

Тема: Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе

Вопросы для обсуждения:

1. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.

2. Творческие объединения в школе.

3.Клубная и экскурсионная работа в современной школе.

4.Проектная деятельность в школе.

5.Виктимогенность школьной жизнедеятельности.

Семинарское занятие № 6-7

Семинарское занятие № 8

Семинарское занятие № 9

Семинарское занятие № 10

Вопросы для обсуждения

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Рекомендуемая литература:

1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.

2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.

3. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

Семинарское занятие № 11-12

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе

2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися.

3.Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи.

4.Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников.

Рекомендуемая литература:

1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.

2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.

4. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Рекомендации

по организации управляемой самостоятельной работы студентов

Цель управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС) - развитие внутренних психологических механизмов интеллектуальной активности студентов, их познавательных способностей путем включения их в активную учебную и научно-профессиональную деятельность.

Данный вид работы способен пробудить у студентов интерес к изучению предмета, развить творческие способности будущих специалистов. Организация самостоятельной работы студентов способствует личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, развитию у студентов способности к самообучению.

Суть управляемой самостоятельной работы по учебному курсу «Социальное воспитание в школе» состоит в том, что вместо аудиторных занятий студенты самостоятельно полностью или частично изучают отдельные темы курса и выполняют соответствующие задания. Из общего объема лекционных и семинарских занятий на УСРС в 3 семестре приходится 8 часов, из них 4 часа лекционных и 4 часа семинарских занятий.

Студенты могут проконсультироваться, согласно графика, утвержденного на факультете, у преподавателя как по содержанию изучаемых тем, так и по очередности и форме выполнения учебных заданий.

В ходе самостоятельной работы студенты должны:

· освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д., предложенные в соответствующем разделе);

· закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

· применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов, выступление на семинаре, ответ на экзамене и т. д.);

Управляемая самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Социальное воспитание в школе» должна отвечать следующим требованиям:

• быть выполнена лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы (проекта);

• демонстрировать достаточную компетентность студента в рассматриваемых проблемах, подходах к их решению;

• иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и значимость.

В качестве контроля управляемой самостоятельной работы используются следующие формы:

· индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

· проверка рефератов и письменных докладов;

· коллоквиумы;

· тестирование;

· проверка знаний на промежуточном этапе;

· проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;

· выборочная проверка конспектов, заданий.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема 8. Образовательные функции школы и задачи социального воспитания

Вопросы для изучения

1. Школа как институт формального образования.

2. Особенности школьного неформального образования.

3. Решение школой задач стимулирования самообразования.

Литература

1. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с

Контрольное мероприятие

1. Подготовка конспекта по теме

Примерные темы выступлений

1. Социальное воспитание как процесс формирования личности.

2. Принцип гуманизации воспитания как признания права личности на собственное самоопределение.

3. Учитель – организатор социальной, воспитательной среды

4. Современное школьное образова­ние как фактор формирования личностной компетентности школьников.

5. Влияние са­мообразования на становление индивидуального опыта школьников.

6. Индивидуальная помощь учащимся в ситуации школьной дезадаптации.

7. Индивидуальная помощь ребенку с признаками одаренности.

8. Девиантное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема.

9. Типы учебной активности: Педагогическая тактика и стратегия.

10. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике.

11. Воспитательная среда как фактор социального воспитания в школе.

12. Социально-психологический климат классного коллектива и его влияние на становление индивидуального опыта школьников.

13. Принципы органи­зации быта школьного класса.

14. Проблемы организации взаимодействия в школьном классе.

Рекомендуемая литература:

1. Загвязинский, В.И., Зайцев, М.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.

4. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

5. Шумская, Л.И. Основы воспитательной работы с учащейся молодёжью: учеб. пособие / Л.И. Шумская, Ж.Е. Завадская. – Мн.: Універсітэцкае, 2000. 190 с.

6. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

7. Ясницкая, В.Р. теория и методика социального воспитания в молочисленной школе / Под ред. А.В. Мудрика // В.Р. Ясницкая. – М.: «Канон», 2009. – 368 с.

8. Никончук, А.С. Профессиональная культура социального педагога / А.С. Никончук. – Мн., 2001. – 248 с.

9. Кодекса Республики Беларусь об образовании.

10. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА

Для текущей диагностики компетенций студента по учебной дисциплине «Социальное воспитание в учреждениях образования» («Социальное воспитание в школе») возможно применение следующего диагностического инструментария:

- письменный опрос;

- устный опрос;

- аудиторная контрольная работа;

- индивидуальное собеседование по отдельным темам;

- индивидуальные и групповые контрольные задания.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Раздел контроля знаний УМК (ЭУМК) содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.

- Задания для промежуточного контроля

- Критерии оценки знаний студентов

- Вопросы к экзамену по дисциплине

Задание 1

ТЕСТИРОВАНИЕ- процедура использования тестов с целью контроля усвоения знаний по определенному разделу курса или по курсу в целом. Тестирование в учебном процессе является результатом использования так называемых тестов достижений. Тесты достижений позволяют достаточно объективно и при минимальных затратах аудиторного времени оценить степень владения студентами конкретными знаниями, умениями и навыками. Они имеют три вида: тесты действия, письменные и устные тесты. Тесты действия предназначены для выявления практических умений и навыков. Письменные тесты могут быть представлены на специальных бланках или электронных носителях. Устные тесты достижений представляют собой систему вопросов, предлагающих, как правило, наличие кратких и однозначных ответов.

Тест

1 Социальное воспитание это –

-это целенаправленный процесс связанный с обучением и воспитанием личности ребёнка;

-процесс относи­тельно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помо­гает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет;

-создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недо­статков развития, перевоспитания отдельных категорий людей в спе­циально созданных для этого организациях.

2 Воспитательная система школы это –

-целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная педагогическим коллективом среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический микроклимат и т.д.;

-некоторое сложное целое, которое невозможно разделить на полностью независимые элементы;

-исторически сложившаяся форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

3. Класс – это

-формализованная, относительно ста­бильная контактная группа, объединяющая школьников примерно од­ного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответ­ствующую целям социального воспитания в образовательном учреж­дении, к которому класс принадлежит;

-фактор социализации школьника, по степени близости и интенсивности взаимодействия с ребенком класс являющийся микрофакторам социализации;

-человеческая общность, объединенная по оп­ределенному признаку.

4. Индивидуальный социальный опыт – это

-это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации;

-форма и установление жизни, идеи, ценности, нормы по­ведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение дли­тельного времени и передаваемые от одного поколения ее членов по­следующим;

-быт, различные сферы жизнедеятельности, содержа­ние, формы и стиль взаимодействия между ее членами.

5.Индивидуальная помощь ребенку – это

- определенная система средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности;

- учет индивидуальных психофизиологических особенностейличности каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;

- система педагогичес­ки целесообразных воздействий на социальный опыт человека с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей среды.

6. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения – это

- социальный институт;

- социальная организация;

- воспитательная организация

7. Система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и про­являющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних арте­фактах – это:

- культура класса;

- философия класса;

- воспитательная система класса.

8.Система отношений, связывающих одноклассников и опре­деляющих их защищенность, сплоченность и активность в классе – это:

- микроклимат класса

- коммуникативное пространство класса;

- предметно-пространственная среда класса.

9. Организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.- это

- индивидуальная помощи в классе;

- взаимодействие в классе;

- обучение в классе;

10. Функция школьного класса, которая предполагает создание в нем благоприят­ной психологической атмосферы, гуманистического микрокли­мата называется:

- защитная;

- образовательная;

- коммуникативная

11. Принцип социального воспитания учащихся, который пред­полагает определение индивидуальной траектории социаль­ного развития каждого ученика, выделение специальных за­дач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, предостав­ление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия - это:

- индивидуализации;

- социальной адекватности воспитания;

- социального закаливания детей

12. Социально-педагогические функции школы это:

Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.со­циально-воспитательная;

2.коммуникативная;

3.охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения;

4.социально-педагогической поддержки семьи;

5.со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам;

6.за­щиты прав детей;

7.социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников;

8.социаль­но-культурной адаптации;

9.эмотивная.

13. Основные компо­ненты воспитательной системы. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.Подсистема целей и идей;

2.Общность людей, реализующих цели и идеи;

3.Подсистема деятельности, общения и отношений;

4.Финансово-материальная база воспитательной системы;

5.Среда, освоенная школьным коллективом;

6.Воспитательное пространство;

7.Основные сферы школьной жизнедеятельности.

14. Основные сферы школьной жизнедеятельности. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.познание;

2.общение;

3.предметно-практи­ческая деятельность;

4.духовно-практическая деятельность;

5.спорт;

6.игра;

7.воспитание;

8.внеклассная работа.

15. Возрастные задачи социализации условно делятся на три группы:

- естественно-культурные;

- психофизические;

- социально-культурные;

- физиологические;

- социально-психологические.

16. Принципы социального воспитания в школьном классе. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1. принцип гуманистической направленности;

2. принцип центрации социального воспитания на развитии личности;

3. принцип коллективности;

4. принцип диалогичности;

5. принципа природосообразности;

6. принцип культуросообразности;

7. принцип незавершённости;

8. принцип системности;

9. принцип научности.

17. Социализирующие функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией школьников:

1.образовательная;

2.коммуникатив­ной;

3.отношенческая;

4.защитной;

5.ценностно-нормативная;

6.эмотивная;

7.воспитательная;

8.регулирующая

18.Коммуникативное пространство школьного класса состоит из коммуникативных связок внутри класса. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.Классный руководитель — класс;

2.Лидеры — класс;

3.Мальчики—девочки;

4.Микрогруппа — микрогруппа;

5.Классный руководитель — родители;

6.Учащиеся - родители

Задание 2

Коллоквиум

Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - это одна из форм деятельности ст

Наши рекомендации