Тема 14. Социальное воспитание как функция деятельности социального педагога в школе

Социальное воспитание в работе с педагога социального школы. Профессиональный статус и деятельность социального педагога в школе. Организация воспитательной среды в школе. Координация социально-педагогической работы в школе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Социальное воспитание в учреждениях образования» (СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ)

Дневная форма получения образования

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
1. Социальное воспитание в школе (54 ч.)              
1.1 Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе 1. Школа как социальный институт. 2. Цели и задачи современной школы. 3. Социально-педагогические функции школы. 4. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы.           [5], [2].  
1.2 Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе 1. Многоаспектность содержания понятия «социальное воспитание». 2. Сущность и задачи социального воспитания в современной школе. 3. Принципы социального воспитания в школе и условия их реализации. 4. Условия социального воспитания. 5. Факторы социального воспитания. 6. Методы социального воспитания. 7. Система, структура и содержание социального воспитания в школе. 8. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе.         [4], [5], [7]  
1.3. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе 1. Школа как социальный институт. 2. Цели и задачи современной школы. 3. Многоаспектность содержания понятия «социальное воспитание». 4. Сущность и задачи социального воспитания в современной школе. 5. Принципы социального воспитания в школе и условия их реализации. 6.Условия социального воспитания.         [4], [5], [7] опрос
Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности 1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки. 2. Социальное воспитание как фактор социально-педагогической деятельности. Объект и субъект социально-педагогической деятельности. 3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности. 4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе. 5. Система, структура и содержание социального воспитания в школе.         [1], [7], [10].  
2.1 Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности 1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки. 2. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания. Объект и субъект социально-педагогической деятельности. 3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности. 4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе. 5.Система, структура и содержание социального воспитания в школе.           Защита подготовленных рефератов   Контрольная работа № 1 по рейтинговой системе
3. Школа как адаптер и транслятор влияний факторов социализации 1. Школа как фактор социализации и транслятор влияний факторов социализации. 2. Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности. 3. Школьные коллективы       2 (л)   [5], [7], [10]. Подготовка конспектов, мультимедийная презентация
4. Школа как субъект социального воспитания 1. Школа как воспитательная организация. Функции школы как воспитательной организации. 2. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, микроклимат школы. 3. Локальная воспитательная система школы. Компоненты воспитательной системы школы. 4. Понятия «воспитательное пространство» шко­лы и «воспитательная среда».            
5. Организация индивидуального социального опыта в школе 1. Понятие «индивидуальный социальный опыт». 2. Структура социального опыта в школе. Механизмы становления индивидуального социального опыта в школе. 3. Быт школы как воспитательной организации. Предметно-пространственная среда школы. Традиции школьной жизни. 4. Организация взаимодействия в коммуникативном пространстве школы. Формирование у школьников готовности к социальным отношениям. 5. Социально-правовые основы, структура, функции школьного самоуправления.         [6], [7], [10], [5] (ДЛ)  
5.1. Организация индивидуального социального опыта в школе 1. Социальный опыт: понятие, механизмы становления. 2. Быт школы как воспитательной организации, его роль в организации социального опыта. 3. Организация предметно-пространственной среды школы. 4. Традиции школьной жизни.           опрос  
Самоуправление и соуправление в современной школе 1. Цели и задачи школьного самоуправления. Социально-правовая основа школьного самоуправления. 2. Структура и функции школьного самоуправления. 3. Органы самоуправления в школе. Деятельность школьного самоуправления по социально-педагогической защите учащихся.         2 (с)   [7], [5] (ДЛ). Защита проекта «День самоуправления», презентация
7. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе 1. Понятия «жизнедеятельность», «школьная жизнедеятельность» 2. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. 3. Творческие объединения в школьной жизнедеятельности. 4. Клубная и экскурсионная работа в школьной жизнедеятельности. 5.Проектная деятельность в школьной жизнедеятельности.            
7.1. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе 1. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. 2. Творческие объединения в школе. 3. Клубная и экскурсионная работа. 4. Проектная деятельность 5. Виктимогенность школьной жизнедеятельности         [2], [10], Защита творческих проектов
8. Образовательные функции школы и задачи социального воспитания 1. Школа как институт формального образования. 2. Особенности школьного неформального образования. 3. Решение школой задач стимулирования самообразования.       2(л)     [2] Шакурова Подготовка конспекта по теме
9. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы 1. Понятие «индивидуальная помощь». Виды индивидуальной помощи. 2. Индивидуальная помощь учащимся в ситуациях естественно-культурных затруднений. 3. Организация в школе индивидуальной помощи учащимся по преодолению социально-культурных задач. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки. 6. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки педагога, работающего в режиме педагогической поддержки.         [7], [9], [2] (ДЛ)  
9.1. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы 1. Индивидуальная помощь как условие социального воспитания 2. Индивидуальная помощь в ситуациях естественно-культурных затруднений школьников. 3. Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблем. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Пути оказания индивидуальной помощи в школе. 6. Реализация школой индивидуального подхода в воспитании. 7. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.         [7], [9], [2] (ДЛ) Контрольная работа № 2 по рейтинговой системе
10. Класс как субъект социального воспитания 1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. 2. Параметры школьного класса как группы сверстников. 3. Принципы социального воспитания в школьном классе. 4. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности. 5. Типология школьных классов по социализирующим функциям.         [3], [6], [7], [9].  
10.1 Класс как субъект социального воспитания 1.Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания 2. Принципы социального воспитания в школьном классе. 3. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности.         [3], [6] [7], [9]. опрос
Класс как социально-психологическая группа 1. Социально-психологические качества класса. 2. Культура школьного класса как фактор формирования индивидуального социального опыта школьников. 3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса. 4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания. 5. Микроклимат школьного класса.              
11.1 Класс как социально-психологическая группа 1. Социально-психологические качества класса. 2. Культура школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта школьников. 3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса. 4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания. 5. Микроклимат школьного класса.           [4] Ясницкая Защита рефератов
12. Организация индивидуального социального опыта в школьном классе 1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.              
12.1 Организация индивидуального социального опыта в школьном классе 1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.           опрос
13. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса 1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе 2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися 3.Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4.Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников            
13.1 Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса 1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе 2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися 3. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников           Контрольная работа № 3 по рейтинговой системе
Социальное воспитание как функция деятельности социального педагога школы Социальное воспитание в работе педагога социального школы. Координация социально-педагогической работы в школе по социальному воспитанию детей и подростков. 1. Организация воспитательной среды в школе.       2 (с)   [1], [5], [6], [7]. Презентация рефератов в рамках конференции «Актуальные проблемы социального воспитания»
Итого        
Всего аудиторных      




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Социальное воспитание в учреждениях образования» (СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ)

Заочная форма получения образования

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
1. Социальное воспитание в школе (14 ч.)          
1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе 1. Школа как социальный институт. 2. Цели и задачи современной школы. 3. Многоаспектность содержания понятия «социальное воспитание». 4. Сущность и задачи социального воспитания в современной школе. 5. Принципы социального воспитания в школе и условия их реализации. 6. Условия социального воспитания. 7. Факторы социального воспитания.         [5], [2].  
2. Организация индивидуального социального опыта в школе 1. Социальный опыт: понятие, механизмы становления. 2. Быт школы как воспитательной организации, его роль в организации социального опыта. 3. Организация предметно-пространственной среды школы. 4. Традиции школьной жизни.            
Организация индивидуального социального опыта в школе 1. Социальный опыт: понятие, механизмы становления. 2. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. 3. Быт школы как воспитательной организации, его роль в организации социального опыта.            
Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы 1. Понятие «индивидуальная помощь». Виды индивидуальной помощи. 2. Индивидуальная помощь учащимся в ситуациях естественно-культурных затруднений. 3. Организация в школе индивидуальной помощи учащимся по преодолению социально-культурных задач. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки. 6. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки педагога, работающего в режиме педагогической поддержки.         [7], [9], [2] (ДЛ)  
Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы 1. Индивидуальная помощь как условие социального воспитания 2. Индивидуальная помощь в ситуациях естественно-культурных затруднений школьников. 3. Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблем. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Пути оказания индивидуальной помощи в школе. 6. Реализация школой индивидуального подхода в воспитании. 7. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.           [7], [9], [2] (ДЛ) опрос
Класс как субъект социального воспитания 1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. 2. Параметры школьного класса как группы сверстников. 3. Принципы социального воспитания в школьном классе. 4. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности. 5. Типология школьных классов по социализирующим функциям.           [3], [6], [7], [9]. Мультиме дийная презента ция
Организация индивидуального социального опыта в школьном классе 1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.            
  Итого          
  Всего аудиторных      

Наши рекомендации