Вопрос №7 Возникновение и становление педагогической профессии

Педагогика

Литература: авторСивашинская.

«Педагогика: интегрированный курс».

Преподаватель:

Асташова Анжела Николаевна

Вопрос №1 Образование как социокультурный феномен

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура». С учётом этого, образование – это индивидуальная культура разных видов деятельности и обучения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции: (по Бардовской)

1) Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества (нормы, ценности общества);

2) Образование – способ социализации личности и преемственности поколений (подготовка молодых к жизни);

3) Образование – механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства (значимость образованного человека в обществе);

4) Образование – ускоритель процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Эти 4 функции можно свести к двум основным функциям:

1. Воспроизводство культурно-исторического опыта человека.

2. Развитие личности и общества.

Под образованием понимается процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование – это сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов:

- Образование как ценность: может быть рассмотрена как ценность личности, общества, государства, как личный, общественный, государственный капитал.- Образование как система: совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, органов управления государства, образовательные стандарты. - Образование как педагогический процесс: усвоение в учреждениях образования, в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта деятельности, отношения к миру и себе.- Образование как результат обучения и воспитания: достигнутый уровень в освоении знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений.

Метобразование – это понятие отражает аспект приобретения образования, самообразования. Метобразование акцентирует внимание на строении научных и учебных знаний, способах познания, преобразования и управления в стратегиях учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской и творческой деятельности, личностных особенностях воспитуемых и педагогов.

Вопрос №2 Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества

Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим перспективы его развития. (Парадигма – образец, пример).

Образовательная парадигма – концептуальная модель решения задач (проблем) образования.

На теоретическом уровне парадигмы образования обосновывают и определяют направления и развитие проектирования конкретных моделей организации образования.

Элементы образовательной парадигмы:

1. Представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи.2. Принципы координирования и передачи информации.3. Положение и функции ученика в образовательном процессе.4. Осмысление ценности и роли образования в обществе.5. Представления об образе и месте педагога в образовательном процессе.6. Осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта.

Парадигмы образования:

1.Знаниевая (передача готовых знаний во время урока) и культурологическая (ориентирует образование не на сумму знаний, а на освоение элементов культуры, способов общения).

2. Технократическая (организация образования на основе репродуктивной деятельности, направленная на эффективное достижение ими чётко фиксированных эталонов и опыта) и гуманистическая (человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность, основывается на гуманистических моральных номах, формах и прочее).

3. Педоцентрическая(рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития, причём основная роль отводится педагогу) и детоцентристская (ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учёт и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей, интересов).

4. Социетарная(в основе лежат принципы государственного управления образования) и человекоориентированная (в процессе обучения и воспитания учитывают индивидуальные особенности и интересы всех участников образовательного процесса).

В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельных педагогических систем (методика Зайцева, Марии Монтессори).

В соответствии с образовательными парадигмами в обществе организуют те или иные образования.

Вопрос №7 Возникновение и становление педагогической профессии - student2.ru Вопрос №7 Возникновение и становление педагогической профессии - student2.ru Основные функции образования общества:

Вопрос №7 Возникновение и становление педагогической профессии - student2.ru Функция воспроизводства Функция развития личности и общества культуры и опыта деятельности

Вопрос №7 Возникновение и становление педагогической профессии - student2.ru Знаниевая модель образования Универсальная модель образования

Цель: усвоение предметных Цель: развитие личности, универсальных знаний; обеспечивает транс- способностей добывать знания и приме- ляцию культурно-историчес- нять их в новых условиях. Формируется кого опыта от поколения к личность, обладающая способностью к поколению. Формируется самоопределению, к освоению новых личность с конкретным типом способов мышления и деятельности, реф- мировоззрения, готовая к жиз- лексии, диалогу, анализу ситуации, опре- ни и труду в стабильных усло- делению целей и способу их достижения, виях. Реализуется через пред- к продуктивному общению и сотрудничес- метно-ориентированную дея- тву с другими людьми, способность дейст- тельность учителя, преобладает вовать в новых меняющихся ситуациях. авторитарный стиль взаимодей- Реализуется через личностно-ориентирован- ствия. Носит репродуктивный ную позицию учителя (демократич-й стиль). характер.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, которая позволяет личности самостоятельно и сознательно выбирать образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями, гендерными особенностями и способностями.

Вопрос №3 Тенденции развития образования в мире

Современное образование характеризуется следующими тенденциями:

1) Гуманизация образования – предполагает ориентацию образовательной системы и образовательного процесса на переход к субъект-субъектным отношениям, которые характеризуются взаимоуважением, правом выбора воспитанника индивидуального пути развития.

2) Гуманизация образования – предполагает освоение всей полноты содержания образования, от его уровня, типа, позволяющего с готовностью решать социальные проблемы на благо и во имя человека, свободно общаться с людьми разных национальностей, народов и любых профессий, хорошо знать родной язык и культуру, свободно владеть иностранными языками, быть экономически и юридически грамотным человеком.

3) Дифференциация образования–ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися при учёте, удовлетворении и развитии интересов, склонностей, способностей всех участников образовательного процесса.

4) Диверсификация образования – широкое многообразие учебных образований, образовательных программ и органов управления.

5) Стандартизация – деятельность направлена на достижение максимальной степени упорядочения в системе образования посредством установления комплекса нормативных документов.

6) Многовариантность – организация многоэтапного образовательного процесса, имеющего свои цели, сроки, характерные особенности.

7) Фундаментализация – характеризуется глубоким и системным освоением научно-теоретических знаний по учебным дисциплинам, усиления взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности в обществе. В центре содержания образования лежат фундаментальные теории, понятия, законы, методы познания, объективно описывающие окружающую действительность.

8) Информатизация образования – широкое массовое использование вычислительной техники, информационных технологий в процессе обучения.

9) Индивидуализация образования – учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

10) Непрерывность образования – процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями современного общества.

Вопрос №4 Непрерывное образование как требование времени

Важнейшей характеристикой личности 21 века выступает её компетентность и профессионализм. Эти качества обеспечивают востребованность и конкуренто-способность в обществе. Термином «компетентность» обозначают не только соответствие профессиональной должности, способности решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и потребность, способность к личностному развитию, профессиональному росту в течение всей жизни.

Тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образование в учебном учреждении, чередование образования с другими видами деятельности.

Отечественные учёные рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:

1) Как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека.2) Как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов (от УДО до ВУЗов).3) Как образование взрослых за пределами базового образования с получением и повышением квалификации и профессиональной подготовки.

В личностном смысле непрерывное образование – это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни.

В основе функционирования непрерывного образования лежат принципы, определяющие его специфику:

1) Принцип гуманизма – обращённость образования к его личности.2) Принцип демократичности – доступность образования.3) Принцип мобильности – многообразие средств, способов непрерывного образования.4) Принцип опережения – быстрое и гибкое развитие.5) Принцип открытости системы непрерывного образования требует ориентации учебных учреждений на расширение их деятельности путём привлечения к обучению и повышению квалификации разных возрастных групп населения, которые отличаются уровнем образования, уровнем профессиональной подготовки, отношением к образованию и жизненным устремлениям.6) Принцип перманентности (непрерывности) является систематизирующим. Означает необходимость пересмотра взглядов на роль и место образования в жизни человека и общества.

Непрерывное образование способствует решению трёх основных задач:

1) Подготовка человека для включения его в систему современных общественных и профессиональных отношений.2) Совершенствование развития человека, включённое в общественное производство с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям.3) Разностороннее развитие личности.

Ведущие характеристики личности педагога:

1) Высокий уровень развития психолого-педагогической культуры. 2) Потребность в саморазвитии и самовоспитании, в самосовершенствовании педагогического мастерства. 3) Любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особенностей. 4) Политическая культура, экономическая и компьютерная грамотность. 5) Сформированное научное мировоззрение. 6) Высокий уровень общей культуры и эрудиции. 7) Социальная активность.

В концепции непрерывного педагогического образования рассматривают 3 этапа профессионального становления педагога:

1. Непрофессиональная подготовка 2. Профессиональное образование 3. Послевузовское образование, повышение квалификации, совершенствование педагогического мастерства.

На всех этапах происходит совершенствование и непрерывное развитие и саморазвитие личности педагога.

Наша республика в настоящее время располагает достаточно развитой системой среднего и высшего педагогического образования, которая успешно осуществляет подготовку разных специальностей для всех типов. Эта система имеет ряд достоинств:

1) Имеет государственный характер; 2) Вооружает системой знаний учащихся и формирует личность педагога; 3) Является доступной для учащихся разных типов учебных заведений; 4) Построено на типе преемственности.

Проблеманепрерывного образования связана с проблемой образовательных стандартов. Это инструмент защиты прав потребителя. Государственные стандарты входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно. В области образования есть национальные стандарты.

Благодаря стандартам образования общество, правительство, педагоги, родители получают возможность оценки качества образования, его прогресса.

Вопрос №5 Понятие о системе образования. Основные факторы её развития

Система образования – это совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образования.

Данное понятие характеризует систему образования в 3 аспектах:

1) В социальном масштабе; 2) Как ступень образования; 3) Как различные типы учебно-воспитательных учреждений.

Факторы развития системы образования:

1) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ.

2) Политика государства и интересы разных слоёв общества.

3) Исторический опыт и национальные особенности в области образования.

4) Собственно педагогические факторы.

Влияние таких факторов на развитие систем образования в разных странах выявляется по-разному, но и имеет общее.

Общие тенденции в развитии образования:

1. Повышение роли образования в обществе.

2. Учёт национальных традиций образования.

3. Гражданское воспитание.

4. Создание единого образовательного пространства.

5. Информатизация образования.

6. Гуманизация образования.

7. Демократизация управления образования.

8. Индивидуализация образования.

9. Дифференциация образования.

10. Создание системы непрерывного образования.

Реализация этих тенденций в РБ способствует улучшению законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования.

Вопрос №6 Структура системы образования Республики Беларусь

Охарактеризуем национальную систему образования в РБ в соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию, доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования, преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования, национально-культурная основа образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, научность, экологическая направленность образования, демократический характер управления образованием, светский характер образования.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы, учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования, государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).

Основное образование в республике имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

- Дошкольные учреждения. Осуществляют дошкольное воспитание, цель которого — развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать окружающий мир, содействие духовному и физическому развитию ребенка.

- Учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения - школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы).

- Учреждения внешкольного воспитания и обучения.

- Социально-педагогические учреждения.

- Специальные учебно-воспитательные учреждения.

- Научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Внешкольные учреждения осуществляют внешкольное обучение и воспитание.

Они призваны наиболее полно удовлетворить разносторонние потребности и интересы детей и подростков, содействовать духовному и физическому совершенствованию, разумной организации их свободного времени.

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, имеют целью подготовку квалифицированных рабочих, формирование у них необходимых профессиональных умений и навыков в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, решают задачу подготовки специалистов среднего звена, руководителей низших звеньев производства. Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся: магистратура, аспирантура, докторантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и др.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Финансирование государственных учреждений образования осуществляется из госбюджета и из бюджетов местных органов власти. Частные учреждения образования работают за счет средств обучающихся.

Вопрос №37 Содержание воспитательного процесса и егоособенности

Воспитание является приоритетным направлением педагогики высшей школы. Особую роль оно призвано играть в психолого-педагогической подготовке инженерных кадров.

Воспитание– сложный, многогранный, диалектически противоречивый, целенаправленный процесс формирования и развития личности человека. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения. Различают воспитание в широком (общем) и узком (конкретном) смысле.

В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Кстати, даже сам выбор человеком критериев такой оценки также определяется характером его воспитания в широком смысле.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Иными словами, воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе.

Рассмотрим основные особенности воспитательного процесса. К ним можно отнести следующие его характерные черты.

Во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

Во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения.

В-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса.

В-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатоввоспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания.

В-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

Методологическая функция.

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Гносеологическая функция.

Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Аксиологическая функция.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Прогностическая функция.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Интеграционная функция.

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Воспитательная функция.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Необходимо учитывать, что все функции мировоззрения находятся в единстве и действуют одновременно. Вместе с тем, в конкретных жизненных ситуациях отдельная функция или их совокупность может стать доминирующей. Что же касается так называемой ведущей функции, то в качестве таковой, на наш взгляд, может выступать любая из функций, перечисленных в соответствующей классификации. Ее роль определяется характером проблем, которые для человека становятся первостепенными в конкретной ситуации.

Вопрос №59 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами-искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.

Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания — формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит

Наши рекомендации