Вариативность системного комплекса и учебных курсов

Вариативность учебных курсов является одной из целевых установок Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года, которая предусматривает:

«- вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся».

КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года также предусматривает: «- интенсификацию и индивидуализацию обучения, реализацию современных технологий обучения, в том числе и информационных, развитие у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

- вариативность образовательных программ …;

- предоставление обучающимся возможности выбора ряда учебных дисциплин или возможности работать на разном уровне глубины освоения каждого конкретного предмета».

Таким образом, вопрос вариативности является одним из важнейших на современном этапе реформы образования и поэтому принцип вариативности учитывается в первую очередь при создании системных комплексов, в частности обеспечивается:

возможность углубленного изучения каждой из учебных дисциплин, входящих в состав комплектов. Для этого применяются: расширенные варианты учебных курсов; углубленное рассмотрение учебных материалов, вызываемых активными кнопками «Подробнее»; включение в комплект прилагаемой литературы полнотекстовых учебников, монографий, проблемных статей;

возможность расширенного изучения определенной отрасли знаний путем включения в состав комплектов учебных материалов междисциплинарных и пограничных направлений;

воспитательная компонента путем создания и включения в учебные системы фрагментов и специальных курсов общегражданской значимости и общевоспитательного характера, не предусмотренных образовательными стандартами в числе обязательных дисциплин профессионального образования.

Учебно-методическая составляющая системного комплекса, предназначенная для преподавателей вуза

В состав каждого системного комплекта включаются специальные материалы для преподавателя, которые призваны обеспечить наибольшую эффективность использования данных инструменты в учебном процессе:

- Учебно-методическое пособие «Методика обучающего тестирования и ее применение в учебном процессе»;

- Методика применения в учебном процессе технологии опорного конспекта;

Варианты системных комплексов, предназначенные для преподавателей, дублируют учебные комплексы и включают дополнительно:

- дидактические комплекты приложений по каждой из учебных дисциплин для всех ее частей, предназначенные для контрольного тестирования студентов, включающие тексты тестовых заданий (в шести вариантах каждый), формы индивидуального и группового протоколов тестирования, трафареты для всех частей и всех вариантов тестовых комплектов. Для реализации данных документов в натуре необходимо просто распечатать их на принтере;

- учебно-методический комплекс для повышения квалификации преподавателей «Применение информационных технологий в учебном процессе», включающий учебный курс «Педагогика высшей школы», а также методику создания и применения в учебном процессе электронных учебно-методических комплексов.

Таким образом, каждая из шести вышеназванных особенностей системного комплекса и, главным образом, его собственно системный характер отличают настоящие учебно-методические электронные инструменты кейсовой информационной образовательной технологии от большинства создаваемых в настоящее время электронных учебников. А присутствие названных особых качеств в их совокупности делает данные комплексы передовыми в своей области.

Заключение

Настоящий курс лекций создавался как составная часть программы повышения квалификации преподавателей в СПбГМТУ и преследует главным образом цель ознакомления профессорско-преподавательского состава Университета с новыми возможностями совершенствования организации учебного процесса, его модернизации на основе применения современных информационных технологий. Данное издание не претендует на роль универсального учебника по современным методам обучения и ограничено в основном практическим опытом одного вуза.

Вместе с тем, по нашему мнению, наш опыт системной работы по созданию и использованию в учебном процессе известных информационных методик и методик, созданных специалистами нашего Университета является достаточно эффективным, отвечает современным требованиям времени и нормативным установкам Министерства образования и науки.

Приведенные в работе критические замечания по нормативному обеспечению организации учебного процесса в современных условиях подкрепляются не только рекомендациями, но и практически созданными учебно-методическим инструментами, предназначенными для повышения качества образовательного процесса и в первую очередь – повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, освоения ими новых навыков работы в современных информационных средах.

Настоящее печатное издание сопровождается электронным учебно-методическим комплектом на CD носителе, в составе которого дополнительно представлены:

- комплект нормативных источников, определяющих порядок применения информационных технологий в учебном процессе;

- образец электронного учебно-методического комплекса, обладающего всеми признаками автоматизированной системы обучения;

- вариант оформления визуализированной лекции.

Специальная литература

1. Астанин В.В. Об учебно-методическом обеспечении преподавания дисциплины и подготовке диссертаций по антикоррупционной тематике ("Юридическое образование и наука", 2012, N 2)

2. Демичев А.А. Проблема использования методик дистанционного обучения в преподавании курса гражданского процессуального права ("Юридическое образование и наука", 2007, N 2)

3. Ермолаева О.Н. Современные особенности методики преподавания гражданского права ("Юридическое образование и наука", 2011, N 4)

4. Ермолаева О.Н. Современные особенности методики преподавания гражданского права ("Юридическое образование и наука", 2011, N 4)

5. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин ("Юридическое образование и наука", 2012, N 4)

6. Кашкин С.Ю. Методика преподавания права за рубежом и в России (на примере опыта кафедры права Европейского союза МГЮА) ("Юридическое образование и наука", 2009, N 1)

7. Кирилина В.Е. Роль и место судебной практики в методике преподавания налогового права
("Финансовое право", 2009, N 3)

8. Лапач В.А. Некоторые методические проблемы преподавания гражданского и земельного права ("Гражданское право", 2009, N 1)

9. Путятин В.Д., Чинчиков А.А., Чинчикова Г.Б., Агекян Л.М. Взгляд на транспортное право как комплексную отрасль права и вопросы совершенствования методики его преподавания: философско-правовой аспект ("Российская юстиция", 2014, N 6)

10. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе (Конспект лекций), Самара 2009.

11. Шевченко О.М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания ("Юридическое образование и наука", 2011, N 2)

[1] Гегель Философия права. М. 1990. С. 75.

[2] Ахиезер А.С. Социологический словарь. Эффект бумеранга. М., 1996

[3] В.И.Ленин ПСС, изд. 4-е т. 33 С. 54

[4] Там же С.354 - 355

[5] Там же С. 424 - 425

[6] Лобыничев А.В. Философия права. Электронный учебник, изд. КОДЕКС, 2005 г.

[7] Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2003. С. 103-104

[8] Ахиезер А.С. Социокультурный словарь «Эффект подражания». М., 1996

[9] Нерсесянц В.С., Философия права, М., 2003. С.161

[10]Источник: "Экономический словарь". Под ред. А.И.Архипова, ТК "Велби", издательство "Проспект", 2004 г.

Наши рекомендации