Изменяющаяся среда школы и необходимость
Ее развития
Школа тесно связана с окружающей средой и испытывает на себе влияние ее разнородных факторов.
Прежде всего среда задает требования к результатам школьного образования, т.е. определяет социальный заказ. В последние несколько десятилетий представления о том, какими качествами должен обладать выпускник школы, чтобы стать полноценным членом общества, претерпели значительные изменения.
В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО в 1996 году, отмечалось, что в результате глубокого изменения традиционного образа жизни возникают новые требования, которые вынуждают человека лучше понимать другого, лучше понимать мир. Особое внимание в докладе комиссии уделено четырем основополагающим принципам образования;
1) научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления;
2) научиться приобретать знания. Учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин;
3) научиться работать. Необходимо приобрести компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть;
4) научиться жить. XXI век потребует от всех большей самостоятельности и способности к оценке, сочетающихся с усилением личной ответственности в рамках реализации коллективного проекта1.
Необходимость пересмотра всей системы представлений об общем образовании находит все более широкое признание. Как отмечали в середине 1990-х годов известные российские ученые И.Я. Лернер и И.К. Журавлев, во всех ведущих странах мира формулируемые цели образования весьма близки, поскольку одинаковы основные веления времени, и в то же время они примерно в равной степени не реализуются. Будущему обществу все большей степени будут требоваться люди, обладающие знаниями, гибкостью мысли, творческой инициативой, такими качествами личности, о которых в первой половине ХХ века говорили минимально и ненастойчиво: способность к адаптации, нравственность, ответственность, самореализация личности, свобода выбора, понимание общественных явлений, критическое мышление, самосовершенствование и др. Образование, по их мнению, призвано обеспечить каждому выпускнику возможность получить:
а) знания о человеке, природе и обществе, обеспечивающие формирование научной картины мира как основы мировоззрения и ориентации в выборе сферы будущей практической деятельности;
б) опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности, обеспечивающий формирование основных интеллектуальных, трудовых, организационных и гигиенических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни для участия в общественном производстве, в продолжении образования и самообразования;
в) опыт творческой деятельности, открывающий возможности для развития индивидуальных способностей личности и обеспечивающей ее подготовку к жизни в условиях социально-экономического и научно-технического прогресса;
г) опыт общественных и личных отношений, готовящий молодежь к активному участию в жизни страны, созданию семьи и планированию личной жизни на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества1.
Но не только такие общие требования определяют социальный заказ к школе. В той или иной форме требования к школьному образованию предъявляют различные социальные группы и институты, в том числе: родители; представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы населения; учреждения высшего образования; потенциальные работодатели; этнические группы, стремящиеся к большему учету в школах национально-культурных традиций; армия; общественные организации; религиозные конфессии.
Социальная среда не только задает требования к школьному образованию, но и определяет его возможности и ограничения. Любая школа испытывает на себе влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, отраслевых, институциональных факторов2.
Рассмотрим кратко содержание этих факторов и характер их влияния на школу.
Социальный климат в обществе. Уровень социальной стабильности (или напряженности), состояние занятости населения, сложившаяся социальная структура и социальное расслоение, характер национально-этнических проблем и взаимоотношений создают для деятельности школ общий благоприятный или неблагоприятный фон, предопределяют характер дифференциации образовательных запросов разных социальных групп населения. Такие явления, как рост преступности, рост безработицы негативно влияют на ситуацию в школе, одновременно актуализируя рост требований к ней как социальному стабилизатору.
Общий морально-психологический климат в обществе, образ и стиль жизни разных слоев населения, реально действующие моральные нормы и правила, как важные факторы социальной ситуации развития подрастающего поколения, самым прямым образом влияют на школу
Экономические факторы. Состояние экономики страны, ее финансовой системы влияют через уровень благосостояния в обществе на рост (или отсутствие роста) образовательных потребностей населения, обусловливают большие или меньшие возможности для финансирования образования. Высокий уровень общего экономического развития, высокоразвитые рыночные отношения создают благоприятные условия для развития секторов экономики, специально ориентированных на обслуживание и обеспечение школ (школьное строительство, школьная индустрия, производство высокотехнологичного оборудования для школ). Кризисные ситуации в экономике резко сокращают возможности оптимизации сети школ, уменьшают возможности материального стимулирования работников школы, ставят школу и образование в целом в ситуацию выживания.
Политические факторы. Курс внутренней и внешней политики страны, конкретные политические действия и ситуации также образуют общий фон деятельности школы, для которой крайне желательна спокойная, конструктивная, созидательная социально-политическая обстановка в обществе. Многое зависит от содержания и способа проведения в жизнь собственно образовательной политики государства.
Правовые факторы. Характер действующих законодательных актов и правовых норм задает рамки, границы правового поля жизнедеятельности школы, "правила игры" на этом поле. Положения Конституции страны, Закона "Об образовании", соответствующих правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные акты правительства и образовательных ведомств должны непременно учитываться школой при определении ориентиров собственной жизнедеятельности. Не менее внимательно современная школа должна следить за законодательством о труде, о налогах, за многими разделами гражданского законодательства.
Экологические факторы. Состояние окружающей природной среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья будущих и нынешних школьников и учителей, что значительно усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности школы.
Демографические факторы. Характер рождаемости, типичный состав семей также сильно влияет на ситуацию в школе. Тенденции в этой области могут создавать значительные проблемы для деятельности школы.
Культурные, духовно-идеологические факторы. Состояние культуры в стране, уровень духовного здоровья и культурных запросов населения является фоном для проявления образовательной активности людей, ее направленности. Снижение культурного уровня общества, обеднение культурной жизни, широкое распространение массовой культуры объективно существенно затрудняют решение школой ее образовательных задач, понижают уровень востребованности хорошего образования.
Отраслевые факторы. Состояние и тенденции изменений системы образования в стране и мире, новые идеи, концепции, образцы лучшего образовательного опыта также влияют на отдельно взятую школу, предлагая ей определенные варианты для выбора собственной траектории движения. Наличие (или отсутствие) продуманной федеральной, региональной образовательной политики, четкой линии поведения муниципальных органов управления, общее состояние всех ресурсов, необходимых школе и источников их поступления – важнейшие факторы, определяющие возможности и ограничения деятельности школы, выбор ее стратегии. В рамках отрасли возможна конкуренция между образовательными учреждениями, что также требует от школ адекватной реакции.
Институциональные факторы. Наличие разветвленной сети специализированных социальных институтов, организаций, с которыми могла бы сотрудничать школа в решении своих задач – еще один элемент значимой социальной среды школы.
Все названные выше факторы не остаются неизменными. Среда существования школы становится все более нестабильной, динамично изменяющейся. Чтобы сохраниться в такой среде, школа должна сама изменяться. Это закон существования всего живого. Когда, например, в природе происходят изменения, затрагивающие жизненно важные условия обитания какого-либо вида животных, то этот вид либо адаптируется к новой среде, вырабатывая новые способы жизнедеятельности и формируя новые органы, либо он исчезает.
| |||