Мнемические процессы. Память, мышление и речь, их виды, свойства и функции
В научной психологии проблема памяти, по выражению П.П. Блонского , является "ровесницей психологии как науки". Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект. Память обеспечивает целостность и развитие человеческой личности и занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. Нормальное функционирование личности и общества без памяти невозможно. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Классификация памяти представлена на рис 16.
Рис. 16. Классификация видов памяти
1) В зависимости от волевых усилий личности различают непроизвольную и произвольную память:
- непроизвольная: информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (развита в детстве);
- произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.
2) по времени хранения материала различают несколько видов памяти:
- мгновенная (иконическая - зрительная) память - связана с удержанием от 0,3 до 1 секунды точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без переработки информации;
- кратковременная память - способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (сохраняется обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток);
- оперативная память - рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока;
- долговременная память - хранит информацию в течение длительного срока.
3) В зависимости от момента получения информации различают память наследственную (генетическую), прижизненную и импринтинг (запечатление).
Память - это эталон, с которым сопоставляется целостный образ восприятия. Она отражает прошлый опыт или запечатлевает, сохраняет и воспроизводит что-либо. Основные процессы памяти - это заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Последовательными ступенями интеллектуального развития являются выделяемые генетической психологией виды мышления (рис. 17):
Рис. 17. Виды мышления
- наглядно-действенное мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;
- наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы (проявляется в возрасте 4 - 6 лет);
- словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями (возникает в школьном возрасте).
Индивидуальные особенности мышления:
- глубина - выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, отделять главное от второстепенного, необходимого от случайного. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений (когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного);
- гибкость - умение быстро менять действия при изменении обстановки;
- критичность - умение человека объективно оценить свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы;
- широта - способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
- целеустремленность - умение сделать объект мышления основной целью деятельности, стремление к ее достижению;
- ясность - способность к четким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований;
- активность - стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности;
- самостоятельность - способность мыслить независимо от других, опираясь на собственную инициативу и силы;
- быстрота - способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки.
Интеллектуальное развитие личности определяется еще и по таким особенностям ума, как практический ум и теоретический ум.
Основные элементы процесса мышления:
- понятие - это форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности;
- суждение - установление связи между предметами и явлениями (истинные суждения, ложные суждения);
- умозаключение - вывод из одного или нескольких суждений нового суждения;
- обоснование - вскрытие посылок, которые обусловливают истинность суждения.
Выделяют следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, обобщение, сравнение и классификация (рис. 18).
Рис. 18. Виды мыслительных процессов
Анализ - мысленное разделение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - мысленное объединение отдельных частей, свойств, действий в единое целое, построение целого из аналитически заданных частей.
Конкретизация - мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.
Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Классификация (систематизация) - мысленное распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.
Процессы мышления, безусловно, тесно связаны с речью человека. Речь является средством человеческого общения.
Функции речи:
- Сигнификативная функция (от англ. "signifikate" - обозначаю) отличает речь человека от коммуникации животных.
- Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
- Интеллектуальная функция дает возможность быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления.
- Коммуникативная - функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
В зависимости от того, сам ли субъект создает речевую продукцию или воспринимает речевую информацию, речь может быть активной (говорение, письмо) или пассивной (слушание, чтение) (рис. 19).
Рис. 19. Виды речи
Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином "аудирование".
Для успешной деятельности человека необходимо соблюдать следующие требования к речи:
- информативность - определяется ценностью сообщаемых в речи фактов и способностью автора к сообщению;
- понятность - зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей;
- правильность - соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, семантики;
- выразительность - учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
В заключение заметим, что возможности языка и речи в психологии далеко не исчерпаны, имеют большое значение и перспективы их использования в психологических исследованиях.