Семинар 4. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, речь.

1. Ощущения и восприятие.

2. Память.

3. Мышление и речь.

4. Воображение.

5. Внимание.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?

2. По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?

3. Могут ли иллюзии восприятия служить доказательством непознаваемости мира? Обоснуйте ответ.

4. Необходимо ли учиться восприятию, или это врожденная способность человека?

5. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

6. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств.

7. Что такое искусство памяти? Какие принципы лежат в основе развития памяти?

8. Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики?

9. Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания Вы знаете?

10. В чем состоит избирательность процессов сохранения и забывания?

11. Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?

12. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления Вы можете предложить?

13. Согласны ли Вы с утверждением, что без воображения невозможна практическая деятельность?

14. Может ли быть воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека?

15. Всегда ли воображение есть определенный отход от действительности?

16. Почему с помощью воображения бесконечно расширяются границы познания человеком действительности?

17. Что является источником мыслей?

18. Назовите основные виды мышления и раскройте их связь.

19. От чего зависят индивидуальные особенности мышления?

20. В чем проявляется принципиальное отличие мышления человека от “мышления машины”? Приведите аргументы, которые бы доказывали такое отличие.

21. В чем заключаются отличия мышления человека и мышления животных? Что не позволяет мышлению животных возвыситься до уровня человеческого мышления?

22. Для представителей каких профессий наглядно-образный тип мышления является наиболее важным?

23. Какие факторы влияют на эффективность решения задачи?

24. Всегда ли мышление и речь сопутствуют друг другу? Что такое “доречевая стадия” мышления и “доинтеллектуальная стадия” речи?

25. Чем различаются речь и язык?

26. Как связаны значение и смысл слова?

27. Что такое внутренняя речь?

28. Раскройте смысл высказывания “Мысль никогда не равна прямому значению слов”.

29. Как отражаются в речи особенности умственной и трудовой деятельности человека, специфика его профессии?

Задание 1:решите психологические задачи по теме и заполните таблицу.

Вид ощущений Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства
         

Задание 2: просмотр по теме семинарского занятия фото- и видеоматериалов из следующих интернет-источников:

http://flogiston.ru/blog

http://www.psy.msu.ru/illusion/

http://webrelax.com/optical/

http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/

http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/

Задание 3:подготовьте подборку примеров рекламы, использующей закономерности восприятия.

Задание 4:проведите диагностику основных свойств внимания, памяти, мышления, воображения; определите индивидуальные особенности познавательных процессов.

1. Вербальный тест Айзенка [1; c. 12-23].

2. Узнавание фигур: как проверить свою память [1; c.58-59].

3. Методика исследования кратковременной памяти [1; c.61-62].

4. Методика “Оперативная память” [1; c.62-63].

5. Метод пиктограммы при запоминании [1; c.78-80].

6. Тест Бурдона на исследование степени концентрации и устойчивости внимания [1; c.82-83].

7. Тест на оценку переключения и распределения внимания [“Красно-чёрные таблицы”, 1; c.91-93].

8. Методика “Интеллектуальная лабильность” [1; c.94-98].

9. Методика “Исключение лишнего” [1; c.115-118].

Литература:

1. Практическая психология в тестах. / Составители Р. Римская, С. Римский. - М., 1998.

2. Практикум по общей психологии. / Под. ред. А.И. Щербакова. - М., 1990.

Литература

Основная:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 2000.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002.

3. Когнитивная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2002.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

6. Общая психология: В 7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Т.3. / Нуркова В.В. Память. - М. Изд. Центр “Академия”, 2006.

7. Общая психология: В 7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Т.2. / А.Н. Гусев. Ощущение и восприятие – М. Изд. Центр “Академия”, 2007.

8. Общая психология. Тексты. В 3 томах / отв. ред. Петухов В.В. - М., Генезис, 2001-2006.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

Дополнительная:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, Речь, 2003.

2. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008.

3. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., Высшее образование, 2008.

5. Тихомиров О.К. Психология мышления:– М.: Академия, 2002.

6. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М., ПЕРСЭ, 2002.

7. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000.

Наши рекомендации