Авторский педагогический проект
4. Образовательная программа, программа по дисциплине
Концерт класса
Требования к реферату
Реферат – (от латинского геfегго – сообщаю, докладываю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по какой-то теме.
Реферат- это своеобразный отчёт о самостоятельном изучении материала, анализе теоретических источников и практической деятельности по избранной теме. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носить проблемно- тематический характер.
Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко изучить её.
Этапы работы над рефератом
- формулирование темы, тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию;
- подбор и изучение основных источников по теме;
- составление библиографии;
- обработка и систематизация информации;
- разработка плана реферата;
- написание реферата;
- публичное выступление с результатами исследования.
Обязательными элементами реферата являются:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников.
Необязательными элементами являются:
- перечни условных обозначений, сокращений и терминов;
- приложения.
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации;
- наименование организации, где выполнялась работа;
-наименование работы: (реферат);
- тема;
- сведение об авторе (должность, фамилия, инициалы);
- город и год выполнения работы
Оглавление включает: введение, наименование всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии). Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части реферата.
Введениедолжно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, используемые методы, методики и технологии. Объём введения должен быть не более 3-5 страниц машинописного (компьютерного) текста.
В основнойчасти приводятся данные, отражающие сущность и основные результаты выполненной работы.
Основная часть должна содержать:
а) обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи, описание выбранной методики проведения эксперимента;
б) теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источников должен, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» содержать библиографические сведения о литературных источниках, использованных при проведении исследований.
Пример библиографического описания книг
Содним автором
Прихожанин А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе; Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. -191с.
С двумя авторами
Никитин Б.П., Никитина Л.А, Мы. Наши дети и внуки.- 3-е изд. Доп.- М.; Мол. гвардия, 1998. 303с.: ил.
Требования к оформлению работы
1. Работа оформляется на белой бумаге (форматА-4) на одной стороне листа. При этом должны быть соблюдены следующие размерные показатели: водной стороне 60-65 знаков, пробел между словами в один знак, на одной странице 28-30 слов, отступ 5 знаков.
2. Напечатанный текст имеет следующие поля: верхнее 20 мм, нижнее не менее 20 мм, правое не менее 10 мм, левое 30 мм.
3. На титульном листе указывается Ф.И.О. научного руководителя.
4. Обязательно в реферате должны быть ссылки на использованную литературу.
5. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.
6. Объём работы: не менее 25 листов текста шрифтом 14 через 2 интервала.
7. Заголовки отделяются от текста снизу и сверху тремя интервалами.
8.Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимися интересующей его темы с учётом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата.
Рецензия на реферат содержит:
1) оценку эрудированности в рассматриваемой области:
- актуальность заявленной проблемы;
- степень знакомства с современным состоянием проблемы;
- использование известных результатов и научных факторов в работе;
- полнота цитируемой литературы;
2) оценку собственных достижений автора:
- использование знаний вне образовательной программы;
- степень новизны
- научная значимость проблемы;
-3) характеристику работы:
- грамотность и логичность изложения материала
- структура работы ( введение, основная часть, выводы , приложения, список литературы),
- соответствие оформление реферата стандартам.
Защита реферата
Реферат принимается к защите, если:
- работа оформлена в соответствии с требованиями
- имеется положительный отзыв научного руководителя или рецензента.
Реферат вместе с рецензией выдаётся для ознакомления и возможного исправления.
Реферат защищается перед аттестационной комиссией. По содержанию реферата готовится доклад. В докладе должны быть чётко и кратко представлены основные направления и результаты проведённого исследования, обоснованы: мотивы выбора темы реферата, её актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, дана характеристика теоретической и практической части исследования, анализ полученных результатов, их практической ценности, продемонстрирован наглядный материал. В заключительной части выступления должны быть сформулированы выводы по работе с рекомендациями о внедрении в практику.
Требования к методической разработке
Методическая разработка - описание методических подходов ( методов обучения, воспитания, контроля и пр.) к педагогической и управленческой деятельности, обеспечивающих позитивные изменения в учебно- воспитательном процессе. По характеру затронутых проблем методические разработки бывают трёх видов:
-разработки, освещающие вопросы организации и методики теоретического обучения
- разработки, посвящённые отдельным вопросам практического обучения
- разработки, посвящённые организации и проведению конкретных уроков или внеурочных мероприятий.
В перечень методических разработок могут входить комплекты методического обеспечения, учебно- программная документация, комплекты заданий для промежуточного и итогового контроля результатов обучения, комплекты наглядных пособий и другие пособия для преподавателя и учебные пособия для учащихся.
Методическая разработка должна иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- введение;
- аналитическая часть;
- практическая часть;
-заключение;
-список литературы;
- приложения.
Во введении отражаются следующие вопросы:
- обоснование актуальности темы;
- цель и предполагаемый конечный результат работы.
Аналитическая часть представляет собой научное обоснование проблемы на основе анализа различных литературных источников.
Практическая часть содержит изложение путей и способов решения поставленной задачи, описание методического эксперимента его организации и содержания.
В заключении формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в педагогической практике.
В приложения вносятся таблицы, графики, конспекты уроков, протоколы наблюдений и т.д.
Методическая разработка представляется в письменном виде (объёмом не менее 15 машинописных страниц).
Оформление и оглавление разработки аналогичны оформлению реферата, включая требования к написанию библиографического аппарата.
Для защиты методической разработки необходимы две положительные рецензии. На защите делается устное сообщение (5-7 минут), в котором раскрывается суть методической разработки.
Методическая разработка оценивается по следующим показателям:
1. Соответствие содержания разработки выбранной проблеме.
2. Грамотность изложения и качество оформления разработки.
3. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала.
4. Обоснованность и доказательность выводов.
5. Практическая значимость работы.
Требования к авторскому проекту
Авторский педагогический проект – конструирование новых форм педагогической или управленческой деятельности.
Проект может быть выполнен одним преподавателем или группой. Разновидностями педагогического проекта могут быть проекты программ развития, образовательных программ, учебно-тематических планов, педагогических технологий. При защите должна быть указана роль каждого преподавателя в разработке проекта.
Педагогический проект выполняется в виде пояснительной записки с приложением программных продуктов, рабочих макетов и других материалов, разработанных преподавателями. Проект должен раскрыть суть исследуемой проблемы, способствовать формированию творческих качеств преподавателя.
Пояснительная записка должна содержать:
- постановку педагогической проблемы;
- цель проекта;
- обоснование способа решения проблемы;
- планируемые результаты.
Для защиты необходимо предоставить: проект в письменном виде, две положительные рецензии. На защите проекта автор делает устное сообщение (5-7минут), в котором формулирует название, цель, задачи проекта, обосновывает его актуальность, коротко характеризует структуру, содержание, условия, предполагаемые результаты, перечисляет сделанное и делает выводы.
Характеристика проекта.
Проекты могут быть монопредметными (посвящённые одному предмету и аспекту деятельности) и комплексными (охватывающие многие сферы педагогической деятельности или управленческой практики)
Реализация проекта включает несколько этапов.
1. Теоретическое обоснование проекта. Данный этап предполагает анализ научной литературы с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении. Теоретическое обоснование представляет собой небольшое реферативное исследование, посвящённое проектной теме.
2. Практическое обоснование проекта. Данный этап направлен на исследование актуальной ситуации, требующей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал.
3. Апробация проекта. Апробация проекта направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. Формируется коллектив единомышленников, который будет являться движущей силой проекта. Этим коллективом и вырабатывается программа и конкретный план действий. Апробация проекта завершается написанием текста программы и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.
4. Практическая реализация проекта. По итогам реализации проекта пишется отчёт с подробным анализом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития.