Формирование лексико-грамматических средств языка

— Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящее из двух слов, — зимующие птицы.

— Развивать наблюдательность детей, учить выделять харак­терные особенности, повадки зимующих птиц.

— Совершенствовать сенсорные способности детей — учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать разные их виды по очерта­нию, оперению, называть увиденное и услышанное.

- Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (птицы над кормушкой, около кормушки) и во времени (Летом птицы были в лесах, а зимой прилетели в город).

— Закреплять в сознании детей категорию одушевленности (различать вопросы: кто? что?).

— Активизировать словарь по теме. Обратить внимание на образование им. п. множественного числа существительных на -ья, -ъи (перья, крылья, деревья, воробьи) и их род. п. (перьев, крыльев,
деревьев, воробьев), а также на род. п. в значении принадлежности (Чьи следы?— Вороны, синицы).

— Продолжать закреплять умение использовать в речи род­ственные слова (зима — зимушка, зимующие, зимовать; снег — снежок, снегирь, снеговик; корм — кормятся, кормушка, кормить).

- Продолжать учить детей различать понятия нос — клюв, руки — крылья, ноги — лапы, волосы — перья —- пух, ногти - когти.

— Упражнять детей в ответах на вопрос чем? (клювом, крыльями, лапками, зерном., пшеном, салом).

- Расширять глагольный словарь детей за счет слов, обознача­ющих способы передвижения (прыгать, летать, ходить, скакать), образованных способом звукоподражания (каркать, чирикать, ухать, стрекотать, ворковать, цвенькать), приставочных глаго­лов (клевать — склевать — поклевать, летать — прилетать — подлетать — улетать, прыгать — подпрыгивать — отпрыги­вать), глаголов совершенного и несовершенного вида (летели, прилетели).

— Продолжать закреплять понятия многозначности глаголов (летит птица, самолет, снег).

— Упражнять в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе (снегирь прилетел, синица при­летела, птицы прилетели).

— Совершенствовать умение подбирать к существительному глаголы, нужные по смыслу (ворона летит, клюет, каркает, зимует, прыгает, Отлетает), и к заданному глаголу соответству­ющие существительные (летят воробьи, вороны, снегири).

— Закреплять знания детей о цвете.

- Активизировать в словаре детей сложные прилагательные (белобокая (сорока), красногрудый (снегирь), разноцветные (птицы, перья).

— Продолжать упражнять в подборе прилагательных к суще­ствительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам какой?, какая? (Сорока болтливая, хлопотливая, большая, белобокая, быстрая,
проворная. Воробей маленький, серый, проворный, юркий, быстрый).

— Закреплять умение согласовывать числительные с существи­тельным (один клюв, одна голова, два крыла, две птицы, одна синица, две синицы, пять синиц). На занятиях по математике использовать раздаточный материал, приближенный к теме.

— Продолжать, упражнять детей в использовании предложений разной конструкции: распространенных с однородными подле­жащими (Ворона, синица, воробей, голубь — это зимующие птицы. На кормушке сидят воробьи, синицы, галки...) и определениями; в использовании противительных союзов а (Воробей серый, а галка черная), и (Ворона серая, и воробей серый); предлогов на, в, из, к, с, от, у (сидят на ветках, на кормушке; прилетели в город; насыпали из пакета, прилетели из леса; подлетели к дереву; клюют с кормушки;
отлетели от кормушки. У синицы желтая грудка).

— Учить детей составлять предложения с конструкцией много...,а нет (На дереве много снегирей, а синиц нет).

Развитие разговорно-описательной речи

-Уточнить содержание обобщающего понятия птицы, их характерные особенности. Учить связно рассказывать о них.

- Развивать логическое мышление детей, умение устанав­ливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать птиц и людей, птиц между собой, устанавливать зави­симость их поведения от времени года и погоды).

— Учить детей задавать вопросы воспитателю и друг другу, используя вопросительные слова где, куда, откуда.

- Упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям и в объединении их в рассказ (Это галка. Галка черная. На шее белая полоска. У галки острый крепкий клюв. Галка летает. Она собирает крошки, клюет рябину).

— Учить использовать эти предложения и небольшие рассказы- описания при составлении рассказа по сюжетной картинке.

— Продолжать упражнять в составлении загадок о зимующих птицах и в умении обосновывать сбою отгадку.

Методы и приемы работы

— Изготовление кормушки и систематическое кормление птиц на участке.

— Наблюдение за зимующими птицами во время прогулок и из окна.

— Рассматривание картин, чучел зимующих птиц (Какая это птица? Чем она отличается от других,?}.

— Загадывание загадок о зимующих птицах и отгадывание их.

— Решение речевых логических задач («Кто обедал в птичьей столовой?» и др.).

— Дидактические игры «Собери птицу» (выложить птицу из отдельных частей), «Узнай птицу по силуэту», «Кто как кричит?», «Что напутал художник?», «Летает — не летает».

— Составление предложений и рассказов из собственного опыта и по серии картинок о зимующих птицах («Кормушка», «Синичка») («Дидактический материал по исправлению недостатков речи у
детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичева, Г.А. Каше и др.).

— Беседы и рассказы воспитателя.

— Чтение художественной литературы.

— Драматизация диалогов, стихов, разыгрывание сценок, заучи­вание песен.

Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Продолжается выполнение задач, поставленных в лексико-грамматических заданиях к теме «Зимующие птицы». Дополнительные задачи:

— Продолжать вводить в активный словарь детей обобщающие понятия, состоящие из двух слов (домашние птицы), дифферен­цировать понятия дикие птицы — домашние птицы.

— Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую при­носят домашние птицы.

-Вводить в пассивный словарь детей родственные слова (птицы — птичница — птичий двор — птицеферма).

— Активизировать в речи детей названия домашних птиц и их детенышей. Обратить особое внимание на трудные формы мн. ч. (курица — куры, яйцо — яйца, гнездо — гнезда, цыпленок — цып­лята, утенок —утята).

— Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (птичья, утиная, куриная) и согласовании относительного прилага­тельного пуховый с существительными (пуховая подушка, пуховое одеяло, пуховый платок).

— Продолжать учить отвечать на вопросы У кого кто?, Кто у кого? (Уутки утята. Гусята у гуся) и Кто с кем? (Индюк с индю­шатами. Цыплята с курицей).

— Учить детей отвечать на вопрос о ком, используя предлог о (Кто о ком заботится? — Курица заботится о курах).

— Продолжать упражнять в согласовании числительных с суще­ствительным, а также в умении включать эти сочетания в предложе­ния (У утки пять утят. В пруду плавают два утенка. Червячка нашел один утенок). Использовать этот материал на занятиях по математике.

Методы и приемы работы

— Наблюдение за домашними птицами дома, в деревне и в дет­ском саду (по возможности).

— Беседы с детьми об их пребывании в деревне летом и их помощи в уходе за домашними птицами.

— Рассматривание иллюстраций (Лоза Г.Ф. «Русский язык в картинках»; «Скоро в школу», «Альбом для развития речи детей раннего возраста» и др.).

— Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры («Зоо­логическое лото», «Кто у кого?», «Птицеферма», «Кто плавает, а кто летает?», «На птичьем дворе», «Уточка», «Курочка-рябушечка»).

— Исключение четвертого лишнего предмета (различение поня­тий домашние и дикие птицы, птицы и их детеныши, птицы и люди).

Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Продолжается выполнение задач, поставленных в лексических темах «Зимующие птицы» и «Домашние птицы». Добавляются следующие задачи:

— Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов (домашние животные), дифференцировать понятия домашние животные — домашние птицы и птицы — животные.

— Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую при­носят домашние животные, где они живут (конура, хлев, конюшня), как за ними ухаживает человек.

— Вводить в пассивный словарь детей названия профессий (конюх, доярка, пастух, свинарка, телятница), родственные слова (пасти — пастух — пастбище, конь — конюх — конюшня). С учетом возможностей детей вводить эти слова в активный словарь.

— Учить различать понятия нос— клюв, лапы — ноги — крылья, шерсть — волосы — перья, лицо — морда, рот — пасть — клюв, ногти — когти — копыта, пить — лакать, жевать — грызть.

— Активизировать в речи детей существительные и прилага­тельные, обозначающие характерные признаки животного (пята­чок, грива, рога, щетина, верный, умный, лохматый и т.д.)-

—- Продолжать учить образовывать названия детенышей живот­ных (теленок, котенок, жеребенок, телята, щенята, котята).

— Упражнять в подборе существительных с суффиксом -ищ (глазищи, усищи, когтищи).

— Активизировать употребление в речи глаголов, образо­ванных способом звукоподражания (мяукать, хрюкать, рычать, лаять...), приставочных глаголов, образованных от неопределен­ной формы ходить, бегать, скакать (приходить, убегать, приска­кать и т.д.).

— Упражнять в подборе существительных к глаголу (скачет
конь, кролик; жует корова, коза...).

— Продолжать закреплять умение согласовывать числительные с существительным (пять коров, коз, собак и пять коней, свиней). Включать этот материал в занятия по математике.

— Упражнять детей в использовании прилагательных с умень­шительным значением (мягонький, пушистенький, мохнатенький).

— Закреплять умения образовывать притяжательные прила­гательные и согласовывать их с существительным (пух и мех — собачий, козий; шерсть — собачья, овечья; молоко — коровье, козье;
морда — собачья; хвост, голова...).

— Закреплять навыки использования предлогов, изученных ранее.

Методы и приемы работы

Используются указанные, ранее в темах «Дикие птицы», «Домаш­ние птицы».

Добавляются и другие методы:

• Большее внимание уделяется самостоятельному составлению загадок о домашних животных и объяснению отгадки, реше­нию речевых логических задач, составленных воспитателем.

• Использование в речи воспитателя сложных предложений с союзами потому что, чтобы (Конюх ухаживает за лошадью, потому что она приносит пользу людям), поощрение использования их детьми.

• Дидактические игры «Чей хвост?», «Чья голова?», «Кто у кого?», «Кто с кем?», «Отгадай, у кого пятачок»). Рисование «диковинного» животного.

• Заучивание стихов, потешек.

• Чтение художественной литературы.

Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Основные задачи, методы и приемы работы по этой теме такие же, как в лексических темах «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные». Дополнительные задачи:

— Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов «дикие животные», дифференцировать понятия домаш­ние животные — дикие животные, животные — птицы.

— Обратить внимание детей на многозначность существитель­ных иголки (у ежа, у ели, для шитья), шишки (на сосне, на го­лове).

— Продолжать упражнять детей в употреблении существи­тельных с суффиксом -ищ при описании животных и в исполь­зовании прилагательных с уменьшительными суффиксами -к, -ик
при описании их детенышей (глазищи, усищи; глазки, усики, хво­стик).

Рекомендуется использовать:

• Решение речевых логических задач: «О чем рассказал ежик» и др.

• Дидактические игры «Когда это бывает?», «Охотник», «Где чей домик?», «Кто чем питается?», «День рожденья», «Кто потерялся?» (узнать животное по описанию не только
внешнего вида, но и особенностей поведения), «Что умеют делать звери?», «Отгадай, кто это?» (узнать животное, кото­рого изображает ребенок), «Кто в домике живет?».

• Драматизация диалогов, стихов, сказок («Теремок», «Заяц- хваста» и др.).

; • Чтение художественной литературы.

• Коллективный пересказ сказки с помощью рисунков детей или фланелеграфа.

Наши рекомендации