Работа воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Успешное преодоление у детей дефектов речи возможно лишь при условии тесной взаимо­связи и преемственности в работе всего педа­гогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

С.А. Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

Использование в своей работе предлагаемого ниже материала все­ми категориями сотрудников детского сада позволит насытить речью, звучащим словом общение детей со взрослыми и детей между собой, сделать это общение целенаправленным, создать вокруг детей единое речевое пространство.

Практика показала, что в логопедической группе детского сада наибольшую эффективность восстановительно-коррекционной работы дает опора на «сборную» модель организации образователь­ного процесса. Она рекомендована для массовых детских садов Главным управлением дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (Вестник образования. — 1991. — Декабрь).

Эта модель позволяет детям:

• в блоке специально организованного обучения получать наиболее систематизированные знания, приобретать непо­средственно учебные навыки;

• в блоке совместной деятельности ненавязчиво готовиться к получению новых знаний и закреплять те, что были полу­чены через совместную игру, продуктивную и познавательно- исследовательскую деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительного искусства;

• в блоке свободной самостоятельной деятельности полно проявить владение полученными знаниями и умениями.
Таким образом, создаются условия для развития их творче­ских способностей.

При этом особое значение приобретает организация разнооб­разной предметной среды. Именно эта среда, которая создается из натуральных предметов, материала для свободных и дидактических игр, изобразительной деятельности, книг, альбомов и т.д., позволяет Детям успешнее закрепить свои знания, применяя их на практике. __ Такая «сборная» модель дает возможность достижения разно-"Разных форм взаимодействия взрослого с детьми. А тематическое планирование позволяет наполнить эти формы единым образова­тельным содержанием.

Использование материала, предлагаемого авторами данного пособия, позволяет конкретизировать взаимосвязь в работе лого­педа и остального педагогического коллектива.

При этом необходимо учитывать следующее:

• коррекционные задачи не подменяют собой выполнении общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность;

• организация, формы работы и привлекаемый матери; могут выбираться в соответствии с особенностями детей конкретной группы;

• приемы работы должны различаться в зависимости от: основных задач и типов общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации;

• работа над определенной грамматической формой и конструкцией предложения не исключает использования других форм и конструкций в речи воспитателя и детей. Такое выделение в конкретную задачу подчеркивает лишь их значение для подготовки и закрепления материала логопедического занятия;

• работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограни­чивается периодом, указанным в годовом плане. В это время; она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Начинается эта работа как можно раньше, и для ее проведения используется каждый удобный момент. Закрепление изученного материала, его усложнение дифференциация осуществляются в течение всего последующего обучения. При этом дети приобретают все большую; самостоятельность в его использовании на практике.

В связи с этим необходимо коротко остановиться на особенностях исправления лексико-грамматических ошибок в речи детей, проводимого по степени увеличения их самостоятельности. (Методика предложена Н.Л. Крыловой.)

Исправление лексических ошибок

— Воспитатель говорит, а ребенок повторяет слово.

— Воспитатель задает вопрос: Почему это так называется? (Капли капают. Это капель.)

— Воспитатель спрашивает: Как ты назвал? Назови правильно.

Исправление грамматических ошибок

— Постановка вопроса и правильный ответ, данный самим воспитателем или сильным ребенком. (Нет чего? Нет балкона. Таня, повтори!)

— Постановка воспитателем вопроса в порядке помощи ребенку. (Упал с чего?) Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос. (Упал со стола.)

— Воспитатель задает вопрос: Как ты сказал? Скажи пра­вильно.

Исправление неправильного порядка слов в предложении

— Все предложение говорит воспитатель, а ребенок только повторяет его.

:— Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчи­вает его.

— Воспитатель оказывает помощь постановкой вопроса.

— Воспитатель спрашивает: Как ты сказал? Скажи правильно.

Работа воспитателя с детьми в адаптационный период

Момент поступления ребенка в новое учреждение настолько важен и сложен для него, что в данном пособии необходимо описать более подробно задачи, выполнение которых имеет особое значе­ние в период формирования новой группы.

— Обеспечить атмосферу психологического комфорта для детей, поступающих в группу. Именно положительный эмоциональный настрой детей и их родителей закладывает фундамент последу­ющей успешной работы.

— Начать изучение поступивших детей и обследование их зна­ний по всем разделам программы предшествующей возрастной группы.

— Расширять социальные контакты детей со сверстниками и взрослыми.

— Преодолевать речевой негативизм детей, воспитывать готов­ность к установлению доброжелательных отношений, способство­вать преодолению робости, застенчивости.

•—Развивать слуховое внимание и сознательное восприятие Речи взрослых и товарищей, приучать вслушиваться в речь вос­питателя и действовать в соответствии со словесными инструк­циями.

— Учить обращаться к речевому образцу.

— Активизировать имеющийся словарь детей, поощрять их речевую активность.

— Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику.

— Развивать пространственную ориентировку: знакомить детей с помещениями группы и верандой, с помещениями детского сада.

— Вводить понятия «ряд», «первый в ряду», «последний в ряду».

Методы и приемы работы

— Организация единого речевого пространства в детском саду.

— Поощрение речевой активности детей и их готовности к кон­тактам.

— Использование четких немногословных конкретных вопро­сов и инструкций.

— Знакомство с помещениями группы и детского сада, с пра­вилами поведения в них.

— Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гим­настики («Заборчик», «Окошечко», «Хоботок», «Лопаточка», «Иго­лочка», «Желобок», «Часики», «Качели», «Котенок лакает молоко», ]
«Лошадка»).

— Чтение («Сказка о веселом язычке»).

— Игры с речевым сопровождением («Угадай, чей голосок», «Улиточка» и др.).

Работа по лексико-тематическим циклом

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Задачи формированиялексико-грамматических средств языка

— Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме (это первая и основная задача при работе воспитателя над каждым лексико-тематическим циклом).

— Учить показывать и называть части тела на себе и на другом ребенке, используя существительные в единственном (ед. ч.) и мно­жественном (мн. ч.) числе, в именительном (им. п.) и винительном (вин. п.) падежах.

— Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (называть части тела на кукле).

— — Начать работу над образованием родительного падежа (род. п.) существительных (нет головы, руки, ноги...).

-— Активизировать глагольный словарь детей. (Что делаем гла­зами? ушами? носом?— Видим, слышим, слушаем, дышим, нюхаем...).

-— Вводить в пассивный словарь детей и постепенно активи­зировать в их речи антонимы: впереди — сзади, вверху — внизу, правый — левый. Учить четко показывать на себе и правильно называть «левый — правый» (бок, глаз, локоть, кулак, висок), «левую — правую» (руку, ногу, щеку, пятку...).

— Уточнить понятие числа «один — два», упражнять в умении считать части тела, согласовывая числительные с существительными (один лоб, нос, подбородок, язык, живот, затылок...; одна голова, шея, спина, щека, рука...; два уха, глаза, плеча, локтя, кулака...; две брови, руки, ноги, щеки, губы, ладони, пятки...).

— Ввести в словарь детей местоимения «мой», «моя» (моя рука, голова, нога, спина...; мой глаз, нос, рот, живот...).

— Обогатить пассивный словарь детей понятиями «имя», «фами­лия», «отчество». Активизировать в речи детей имена и отчества сотрудников группы.

Наши рекомендации