Понятие психических состояний. Психические состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Психические состояния —это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Классификация психических состояний:
- по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
- временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;
- состояния, возникающие периодически по ходу работы: фазы работоспособности - вырабатываемые, устойчивой работоспособности, утомление;
- состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;
- по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
- по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка): зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
- по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;
- по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.
Все психические состояния могут быть разбиты на два вида - благоприятные и неблагоприятные для выполнения данной деятельности. В первом случае реакция организма на возникающие условия работы носит характер адекватной мобилизации, т.е. изменения в состоянии оператора являются закономерной реакцией на действие данных факторов и обусловливают нормальную эффективность его работы. Во втором случае изменения в состоянии оператора выходят за пределы установленной нормы. Такая реакция организма сопровождается выраженными нарушениями работоспособности человека.
Наиболее существенным из благоприятных состояний является (в общем случае) состояние оптимальной работоспособности. Наиболее характерными для деятельности оператора (его частными случаями) являются состояния внимания и готовности к экстренному действию.
К числу неблагоприятных состояний операторов относятся утомление и эмоциональная напряженность.
67. Классификация и инженерно-психологические требования к средствам отображения информации и органам управления. Инженерно-психологическая оценка рабочего места.
С помощью средств отображения информации (СОИ) человек-оператор получает осведомительную информацию о состоянии объекта управления. Конкретные типы СОИ, их количество и способы взаимного размещения выбираются с учетом особенностей работы анализаторов человека (главным образом, зрительного), закономерностей формирования оперативного образа объекта управления, характера функций оператора в системе «человек-машина», последовательности и степени важности выполняемых операций, требуемой скорости и точности работы. СОИ классифицируются по ряду признаков.
По функции выдаваемой информации СОИ делятся на:
1) целевые (командные) - отображают цель управления («конечную точку», которая должна быть достигнута) и дают сведения о необходимых действиях;
2) ситуационные — дают информацию об отношении хода технологического процесса к программе и обрисовывают ситуацию как таковую.
По способу использования показаний СОИ разделяются на три группы:
1. Для контрольного (проверочного) чтения. С помощью таких индикаторов оператор решает задачу типа «да - нет»: работает машина или нет, в норме или нет какие-либо параметры и т.п.
2. Для качественного чтения. Подобные индикаторы дают информацию о направлении изменения управляемого параметра: возрастает он или падает-; если отклоняется, то в какую сторону, и т.д.
3. Для количественного чтения. Такие индикаторы передают информацию в виде численных значений (в аналоговой или цифровой форме). К этой группе относится абсолютное большинство используемых приборов и индикаторов.
По форме сигнала, т.е. по отношению его свойств к свойствам объекта, различают:
1. абстрактные - сигналы передаются в виде абстрактных символов (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.), отображающих в закодированном виде состояние объекта;
2. изобразительные - передача сигналов осуществляется в форме изображений.
По степени детализации информации СОИ могут быть:
- интегральными - информация выдается оператору в обобщенном виде, чтобы сократить или вообще исключить время на ее выделение, поиск и синтезирование;
- детальными - по положению рабочей точки относительно границ зоны оператор может определить момент своего вмешательства в протекание процесса и, затребовав необходимую детализированную информацию, выработать необходимые управляющие воздействия.
Для того чтобы деятельность оператора была эффективной, информационная модель должна удовлетворять трем важнейшим требованиям:
· по содержанию она должна адекватно отображать объекты управления и окружающую среду;
· по количеству информации - обеспечивать оптимальный информационный баланс и не приводить к- таким явлениям, как дефицит или перегрузка информацией;
· по форме и композиции информационная модель должна соответствовать задачам оператора по управлению и его психофизиологическим возможностям по приему и переработке информации.
Инженерно-педагогическая оценка - проверка соответствия СЧМ (ее подсистем, звеньев, инженерно-психологическим требованиям. И.-п. о, заключается в определении основных показателей деятельности оператора, рабочего места (его отдельных элементов), СЧМ (система человек-машина) в целом.