Этика деловой коммуникации как условие предупреждение конфликта.
Одним из проявлений многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, могут быть сведены к следующим простым требованиям:
1. Не опаздывайте. Опоздание может быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее.
2. Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы так же, как и свои личные тайны.
3. Будьте доброжелательны и приветливы.
4. Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других.
5. Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня.
6. Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком.
Разрешение служебных конфликтов (деловые встречи, споры, совещания).
Деловая встреча –метод разрешения конфликтов по уже выявленным истинным причинам и выявленным прямым участникам. В любой встрече есть лицо, берущее на себя ответственность за принятое решение. Деловой спор с учетом творческой активности участников через процессы аргументации на основе причин ситуации, дают возможность выработать генератор выхода из ситуации.
Спор– это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ его коллективного исследования, с целью установления истины. Существует 7 вариантов дискуссии спора (Андреева): 1. Эвристический –одна из сторон не настаивая на своем решении использует метод убеждения, интуицию и здравый смысл, которые позволяют склонить к своей точке зрения. 2. Логический –жесткий логический анализ и аргументацию, благодаря чему через формальную логику участники спора приходят к окончательному выводу. 3. Софистический –одна из сторон стремиться победить своего оппонента любым даже неправильным путем доказательства своей правоты. 4. Критикующий подход –одна из сторон акцентирует внимание на недостатках, слабых местах оппонента и не стремиться к позитивности в отношениях, но и не может предложить своих решений. 5. Демагогический подход – одна из сторон ведет спор не ради истины, а, преследуя свои личные цели увести дискуссию в сторону от истины. 6. Прагматический подход –одна или обе стороны ведут спор не ради истины, но ради своих практических или меркантильных целей.
Использование метода картографии.
Этот метод разработан Х. Корнелиусом и Ш.Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Этапы разрешения конфликтной ситуации:
1) определить проблему конфликта в общих чертах, т.е выразить проблему одной общей фразой (в чем проблема?);
2) опознать и назвать главных участников (кто вовлечен?);
3) выявить нужды и опасения каждого участника или группы (каковы их подлинные потребности?).
Преимущества метода картографии:
1) ограничение дискуссии определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного появления эмоций, т.к. сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление;
2) создает возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;
3) уясняет как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4) создает атмосферу эмпатии.
Структурно-организационные методы разрешения служебных конфликтов.
Особенности конфликтов в детском коллективе.
Причины детских конфликтов, принципы их разрешения.
Особенности конфликтного взаимодействия у подростков.
Управление конфликтами у подростков.
Прогнозирование и предупреждения конфликтов в подростковом возрасте.