Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.
Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяснилось при этом, что
одной из сестер нужна была кожура, а второй — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.
Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается употребление жаргонных и диалектных слов, просторечия и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, знание терминов, свойственных определенной области общения (юридической, дипломатической, управленческой).
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных социальных групп и людей разной национальности. Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая система речевых формул для каждой речевой ситуации.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временными рамками. Деловые встречи имеют строгий регламент: необходимо заранее наметить круг обсуждаемых проблем и провести тщательную подготовку к встрече.
Не менее важно и создание благоприятного психологического климата. Для этого рекомендуется:
¯ Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжелательным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения.
¯ Показывать свое желание понять позицию собеседника, ориентироваться на ожидаемый собеседником результат.
¯ Стараться выявлять положительные качества собеседника.
¯ Учитывать эмоциональное состояние собеседника.
¯ Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уверенно.
¯ Эмоционально поддерживать разговор.
¯ Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах).
¯ Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерческие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает человек комплиментов, тем больше он их получает.