Раздел 2. КАТЕГОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АППАРАТА ПАТОПСИХОЛОГИИ

2.1. Теоретические основы патопсихологии.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

2.5. Синдромный анализ.

1.1. Теоретические основы патопсихологии.

К фундаментальным характеристикам общей психологии, которые также составляют основу теории и методологии патопсихологического исследования можно отнести основные категории, принципы и постулаты психологического исследования.

Основные категории психологии:

· отражение не только как форма познания действительности, но как особый процесс, имеющий свою собственную внутреннюю структуру, природу;

· деятельность в которой проявляется функционирование психического отражения;

· общение как форма реализации деятельности человека;

· личность как интегрирующая категория, поскольку ни деятельность, ни общение, ни тем более психическое отражение не существуют безотносительно к субъекту и без него не имеют никакого психического содержания. В структуре данной категории выделяют познавательную, эмоциональную и волевую сферы, изучение каждой из которых включает такие психологические компоненты как состояния, процессы, свойства.

Методологически любое психологическое исследование предполагает (базовые принципы):

· системность психики;

· ее структурированность;

· детерминизм психических явлений, процессов, свойств.

Психическое представляет собой процесс, деятельность. Положение И.М.Сеченова о том, что формой существования психического является процесс, стало основополагающим прин­ципом, развиваемым и конкретизируемым в современной мате­риалистической психологии. Основной недостаток предшествующих психологических концепций, наиболее заметно отразившийся на системе психопатологических понятий, заключался в по­пытках непосредственного анализа идеальных продуктов — образов, понятий, идей и т.д. — вне их связи с той отражательной (психической) деятельностью, результатом которой они являют­ся. Исходным должно быть понимание психики как отражатель­ного процесса, и по отношению к нему идеальное (образ, идея и т.п.) оказывается производным, результативным. В психиче­ской деятельности всегда возникает то, что отраженно предста­вляет объективную действительность, т.е. тот или иной ее образ. Сам по себе, вне психического процесса, этот образ не может существовать, а, следовательно, не может быть предметом пси­хологического исследования.

Современная материалистическая психология утверждает, что не мозг рождает психическое и не внешние воздействия вызывают тот или иной психический феномен, а внешние воздействия в результате опосредования сложными внутренними психическими процес­сами дают в конечном итоге образы, мысли, идеи. Главным объектом изучения современной психологии являются именно закономерности формирования и течения психических процессов. Существенную эволюцию в современной психологии претерпело также само понятие психической функции. На смену прежнему представлению о психических функциях как неких первичных, элементарных и неразложимых свойствах душев­ной жизни пришло понятие о сложнейших многокомпонентных функциональных системах, формирующихся в течение жизни субъекта на основе большого комплекса мозговых структур и физиологических механизмов, которые подчиняются опреде­ленным закономерностям развития. При таком понимании при­роды психических функций иначе решается и вопрос об их локализации. Вместо устаревших психоморфологических взгля­дов узкого локализационизма развиваются представления о динамической системной локализации психических функций (о так называемых динамических структурах). Их основы были заложены еще в трудах А.А.Ухтомского и И.П.Павлова.

На указанных теоретических положениях и многочислен­ных клинических и экспериментальных данных нейропсихо­логии и патопсихологии основывается тезис о том, что при патологии мозга любая сложная психическая функция не "вы­падает", не "уменьшается", а лишь изменяет свое течение, т.е. меняет свою структуру в соответствии с нарушением тех или иных компонентов (звеньев), входящих в ее состав. Клиничес­кая картина патологии мозга может быть результатом наруше­ния весьма различных звеньев тех или иных психических процессов. Измененное вследствие патологии мозга течение психических процессов приводит к искажению детерминации внешним миром поведения больных, делает его реакции неаде­кватными окружающей среде.

Приведенные положения современной психологии служат разработке и построению теории общей психопатологии. Они также служат основой для участия психо­логии в системе мультидисциплинарных исследований природы конкретных психических болезней и патологических состояний мозга.

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обусловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосре-дованностью связи между основными клиническими (психопа­тологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью.

Психопатологические феномены в виде измененного пове­дения больных, их поступков, идей, высказываний и т.п. пред­ставляют собой выражение нарушенного течения сложной цепи мозговых процессов. При основных психических болезнях (пси­хозы на почве органического поражения головного мозга, эпилепсия, шизофрения и т.п.) предполагается нарушение стру­ктуры или химизма мозга, что обуславливает изменения в течении основанных на них физиологических процессов. Рас­стройство последних приводит к изменению прижизненно сфор­мированных на их основе психических процессов. Это в свою очередь нарушает отражение человеком внешнего (и внутренне­го) мира, что проявляется психопатологическими симптомами болезни.

Поскольку психопатологические проявления представля­ют собой результативное выражение скрытых изменений слож­ных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности на основании анализа только этих проявлений нельзя. Приходится изучать законо­мерности нарушения мозговых процессов на всех уровнях сло­жности методами психологии в комплексе с нейрофизиологией, биохимией, биофизикой и др.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.

Клинические (психопатологические) синдромы отражают закономерности проявлений нарушенных психических процессов и являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности.

Различие между патопсихологическими и психопатологическими синдромами обусловлено различными уровнями функционирования ЦНС, на которых эти синдромы выделяются.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

В системе иерархии мозговых процессов выделяют следующие уровни (А.Р.Лурия, Ю.Ф.Поляков):

* патобиологический, характеризуется нарушениями морфологической структуры тканей мозга и протекания в них биохимических процессов;

* патофизиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;

* пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств;

* психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

Существуют две классификации патопсихологических синдромов.

Первая классификация обобщенных патопсихологических синдромов предложенаИ.А.Кудрявцевым. Он выделил следующие синдромы:

1. Шизофренический или диссоциативный.

2. Органический.

3. Олигофренический.

4. Психопатологический.

5. Симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса на­иболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-моти-вационной и операционно-процессуальной сфер мышле­ния, что проявляется в нецеленаправленности мыслитель­ной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонер­стве, ригидном схематизме, символике, искажении про­цесса обобщения с разноплановым подходом к выделе­нию ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д.

Однако, как указывает И. А. Куд­рявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомокомплексе в обязательном по­рядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизо­френического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность пове­дения с парциальной некритичностью и завышенным уров­нем притязаний, при психогенном — реактивная дезорга­низация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогности­ческом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофрени­ческий и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тен­денция к транзиторности и обратимости присуща симпто-мокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому.

Вторая классификация патопсихологических синдромов предложена В.М.Блейхером:

1. Шизофренический (в психиатрии ему соответствует шизофрения).

2. Аффективно-экзогенный (в психиатрии ему соответствуют аффективные расстройства настроения).

3. Олигофренический (в психиатрии ему соответствует умственная отсталость).

4. Экзогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни;расстройства личности и поведенеия вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга; психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ).

5. Эндогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют деменции различного происхождения).

6. Личностно-аномальный (в психиатрии ему соответствуют расстройства зрелой личности и поведения у взрослых).

7. Психогенно-психотический (в психиатрии ему соответствуют острые и транзиторные психотические расстройства).

8. Психогенно-невротический (в психиатрии ему соответствуют невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства).

2.5. Синдромный анализ.

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ - анализ патопсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных патопсихологических симптомов.

Синдромный анализ предполагает:

* тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций, а не просто констатацию того, что та или иная функция нарушена;

* анализ и сопоставление первичных нарушений, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации ВПФ;

* необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - 241 с.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.

3. Кудрявцев И.А. О диагностическом и прогностическом значении некоторых патопсихологических синдромов / Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями, 1982. – С. 46-52.

4. Соколова Е.Т., В.В. Николаева Особенности личности при пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва, 1995. – 360 с.

Наши рекомендации