Раздел 1 теоретического материала

История создания концепции

Известный психолог П. Я. Гальперин изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его концепция получила название поэтапного формирования умственных действий. При обычном обучении ученики вынуждены сами искать нужные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать подходящие для этого действия, поэтому ошибки являются неизбежными. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок (рисунок 1.1) [[3]].

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.1 – П. Я. Гальперин

П. Я. Гальперин считал, что задача учителя обучать понятиям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Главное ‒ он должен научить учащихся способам использования понятий. Отсюда следует, что нельзя заставлять их самостоятельно отыскивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях (рисунок 1.2).

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.2 – Этапы концепции

Для того, чтобы понятия формировались полно и безошибочно, учитель должен давать ученику все существенные признаки объектов и обучать его пониманию, каких операций требует выявление или воспроизведение каждого признака [[4]].

Передача учащемуся образцов начинается с формулировки схемы ‒ алгоритма, который указывает, какие признаки объекта и в какой последовательности следует выделять, какие действия следует выполнять при наличии тех или иных признаков, какие результаты могут давать эти действия, под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата. Многократное использование этого алгоритма применительно к различным конкретным объектам формирует у учащегося соответствующее понятие [[5]].

Этот путь П. Я. Гальперин назвал вторым типом обучения (первый тип ‒ традиционное обучение).

Им же предложен и несколько иной путь. В качестве объектов ориентировки учащемуся даются не конкретные образцы, а общие принципы и структуры изучаемого класса предметов (явлений). В этом случае учащийся сам, исходя из общих принципов, строит ориентировочную основу действия для конкретных объектов. П. Я. Гальперин назвал его третьим типом обучения. Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, которые показали, что указанные принципы действительно позволяют добиться существенного улучшения обучения понятиям. В частности, они ускоряли усвоение понятий, обеспечивали их полноту, гибкость и безошибочное применение, позволяли формулировать сложные и абстрактные понятия в значительно более раннем возрасте (рисунок 1.3) [[6]].

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.3 – Теория Гальперина

Этапы концепции

Концепция поэтапного формирования умственных действий ‒ учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В концепции П. Я. Гальперина выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения (рисунок 1.4).

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.4 – Теории и технология

На первом этапе формируется мотивационная основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения).

На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

Третий этап ‒ формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).

Четвертый этап ‒ «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.

На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.

На шестом этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат ‒ предметное содержание действия.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия ‒ все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы концепции поэтапного формирования умственных действий (рисунок 1.5) [[7]].

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.5 – Схема концепции

Реализация концепции поэтапного формирования умственных действий с целью получения определенных, заранее заданных результатов, названа П. Я. Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются и контролируются экспериментатором. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода. Практическое применение концепции поэтапного формирования умственных действий ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки (рисунок 1.6).

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.6 – Этапы Гальперина

Технология концепции

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий (рисунок 1.7) [[8]].

Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.

Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя.

Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны [[9]].

Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации [[10]].

Недостатки технологии поэтапного формирования умственных действий ‒ ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыследеятельных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала[[11]].

раздел 1 теоретического материала - student2.ru

Рисунок 1.7 – Компетентный подход

Наши рекомендации