Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПАТОПСИХОЛОГИЮ

1.1 Патопсихология в системе психологических и медицинских знаний. Отличие патопсихологии от психопатологии.

1.2. Практические задачи патопсихологии.

1.1. Патопсихология в системе психологических и медицинских знаний. Отличие патопсихологии от психопатологии.

Патопсихология, возникнув в рамках классической психологии, сформировалась как научная дисциплина на стыке двух сфер науки – гуманитарной и естественнонаучной, на стыке психологии и такого раздела медицины как психиатрия.

С современных позиций союз психиатрии и психологии определяется общим пониманием психических болезней как заболеваний человеческого организма с выраженным нарушением психической деятельности, т.е. отражательной функции мозга. Психология - наука о природе, детерминации и структуре психической деятельности, той функции мозга, нарушение которой дает круг болезней, изучаемых психиатрией (Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995).

Для решения основных задач клинической психиатрии – предупреждения и лечения психических болезней – необходимо знать причины, условия и механизмы их возникновения, т.е. материальные (субстратные) основы психических болезней. В выявлении всей цепи процессов, опосредующих связь психопатологических проявлений с патобиологическими их механизмами, в раскрытии природы этих заболеваний, существенную роль играет патопсихология – раздел клинической психологии, изучающая закономерности нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения психических свойств личности при разных видах патологии мозговой деятельности, исходя из сопоставления с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология, несмотря на близость объектов исследования, отличается от психиатрии (психопатологии) по предмету. Клиницист рассматривает болезненную продукцию с позиции логики болезни. Для него единицей рассмотрения являются отдельные болезненные формы, имеющие свою этиологию, патогенез, клинику психических нарушений, течение и исход, а также отдельные симптомы и синдромы. Патопсихолог за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности.

Теория психиатрии не сводится к психологии и не ограничивается только анализом нарушений психики, поиском основ болезней. Однако и недооценка связи психиатрии с научной психологией весьма сужает возможности психиатрии в познании природа психических болезней и решении задач клинической практики.

Можно выделить три направления взаимодействия между психиатрией и психологией:

1 – теоретическое использование системы психологических знаний в построении общей патопсихологии (общего учения о психических болезнях);

2 – включение экспериментально-психологических исследований в мультидисциплинарное изучение природы психологических болезней и патологических состояний мозга;

3 – участие патопсихологической службы в решении практических задач психиатрии.

Общая психопатология как теория психиатрии или общее учение о психических болезнях, относясь к медицинским дис­циплинам, представляет собой один из разделов общей патоло­гии. В его сферу входит изучение как частных, так и общих закономерностей нарушения психической деятельности. Для того, чтобы быть действенной, вооружать практику и ориенти­ровать конкретные исследования психических болезней, теория психиатрии должна, прежде всего, располагать знанием общих закономерностей нарушения психики. Построение такой теории (опирающейся на положения общей патологии, биологии, ней­рофизиологии и т.п.) во многом определяется исходными об­щепсихологическими взглядами на природу и детерминацию психики, на структуру и формирование психической деятель­ности. Не только понимание общих принципов и закономерно­стей нарушения психической деятельности, но и вся система конкретных психопатологических понятий (симптоматология, синдромология) существенно зависят от исходных психологиче­ских позиций. Они в значительной мере определяют как крите­рии выделения психопатологических симптомов (синдромов), так и принципы их систематики. В истории психиатрии можно отчетливо проследить связь всех наиболее значимых психопато­логических концепций с взглядами тех или иных общепсихоло­гических школ.

Основная задача экспериментальных патопсихологичес­ких исследований в изучении природы психических болезней и патологических состояний мозга состоит в исследовании зако­номерностей нарушенного течения тех или иных психических процессов при разных видах патологии мозга.

Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психичес­ких процессов, то экспериментально-психологические исследо­вания должны ответить на вопрос: какнарушено течение (т.е. структура) самих психических процессов. В этом и реализуется путь познания болезни от явления (т.е. психопатологического феномена) к сущности все более глубокого порядка.

Актуальность этой задачи связана с ошибочным отожде­ствлением описания психопатологических проявлений с харак­теристикой нарушения психических процессов, в то время как последние при большинстве психопатологических синдромов еще не изучены. Неосознанное использование этих подменен­ных, необоснованно отождествляемых характеристик прояв­ляется, например, в таких понятиях, как "разорванность", "вычурность", "соскальзывание", "расщепление" мышления и т.д. Считают, что в этих понятиях отражаются нарушения процесса мышления. В действительности они лишь описывают то, как мы воспринимаем проявления нарушений (в виде вы­сказываний и поступков больных) и вовсе не означают, что именно таким образом нарушены ("разорваны", "расщеплены" и т.п.) сами процессы мышления. Закономерности их изменения при данных клинических проявлениях можно и нужно изучать в специально построенных психологических экспериментах.

Широкий круг научных и практических задач, решаемых на базе психиатрической клиники патопсихологией, связывает ее практически со всеми основными психологическими дисци­плинами и диктует целесообразность исследований в комплексе с другими разделами психологии. Возможности патопсихоло­гии, ее обращенность к различным патологиям и аномалиям развития психики привлекают к ней все большее внимание представителей других наук и открывают еще далеко не исполь­зованные пути эффективного решения многих проблем, оказы­вающихся общими для расходящихся, самоизолирующихся, если можно так сказать, отдельных областей психологии.

В изучении природы конкретных аномалий развития ли­чности и недоразвития психики основные задачи эксперимен­тально-психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, не­доразвитие или аномалии развития которых обусловливают формирование общей патологической структуры психики. При расстройствах зрелой личности, например, такие факторы выделяются преимуще­ственно в эмоционально-волевой сфере, тогда как при умственной отсталости — прежде всего в особенностях интеллектуальных, речевых, а также волевых процессов. Особое значение в психо­логических исследованиях приобретает использование общих закономерностей онтогенетического формирования психики (принцип хроногенности ее формирования, меняющаяся роль; того или иного фактора на разных этапах онтогенеза).

В области психогений (невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств), в основе которых лежат функционально-динамические нару­шения нервной деятельности, психологические исследования направлены, прежде всего, на изучение структуры и индивиду­ально-типологических особенностей личности. Это необходимо для установления патогенеза заболевания и разработки адекват­ных психотерапевтических мероприятий.

Наиболее интенсивно в мировой психиатрии психологи включены в разработку проблем пограничной психиатрии, где они участвуют как в изучении генезиса этих патологических состояний и аномалий развития, так и в разработке профилактических психокоррекционных, а также реабилитационных мероприятий.

Наиболее широкими, сложными и разнообразными оказы­ваются задачи, встающие перед психологическими исследова­ниями в связи с изучением шизофрении и аффективных расстройств поведения. Характер этих задач определяется, с одной стороны, местом психологических исследований среди других научных дисциплин в системе мультидисциплинарного изучения данных расстройств. С другой стороны, они обусловлены рядом факторов, связанных с уже известными особенностями природы и генеза этих заболеваний. Ведущим является тот факт, что шизофрения и аффективные расстройства настроения характеризуются пока отсутствием сколько-нибудь значитель­ных неврологических и других соматических проявлений при массивной психопатологической симптоматике, почти исчерпы­вающей на сегодня клиническую картину болезней. Основными Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПАТОПСИХОЛОГИЮ - student2.ru проявлениями ее являются более стойкие и преходящие изме­нения психических свойств личности и психических процессов (мыслительных, эмоциональных, волевых и др.). Этот фактор определяет общее значение уровня психологических исследова­ний в системе мультидисциплинарного изучения, как шизофре­нии, так и аффективных расстройств настроения. Исследования на всех уровнях (клинико-психопатологическом, эксперимен­тально-психологическом, нейрофизиологическом, биохимичес­ком, биофизическом, морфологическом и т.д.) должны вестись одновременно. Однако слишком большая опосредованность свя­зи между исходным психопатологическим уровнем и уровнями более "низкими" не дает возможности для построения на основе психопатологических данных достаточно продуктивных гипо­тез для построения прицельных исследований на этих уровнях. Поэтому возрастает значение стратегии последовательного дви­жения исследований "сверху" — "вниз", при котором уровень экспериментально-психологического изучения патологии моз­говой деятельности является наиболее актуальным, бли­жайшим к исходному, тщательно разработанному уровню клинико-психопатологических исследований. Дальше возмо­жен переход на уровень нейрофизиологический и т.д.

Другим фактором, определяющим в настоящее время осо­бую роль психологических исследований, является факт гене­тической обусловленности предрасположения к заболеванию психическими и поведенческими расстройствами, что выдвигает на передний план проблему изучения "предиспозиционных" характеристик, тех аномалий развития психики, на фоне (почве) которых могут возникнуть психические нарушения. Это резко повысило за последние годы во всем мире интерес к поискам психологических "предикторов" заболеваний, к анализу преморбидного склада психики этих больных.

Возможности использования данных патопсихологичес­ких исследований для раскрытия структуры психической дея­тельности, закономерностей формирования ее индивидуальных психологических особенностей, для изучения роли социально-средовых и биологических факторов в процессах развития и распада психики для разработки методологических принципов в психологической диагностике личности и так далее — все это основывается на специфике объекта исследования этой дисцип­лины.

Она связана с тем, что, благодаря такому естественному эксперименту, каким являются различные патологические из­менения мозга, удается преодолеть многие принципиальные ограничения, которые существуют в изучении здоровых людей. Основная трудность при изучении нормально функционирующе­го мозга, психики здорового человека связана с ограниченными возможностями со стороны исследователей при воздействии на конструкцию, состояние изучаемой системы. Принцип черного ящика, господствующий при изучении психики человека, озна­чает, что исследователи вынуждены изучать закономерность психической деятельности путем варьирования входов, регист­рации соответствующих изменений на выходе, не имея сколько-нибудь достаточных возможностей варьировать конструкцию и состояние отдельных "звеньев" самой структуры психической деятельности.

Изучение патологии расширяет возможности психологи­ческой науки благодаря тому, что при болезненных поражениях мозга, при нарушении тех или иных морфологических, хи­мических или иных характеристик деятельности происходит нарушение ряда базирующихся на них компонентов, звеньев психической деятельности. Болезненно измененный мозг пред­ставляет собой систему, функционирование которой отличается от психической деятельности здорового человека изменением некоторых более или менее фундаментальных ее факторов. Это позволяет путем сравнительного исследования деятельности здоровых и больных, аномальных людей выявлять и анализи­ровать скрытые при нормальной работе мозга сдвиги в составе различных психических процессов и изучать их роль и место в структуре психической деятельности в целом. Следует признать, что в настоящее время такой путь более успешно реа­лизуется именно в нейропсихологии, на материале клиники локальных поражений мозга. Этот путь был начат и продолжен А.Р.Лурией и его учениками. Последнее время началось движе­ние по этому пути и в другой области — в патопсихологии, в области изучения психических болезней.

Субстратная основа большинства психических болезней пока неизвестна и не изучена. При поражениях мозга, соответствующих психическим болезням, как правило, нарушаются более фундаментальные, более общие факторы психики, психической деятельности, и проявляется это в том, что для психопатологической природы этих синдромов не характерны очерченные нарушения одной или ограниченного комплекса психических функций, а типично одновременное нарушение более широкого круга психических процессов, познавательных, эмоциональных, волевых одновременно.

Эта особенность, в частности, отразилась в определении психических болезней, которые издавна (еще С.С.Корсаковым) определялись как патологические "изменения целостной лично­сти". При этом он пояснял, что под "личностью" имеет в виду совокупность всех душевных свойств и качеств человека, то есть подчеркивал широкий объем нарушающейся сферы психики.

Исследования патологии психической деятельности вносят серьезный вклад в решение важнейших проблем генезиса и функционирования человеческой индивидуальности. Болезнь, как отмечал Т.Рибо, превращается в тонкое орудие анализа, "производя для нас опыты, никаким другим путем неосущест­вимые". Эти возможности не осознаны еще в должной мере нашей психологической наукой, вероятно, и по вине самих патопсихологов, недостаточно активно включающих результа­ты своих исследований в общепсихологический контекст. В то же время уже сегодня можно оценить значение патопсихологи­ческих данных и потенций этой науки, являющейся не только фундаментом для интенсивно развертывающейся медико-психологической службы, но и базисной для решения кардинальных общепсихологических проблем. Так, например, в раскрытие мозговых основ психической деятельности наиболее серьезный вклад вносится разделом медицинской психологии — нейропси­хологией. В последние годы патологический материал все более проливает свет на биохимические механизмы психической де­ятельности. Исследования биологически детерминированных аномалий развития психики, так же как и генетически обусло­вленных психических заболеваний, являются сегодня наиболее эвристичным путем выяснения конкретных взаимоотношений биологических и средовых факторов в развитии психики. Рабо­та Э.Кречмера отчетливо показала возможности медицинской психологии в раскрытии индивидуально-типологических раз­личий психического склада и их биологических оснований. Перспективы резкого углубления в этом плане дает область изучения психопатических и акцентуированных личностей, вы­ражающих единственную в своем роде естественную типологию человеческой психики. Именно патология психики породила разработку проблем психологической диагностики и оказывает постоянное влияние на их решение, трансформируя богатый опыт и принципы медицинской диагностики. Путем сравни­тельного изучения разных видов нарушения психики удается наиболее продуктивно вскрывать генезис и строение психи­ческих процессов и свойств психики благодаря уникальной возможности синдромного (структурного) анализа ее состава. Очевидна привилегия и сила медицинской психологии в изуче­нии неосознаваемых форм психической жизни.

Оценивая значение связей между психологией и психиат­рией для решения общепсихологических проблем, нельзя не согласиться со словами великого Гарвея, сказанными более 200 лет назад: "Нигде так ясно не открываются тайны природы, как там, где она отклоняется от проторенных дорог. Ибо давно известно, что полезность и значение любой вещи мы осознаем лишь тогда, когда мы ее лишаемся, или когда она выходит из строя".

1.2. Практические задачи патопсихологии

Результаты экспериментально-психологических исследо­ваний природы и патогенеза отдельных психических болезней составляют основу для участия патопсихологов в решении ряда практических задач психиатрии. В рамках разных психиатри­ческих направлений объем этих задач значительно различа­ется — от чрезмерно широкого круга функций клинического психолога, порой неотличимых от функций психиатра (в США и некоторых странах Латинской Америки), до более узкой роли в клиническом обследовании и лечении больных (в России, Франции, Чехословакии, ГДР, Австрии и ряде других стран).

Условно можно выделить 4 группы, или круга практиче­ских задач психолога в психиатрической клинике: 1) распозна­вание и дифференциальная диагностика психических болезней; 2) экспертная практика; 3) реабилитационная и психокоррекционная работа; 4) вопросы, связанные с динамикой нарушений психической деятельности и оценкой эффективности терапии.

Психологические методы, используемые в целях дифференциальной диагностики, представляют собой следующее: больным предлагаются довольно простые виды умственных и практичес­ких знаний в разных вариантах и комбинациях в зависимости от конкретных целей дифференциальной диагностики и напра­вленности на выявление тех или иных расстройств психики.

При диагностических задачах, связанных, например, с обнаружением симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности, применяют корре­ктурную пробу (вычеркивание из стандартного типографского текста определенных букв), метод отыскивания чисел (по таб­лицам Шульте, где цифры от 1 до 25 приведены вразброс), счет по Крепелину (элементарное арифметическое сложение ряда чисел попарно, "столбиком"), метод последовательного вычита­ния (обычно из 100 по 7, из 200 по 13 и т.п.).

Для выявления расстройств памяти используют тесты на заучивание слов (или цифр), пересказ специальных сюжетных рассказов, опосредованное запоминание попарно предъявляе­мых слов, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов (метод пиктограмм) и т.п.

Для выявления патологии мышления используют широ­кий круг психологических методов: сравнение предметов (при­знаки сходства и отличия); определение понятий; раскрытие переносного смысла пословиц и метафор; классификацию гео­метрических фигур; выделение существенных признаков пред­метов; установление последовательности событий по серии сюжетных картин и др.

Существует множество патопсихологических и нейропси-хологических методов изучения расстройств речи, восприятия и праксиса как симптомов очаговой патологии головного мозга при сосудистых заболеваниях, болезни Пика, болезни Альцгеймера, старческом слабоумии и т.п.

Перечисленные методы направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных, мнестических расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоционально-волевых, мотивационных и др.) более ограничены. Экспериментально-психологические методы исследования в этой своей функции представляют собой как бы продолжение и дополнение клинического анализа психического статуса больного. Чаще всего их применяют при стертых, благоприятных, малосимптомных вариантах течения разных психических болезней, в начальных стадиях заболевания или ремиссии, когда психические расстройства мало выражены, а также в случаях замаскированности той или иной симптоматики (в частности, негативной) другими психопатологическими симптомами.

Наряду с выделением определенных психопатологических симптомов экспериментально-психологические методы играют и другую, более самостоятельную роль в распознавании и диаг­ностике психических болезней. В этом случае они, так же как и другие лабораторные исследования, расширяют возможности клинического анализа, позволяя получать дополнительную диагностически значимую информацию, лежащую вне рамок обы­чного психопатологического анализа.

Использование в этих целях экспериментально-психоло­гических методов основывается на результатах многочисленных специальных клинико-лабораторных корреляционных исследова­ний, в ходе которых экспериментальным путем были установлены определенные характеристики психической деятельности, имею­щие ту или иную дифференциально-диагностическую ценность.

Ряд практических задач, в решении которых активно участвуют патопсихологи, связан с вопросами психиатрической экспертизы (врачебно-трудовая, медико-педагогическая, военно-врачебная, судебно-психиатрическая). Общим для этого круга задач является необходимость соотнесе­ния определенных особенностей психики больного с психофизи­ологическими требованиями и особенностями структуры той или иной конкретной деятельности (трудовой, учебной) или действия, поступка.

Значение психологических исследований в этой области определяется, прежде всего, тем, что экспертиза связана с учетом не только медицинских, но и социальных и психологических факторов. Для их решения обычно нужны детальные данные об особенностях психического склада больного и соотнесение его психофизиологических возможностей с особенностями той дея­тельности (или действия), в отношении которой проводится экспертиза.

Экспертиза трудоспособности психически больных связа­на, например, с требованиями той или иной профессии к пси­хическим и физическим функциям человека. Для этого наряду с нозологическим (синдромальным) устанавливается и функциональный диагноз, учитывающий не только пораженные, но и сохраненные функции, и определяющий компенсаторные возможности больного и его способности к трудовой деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности личности, мотивов, установок больного и т.д.

При решении, например, вопросов, связанных с прогнозом учебной деятельно­сти и отбором детей в специальные школы разного типа, основным экспертным принципом является комплексное изучение ребенка (врачебное, психологическое, педагогическое) с обяза­тельным установлением особенностей его развития и выявлени­ем потенциальных положительных возможностей обучения.

В судебно-психиатрической экспертизе центральным мо­ментом остается вменяемость — невменяемость. Установление невменяемости основывается на двух обязательных критери­ях — медицинском и юридическом (психологическом), выходя тем самым за рамки психопатологического анализа.

Место и фактическая роль психологических исследований в этой области определяются, таким образом, необходимостью разностороннего анализа особенностей психического склада больного, его психических процессов и свойств личности. Они имеют особое значение (независимо от их отношения к диагно­стике и лечению) для тех или иных видов деятельности или совершения отдельных поступков.

Особая роль экспериментально-психологических исследо­ваний в решении этих вопросов обусловлена тем, что для обос­нованного экспертного заключения недостаточно лишь оценки снижения тех или иных психических функций и свойств боль­ного, а необходим качественный, структурный анализ из­менений его психической деятельности.

Врачебно-трудовая экспертиза, например, не ограничивается вычислением процен­та потери трудоспособности, а строится на основе определения фактической возможности больного выполнять ту или иную работу без вреда для здоровья. Для решения этой задачи с помощью психологических методов выявляются характер и. выраженность изменений "психических процессов и возможности их компенсации с учетом психологических особенностей той или иной деятельности. Экспериментально изучают, например, утомляемость при различных видах труда (однообразном, ди­намичном, непрерывном, прерывистом, автоматизированном, творческом, сенсорном или моторном и т.д.). Эксперимен­тальное исследование структуры изменений интеллекта может выявить, например, соотношение между способностью к абстра­гированию, конструктивному мышлению, усвоению новых зна­ний в их практическом использовании в конкретной предметной деятельности. Существенное значение для оценки трудоспособ­ности больного может иметь структура расстройств памяти (преобладание нарушений краткосрочной или долговременной памяти, определение ее различных модально-специфических типов — зрительной, слухоречевой и др.) и соотнесение этих характеристик с особенностями профессионально-трудовой дея­тельности, рекомендуемой больному.

При медико-педагогической экспертизе детей и подрост­ков с разными формами дизонтогенеза психологическое иссле­дование, как уже говорилось, позволяет оценить не только структуру аномалии личности и задержку умственного разви­тия, но и потенциальные возможности психического развития ребенка. Поскольку нарушения и отставание в психическом развитии обусловлены как олигофренией, так и другими при­чинами (педагогическая запущенность, последствия длительной астенизации, прогредиентное психическое заболевание), данные психологического исследования помогают психиатру в установ­лении природы дизонтогенеза и в выборе путей общеобразова­тельного и трудового обучения (массовая школа, санаторная школа, вспомогательная школа или специализированное ПТУ).

При решении задач экспертной психиатрической практи­ки методы и принципы работы патопсихологов сближаются с таковыми в других областях психологии, например, в психоло­гии профотбора и профориентации, дефектологии и юридичес­кой психологии.

Требования к патопсихологии в области реабилитации, пси-хокоррекционной работы с психически больными аналогичны тем, которые упоминались при изложении вопросов экспертизы. Реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение инвалидизации, предотвращение или уменьшение стойких последствий заболеваний, на сохранение и восстанов­ление личностного, трудового и социального статуса больного, служат одновременно и средством компенсации нарушенной психической деятельности. Функции психологических исследо­ваний здесь также определяются необходимостью анализа склада личности, помогающего выяснить компенсаторные возможно­сти больного и разработать адекватные восстановительно-про­филактические мероприятия.

Значительное место в решении этих задач занимают ис­следования особенностей психики (психических процессов и свойств личности), имеющих значение для социальной и про­фессиональной адаптации больных. Эти исследования включа­ют определение структуры изменений и сохранности основных свойств личности, а также выяснение системы значимых отно­шений, мотивационной направленности и ценностных ориен­тации больного. Определенное значение имеет исследование "внутренней картины болезни", изучение "зоны конфликтных переживаний" больного, способов разрешения конфликтов и механизмов психологической компенсации. Задачи патопсихо­логии в этой области сближаются с задачами социальной психологии. Их роднят и методы исследования, которые пока, к сожалению, недостаточно совершенны.

Отмечаемая за последние три десятилетия общая эволю­ция зарубежной клинической психологии от проблем диагно­стики недоразвития психики (путем тестирования) к проблемам индивидуальной и групповой психотерапии в целях реабилита­ции психически больных повлекла за собой использование ряда методов "психологической диагностики личности", имеющих очень слабое теоретическое обоснование, и чаще всего чисто эмпирических.

Возможности применяемых в настоящее время в области реабилитации и психокоррекционной работы с психи­чески больными различных опросников типа MMPI, так лее как и проективных методов (ТАТ, метод Роршаха и др.), еще весьма ограничены. Результаты, получаемые посредством применения опросников при индивидуальном анализе психики больного, дают менее значимую информацию, чем та, которую можно получить при квалифицированном клинико-психопатологическом анализе. Исследование таких методов целесообразно при массовых обследованиях, при необходимости групповой оценки обследуемых в условиях дефицита времени и персонала. Исследование проективными методами дает индивидуальные характеристики обследуемых, но они, как правило, весьма произвольны, поскольку сильно зависят от искусства и квали­фикации экспериментатора, его клинических и психологичес­ких воззрений.

Наряду с отмеченными выше возможностями экспе­риментально-психологических исследований в решении задач дифференциальной диагностики, экспертной практики и реаби­литационной работы психологический эксперимент (в связи с воспроизводимостью и стандартностью его условий) позволяет также объективизировать и количественно оценивать динамику некоторых сторон психической деятельности путем повторных исследований одного и того же больного.

В последнее время выявляется тенденция к использова­нию этих возможностей экспериментальной психологии для анализа динамики психических расстройств и оценки эффективности терапии. Так, например, знание динамики тех или иных сторон психической деятельности важно для оценки глу­бины и стойкости ремиссий, определения прогноза на началь­ных (малосимптомных) этапах заболеваний, при необходимости более детального функционального диагноза и т.д. Все более широкое применение фармакотерапии, лекарственный патоморфоз психических болезней, внедрение новых форм социальной и трудовой реабилитации больных также предъявляют новые требования к данной стороне экспериментально-психологичес­ких исследований. В этой области обычно применяются эле­ментарные методы экспериментальной психологии, результаты которых поддаются однозначной интерпретации и могут быть оценены количественно.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - 241 с.

2. Соколова Е.Т., В.В. Николаева Особенности личности при пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва, 1995. – 360 с.

Наши рекомендации