Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога
Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие сильные стороны личности следует опираться в работе в тот или иной период времени, какие качества необходимо развивать, что нужно делать, чтобы избежать перегрузок, в том числе и нервных, в работе.
Процесс профессионального развития представителей различных профессий, в том числе и педагога-психолога, - это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с большой теоретической и, главное, практической значимостью данного вопроса. Голландский исследователь Дж.Х. Вонк выделил следующие фазы профессионального развития педагога:
· предпрофессиональная фаза (период первоначального обучения в вузе или колледже);
• предварительная фаза (первый год работы);
• фаза вхождения в профессию (второй - пятый год работы);
• первая профессиональная фаза (продолжается обычно до достижения учителем 40-летнего возраста);
• фаза переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним годы);
• фаза инерции (начинается обычно за три года до ухода на пенсию).
На предпрофессиональной фазе молодой педагог получает теоретические знания и частично приобретает опыт работы (в ходе учебных практик). Для нормального профессионального развития одинаково важны общекультурные знания (философия, естествознание, культурология и др.), общие теоретические знания в области психологии и педагогики, методические знания и навыки. Только в этом случае студент сформируется как всесторонне развитый и профессионально грамотный специалист.
Как показывает опыт, наибольшие трудности в работе, в поиске своего «Я» учителя и психологи испытывают на второй и третьей фазах. На предварительной фазе вырабатывается собственный стиль в работе, система действий, которая потом будет пополняться в процессе профессионального развития. Вторая фаза очень важна и для самих начинающих педагогов, и для школы, так как позволяет избежать ненужных конфликтов и неудовлетворительной работы в будущем. Успешное начало влияет на способности учителя и желание работать.
Существует десять основных проблемных областей, с которыми сталкиваются молодые педагоги:
• содержание преподаваемого предмета;
• дисциплина в классе;
• мотивация учеников (их индивидуальная направленность);
• оценка работы учащихся;
• работа с родителями;
• работа с классом;
• работа с одаренными детьми;
• работа с отстающими;
• развитие учителя как личности в процессе работы;
• адаптация в школьном окружении.
Остановимся подробнее на некоторых из этих трудностей.
1. Содержание преподаваемого предмета.
Начав работать, молодые педагоги-психологи очень скоро понимают, что не могут сразу приспособить имеющиеся у них академические знания к школьному уровню. Исследования показывают, что очень большое количество времени в течение первых двух лет работы тратится на переориентацию на школьный уровень. Этот процесс облегчается в том случае, если специалист обладает глубокими знаниями по своему предмету, имеет общий широкий кругозор, стремится найти индивидуальный подход к каждому ученику, использует игровые ситуации, опыты, современные методы преподавания.
2. Работа с классом и поддержание дисциплины в классе. Педагог-психолог, как и любой учитель, проводит занятия в разных классах.
Исследования показывают, что множество начинающих учителей не умеют работать с классом, т. е. не могут организовать урок так, чтобы каждый из учеников выполнял свое задание, и не в состоянии поддерживать в классе рабочую обстановку. У молодых педагогов возникают проблемы с дисциплиной во время занятий. Учителя, кроме того, не знают, как поступить с теми, кто мешает им и пытается сорвать урок. Работа с классом - едва ли не самая сложная часть процесса обучения, поскольку в этой ситуации педагог оказывается один на один с двадцатью и более учениками и должен найти занятие для каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями. Эта деятельность должна находиться в строгом согласовании с учебным планом и иметь результатом усвоение материала.
Для выполнения этой задачи необходимы следующие умения:
• работать в нескольких направлениях: на уроке учитель занимается преподаванием, проверкой, помогает, наблюдает за дисциплиной и др.;
• осуществлять несколько действий одновременно;
• быстро реагировать на действия и слова учащихся (в частности, нарушителей дисциплины);
• импровизировать - многое на уроке происходит неожиданно, и учитель должен немедленно заставить любые обстоятельства работать в пользу процесса обучения;
• работать на публику - действия начинающего педагога всегда обсуждаются в преподавательских и ученических кругах;
• знать и использовать в своих целях особенности и традиции класса.
3. Работа с одаренными и отстающими детьми.
Эти две трудности можно объединить, поскольку они связаны с проблемой индивидуализации обучения. Молодые педагоги-психологи должны подобрать особые приемы обучения для каждого учащегося. Зачастую бывает так, что в первые месяцы работы начинающие не видят каждого ребенка в отдельности. Ситуацию, в которую попадает новичок, можно назвать трудноконтролируемой. Для тех начинающих, кто одновременно работает в нескольких классах, еще труднее сохранять спокойствие и адекватно реагировать на события в классе. Тем не менее, выделение групп учеников в зависимости от успеваемости и индивидуализация работы с ними (например, путем индивидуальных письменных и домашних заданий) поможет молодому педагогу быстрее завоевать авторитет у учеников, повысить их заинтересованность и самостоятельность в обучении.
4. Развитие педагога-психолога как личности в процессе работы и его адаптация в школьном окружении.
Часто молодые специалисты воспринимают себя в роли учителя с недоверием и даже со страхом, поскольку многие из них находятся на пути к зрелости и для них учительская профессия связана именно с ее достижением. Им приходится учиться воспринимать себя в новой роли не ученика или студента, а педагога и, следовательно, учиться развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества.
Молодого педагога-психолога ожидают:
• новые обязанности (с самого первого дня он несет ту же ответственность, как и специалисты со стажем);
• специфическая школьная среда (особые обычаи и неписаные законы, которые новичку не объясняются);
• ожидания, возложенные администрацией школы и коллегами (иногда начинающие и сами точно не знают, чего именно от них ждут);
• совмещение роли педагога и ученика (являясь учителем, он должен одновременно войти в роль ученика и прислушиваться к советам более опытных коллег).
Очень часто начинающие испытывают шок от столкновения с реальностью. Облегчить вхождение в профессию может собственная активная позиция педагога-психолога. Чем быстрее он установит контакт и найдет общий язык с другими учителями, активнее будет участвовать в делах школы, тем быстрее сформирует широкий набор своих профессиональных действий, творчески будет его использовать и более позитивно относиться к своей деятельности. На первых порах могут помочь специальные программы работы с молодыми учителями, существующие в школе, и система традиций школы (профессиональные школьные праздники, например «Молодой учитель», «Начал о учебного года», «Окончание года» и т. д.).
Выделяются три пути адаптации молодого педагога-психолога:
1. Простое и беспрекословное принятие системы традиций и правил.
2. Целенаправленное изучение и последующее принятие школьного образа жизни для того, чтобы сразу показать коллегам и ученикам свое умение приспосабливаться к обстоятельствам, не меняя при этом своих взглядов на процесс обучения.
3. Стойкое неприятие системы правил (эта стратегия возможна лишь при достаточно высоком уровне независимости педагога-психолога и терпимости окружающих).
По каким же признакам можно определить, что начинающий преподаватель начал устойчивый процесс накопления педагогического мастерства и что процесс первичной адаптации завершен?
Такими признаками являются:
1. Ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя.
2. Ощущение правильности выбора профессии.
3. Понимание своего предмета и умение преподнести его на понятном для детей уровне.
4. Выработка особого подхода к каждому классу.
5. Умение дать правильную и своевременную самооценку.
В целом, это выражается в ощущении себя частью большой и сложной семьи, понимании и принятии ее традиций и культуры.
Формирование устойчивого интереса к работе и своего стиля происходит на первой профессиональной фазе. Именно педагоги-психологи 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими. Переход к фазе переориентации в профессии обычно связан с так называемым «кризисом середины жизни». В этом возрасте появляются желание и потребность передавать свой опыт молодым (так нелюбимое подростками желание «учить жизни»), материнские нотки в общении, большая независимость от обстоятельств и мнения других людей. Если учитель или психолог не останавливался в своем развитии, у него открывается «второе дыхание» в работе, прилив творчества. Если же профессиональное развитие было остановлено, педагог как бы «застывает» , начинает использовать знания и методы работы, не соотнося их с изменяющейся ситуацией, превращается в демагога. На последней фазе человек не работает, а «дорабатывает», что проявляется даже в его речи. Он не в состоянии усвоить принципиально новые знания, но зато обычную работу выполняет кропотливо и полно.
Кризисы
Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка», относится не только к возрастной психологии, но и к психологи становления профессионала.
При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»:
1) кризис может способствовать личностному развитию;
2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).
Таким образом, главное – научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими.
Сам кризис – это своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала – перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть «выстрадан» (или «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом («незаслуженно») оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). Применительно к профессиональному развитию можно привести остроумное замечание В. П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве».
Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто «использования» энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или, если сказать по-другому, «построение» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто «ожидание» этих «шансов».
Сами кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т. п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему.
Как отмечают самые разные исследователи профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Б. Ливехуд, Г. Шихи и др.), именно изменение «Я-концепции», смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления.
Условно можно выделить примерно следующие варианты «защит-разочарований»:
1. Разочарование в своих некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент вдруг «выясняет» для себя, что преподаватель – это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) образец совершенства и пример для подражания.
2. Разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Вдруг студент «понимает» для себя, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой «увлекательно-развлекательной» и вообще «скучной».
3. Разочарование в своем учебном заведении, когда студент вдруг «узнает», что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и социокультурный быт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т. п. По-своему студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет».
4. Разочарование в перспективах своей дальнейшей работы. Студент вдруг понял, что, скорее всего, он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться очень маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики.
И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, условно выделили следующие этапы профессионального развития психологов:
1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития этап – это своеобразная «база», эмоциональный «тыл», который создает особую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией.
2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап – это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
3. Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать эти «кризисы разочарования» или они попросту «сломают» его.
4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, то есть попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.
Можно обозначить еще одну возможную линию профессионального развития психологов. Главное здесь – постепенная смена основного акцента на тех или иных предметах своей деятельности. Условно можно выделить следующие основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности:
1. Первоначально это ориентация на имеющиеся традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологических служб. Главное здесь – показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказывать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», то есть независимых от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т. п.).
2. Постепенно приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы – таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследовательских или практических), то есть на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, то есть психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависимой.
3. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться в своей работе и на свою собственную интуицию. И на свою мировоззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту. Недаром Е.А. Климов писал, что методика – это «совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога, дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет. Но кроме традиционно понимаемого «профессионального мастерства» важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым все-таки относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле своей профессиональной деятельности, тем более, что именно смысл является стержнем личностного и профессионального развития.
4. Наконец, психолог все больше задумывается о своей «миссии», о своем «предназначении» и «призвании». Не только конкретные методы работы, но и вся профессиональная деятельность рассматриваются лишь как «средства» осуществления этой «миссии». Здесь профессионал фактически перерастает традиционные рамки своей профессии и стремится уже не просто решать какие-то конкретные проблемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рассматривая даже самые «мелкие» и «незначительные» свои дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры.