Этапы профессионального развития практического психолога

1. Восторженно – романтический (создаётся эмоц.-позитивная установка). Проявляется в период первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения (приобретается чув-во професс.гордости ). Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».

3.Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.

4.Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов.

5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своём труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

6.Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии.

7.Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

40.Профессиональные деструкции в деятельности практического психолога.Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта. Они негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда. Профессиональные деструкции связаны как с общими факторами жизнедеятельности человека (возрастными кризисами и пр.), так и со специфическими детерминантами.

Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкций.

1) отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами . для психолога это может быть связано с тем, что все надоедает в работе и теряется мотив освоения основных навыков.

2) несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии). «Застревание» в прфессиональном и личностном развитии. 3) дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты. 4) низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда. У некоторых психологов развито высокомерие по отношению в другим менее престижным «экзотическим» профессиям. 5) рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания). У психологов часто встречаются ситуации, когда в работе используются только «забавные» методы работы, с помощью которых можно завоевать дешевую популярность, интересуясь только одним из направлений, игнорируя не менее важные и необходимые. 6) ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств. Пресыщение 7) появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность)Из- за большой самоотдачи в профессии психолог может прийти к истощению и в следствии к снижению работоспособности и заболеваниям.

Предмет и задачи эргономики

Эргономика – это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой дея­тельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования – система «человек-техника-среда».
Предмет эргономики определяется как трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды.

целью эргономики является: безопасность труда.

повышение эффективности СЧТС.

обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда.

обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:

1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.

2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.

4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.

5. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.

6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.

7. Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.


Наши рекомендации