Методы изучения высшей нервной деятельности детей

Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей не­редко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекомендовавших себя как наиболее авторитетные (однако ред­ко применяющихся психологами общего профиля) [16, 20].

Условный рефлекс, основанный на глотательных движениях (аналог слюнного рефлекса у собак), был использован учеником И.П. Павлова Н.И. Красногорским для изучения детей первого и второго года жизни (поскольку традиционная техника регистра­ции слюноотделения требовала выведения наружу протока слюн­ной железы).

А.Г. Иванов-Смоленский в качестве индикатора условных рефлексов использовал хватательное движение руки младенца (в ответ на условный раздражитель ребенку предлагалась сколь­зящая по баллону конфета). Им же была предложена методика исследования двигательных условных рефлексов на ориентиро­вочном подкреплении (правильное нажатие на баллон сопровожда­лось появлением картинки) и методика, основанная на подкрепле­нии словом (в ответ на условный раздражитель испытуемый нажимает на баллон при команде «нажми!», а затем — только на условный раздражитель, без словесного подкрепления командой)!

Для младенцев и детей раннего возраста являются адекватными методика исследования сосательных пищевых рефлексов и методика оборонительных защитных движений глаза, использу­ющиеся Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

О.П. Капустник использовала также замену непосредствен­ною раздражителя его словесным обозначением, что имеет большое значение для изучения взаимоотношений первой и второй сигнальной систем [20].

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств [14].

Генеалогический метод— метод исследования семей, родо­словных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образую­щих нуклеарную семью (это пары родитель—потомок и сиблинг—сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалоги­ческих древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband — испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фикси­руют отношения психологической близости (тесные — отдален­ные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социаль­ной наследуемости).

Метод приемных детейсостоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителя­ми дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но раз­деляют средовые характеристики жизни, то возможно разведе­ние качеств, обусловленных наследственностью или средой. Ин­тересующий признак изучается попарно (ребенок—биологиче­ский родитель, ребенок—приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между по­казателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований об­наружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в прием­ных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечать­ся не будет.

Несмотря на многочисленные критические замечания по по­воду операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый методиспользовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из од­ной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распреде­ления ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на друго­го — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в ко­нечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоя­тельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором на­следственности, различие — с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые по­служили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического ин­дивида — человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исто­рический метод может быть применен и для подробного изуче­ния вполне ординарных людей. К этой группе относят биогра­фические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод— использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпре­тации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может соста­вить его жизнеописание и раньше официального биографа, со­средоточиваясь на психологических характеристиках; в этом слу­чае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности [12,17].

Дневниковый метод— вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содер­жит описание его развития и поведения, произведенное в тече­ние длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущ­ности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным — многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основы­ваясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками [17,20].

Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменны­ми, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведе­ние объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения воз­можно скорее после того как оно было осуществлено, разделять фак­ты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства [17].

Автобиография— это жизнеописание, основанное на непос­редственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приво­дить к существенным искажениям в изложении фактов. Новей­шие методы фиксации фактов биографии связаны с возможнос­тями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.

Наши рекомендации