Непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя
Цивилизованного общества оно не ориентировано на установле-
Ние логических отношений, а подчиняется закону партиципации
(сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по су-
Щественным свойствам, а по приписываемым им мистическим ка-
Чествам.
Леви-Брюль подчеркивал, что ≪пралогическое≫ и ≪логическое≫
Мышления представляют собой не сменяющие друг друга стадии,
Но сосуществующие типы мышления. Пралогическое мышление,
определяя содержание коллективных представлений первобытно-
Го человека, не распространяется на сферу личного опыта и прак-
Тических действий. В то же время в современном обществе, в ко-
Тором доминирует логическое мышление, сохраняются и следы
пралогического, например в религии, морали, обрядах. Таким
Образом, в процессе исторического развития изменяется соотно-
Шение между первобытным и логическим мышлением, причем доля
Последнего увеличивается.
Взгляды Дюркгейма и Леви-Брюля повлияли на концепции
Многих ученых - М. Гальбовакса, Ш. Блонделя и в некоторой сте-
Пени даже Ж. Пиаже. Так, многие характерные черты эгоцентри-
Ческого мышления, свойственного детям, имеют несомненное сход-
Ство с описаниями пралогического мышления Леви-Брюля.
Изучением социальных контактов людей и их влияния на пси-
Хику отдельного человека занимался также Г.Тард (1843-1904). Он
Был не согласен с концепцией социологизма Дюркгейма, главным
Образом с его мыслями о механизмах формирования коллективных
Представлений. Концепция Тарда сложилась под влиянием работ
Льебо и Шарко, доказавших большое значение внушения и гип-
Ноза в жизни субъекта.
Тард выдвинул концепцию, согласно которой основой соци-
Альных связей личности служат три фактора: подражание, изобре-
тение и оппозиция (противодействие инновациям). В книге ≪Зако-
ны подражания≫ (1893) он, исходя из логического анализа различ-
Ных форм взаимодействия, доказывал, что среди этих факторов
Доминирует подражание как основа присвоения индивидом уста-
Новок, верований, чувств других людей. Внушенные извне мысли
И эмоции определяют характер душевной деятельности как в со-
Стоянии сна, так и при бодрствовании.
Групповое поведение Тард трактовал как гипнотизацию мно-
Жества людей, основанную на имитации, а само это поведение -
как одну из форм сомнамбулизма. В работе ≪Социальная логика≫
(1895) он писал: все, что человек умеет делать, не учась на чужом
примере (ходить, есть и др.), относится к разряду физиологических
Явлений, а обладание какой-либо походкой., предпочтения в еде и
Т. п. - результат социальной жизни. Он подчеркивал, что в общест-
Ве подражание имеет такое же значение, как наследственность в био-
логии. В результате сложных взаимодействий возникают ≪изобре-
тения≫, которые также распространяются по законам подражания.
Работы французских ученых помогли расширить предмет психо-
Логии, включив в него не только бессознательное, но и коллектив-
Ную психику. Наиболее важным результатом их исследований
Стало осознание нового фактора, влияющего на становление психи-
Ки, - культуры, исторического развития общества. Это позволило
Представить человека как результат не только биологического, но и
Культурно-исторического развития, показало новые аспекты взаи-
Мосвязи психологии с философией, историей, социологией. Обога-
Тило психологическую науку и появление новых методов исследо-
Вания психики - клинического, использовавшего материал патоло-
Гического развития, и кросскультурного, позволявшего провести
Сравнительный анализ развития психики у разных народов.
Описательная ____________психология
Своеобразный подход к формированию психологической нау-
Ки был разработан в теории немецкого ученого В. Дильтея (1833-
Если все описанные выше направления исходили из пони-
Мания необходимости формирования экспериментальной, эмпи-
Рической психологии и развития ее связей с естественными нау-
Ками, то Дильтей отстаивал важность ее связи с философией
(прежде всего с философией Гегеля), отвергая приоритет экспери-
Мента над наблюдением.
Дильтей был автором направления, получившего название ≪фи-
лософия жизни≫. Центральным в этой концепции стало понятие
О живом духе, развивающемся в различных исторических формах.