Низма, на которой базировались предыдущие школы, так как до-

Казывали, что психика - это не структура, состоящая из неизмен-

Ных элементов, а постоянно изменяющийся поток сознания. При-

Таблица 5

Психологические школы в конце XIX - начале XX в.

Нимая положение о том, что законы психической жизни невоз-

Можно изучить объективно, функционалисты пришли к выводу о

Необходимости описывать не законы, но функции психики, кото-

Рые помогают человеку в реальной жизни.

Французская психологическая школа, не отрицая основных

Положений традиционной психологии, в центр своего внимания

Поставила исследование тех факторов, которые определяют со-

Держание психики. Они впервые стали серьезно изучать роль со-

Циального окружения в процессе становления психики, а также

Разнообразные формы отклонений от нормы. Изучение патологи-

ческих вариантов психического развития, так же как и данные об

Особенностях становления психики в разных культурах, стали важ-

Нейшими методами, дающими материал для понимания объектив-

Ных закономерностей психической жизни.

Уже работы французских психологов показали необходимость

Учета культуры как фактора, влияющего на психику человека. Эта

Тенденция наиболее полно воплотилась в психологии Дильтея,

Который считал, что переживания, как осознанные, так и бессоз-

Нательные, связывают отдельного человека с духовным миром,

Воплощенным в предметах искусства. Еще одним существенным

Моментом концепции Дильтея стало осознание тех методологиче-

Ских проблем, которые вытекали из ориентации психологии пре-

Имущественно на естественные науки. Осознание того факта, что

Непосредственные методы изучения духовной жизни не могут быть

Признаны в этой парадигме объективными, привело его к мысли о

Необходимости отказаться от объяснения психической жизни, пе-

Рейдя к ее описанию.

Структурализм

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распро-

Страненной и значительной психологической школой в США. Ос-

Нователь этой школы Э.Титченер (1867-1927) родился в Англии и

получил психологическое образование в Оксфордском универси-

Тете, который он окончил в 1885 г. Там же в 1890 г. он получил

Свою первую ученую степень магистра. Однако центр изучения

Психологии к тому времени переместился из Англии в Германию,

Прежде всего в лабораторию Вундта. Именно в Лейпциг переехал

Титченер в 90-е годы, чтобы продолжить психологическое обра-

Зование под руководством Вундта, и стал одним из его наиболее

Верных и последовательных учеников. В Лейпциге он занимался

Главным образом изучением бинокулярного зрения и измерением

Времени реакции при познавательных процессах. В 1892 г. он пе-

реехал в США, где в Корнуэльском университете создал круп-

Нейшую в этой стране научную школу, аналогом которой послу-

Жила Лейпцигская лаборатория. Поэтому Титченера иногда на-

Зывают американским Вундтом.

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку

считал, что предметом психологии должно стать содержание созна-

Ния, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к

Вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи струк-

Турализма он видел в предельно точном определении содержания

Психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и

Законов, по которым они объединяются в структуры. При этом

Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что нахо-

Дится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

В своем четырехтомном труде ≪Экспериментальная психология≫

(1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с

Позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как чело-

Веческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам

Этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощу-

Щений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря осо-

Бым образом организованной интроспекции.

Каждый из элементов при специальной установке сознания от-

Крывается субъектом с целью диагностики его четырех характе-

Ристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости

(ясности). Титченер составил список элементарных ощущений,

Включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из

Которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600).

Для того чтобы выделить и описать исходные элементы струк-

Туры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспек-

Наши рекомендации