Классическая психология и её основные особенности
С именем Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии
психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека,имеющий особое – духовное –бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положилначало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Итак, по Декарту: Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи. Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677). Он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости.
Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.
Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс.Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.
Далее исследования продолжил Локк. Он утверждал, что “в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. “Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». Примерами являются все наши симпатии и антипатии.
После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”.
Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716). Он признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся и природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт –это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.
В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к
ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему
ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения. Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”.
По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д.Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения:зрительные, мышечные и осязательные.
Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII
века .“Главная практическая идея состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо (1712 – 1778) и К. Гельвеция.
Большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей.
Материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в
интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.
Зарождение психологии как науки
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не
механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.
Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.
А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.
Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними.
В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.
В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же
молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.