Немецкая классическая философия: представители и основные идеи

Немецкая классическая философия, представленная субъективным и объективным идеализмом, а также антропологическим материа­лизмом, явилась важной вехой в развитии философской мысли. К ее достижениям можно отнести учение об активности человеческого сознания, этику долга, раскрытие содержания чувства прекрасного и возвышенного, познание и осознание самого себя, возвышение роли научного знания, определение соотношения субъективного и объективного, проникновение всеобщего в отдельное, указание на единство мира и раздвоенность всякого целого, нахождение источника развития, разработку диалектических законов и кате­горий, анализ и оценку сущности религии. Она непосредственным образом повлияла на историю философии, войдя составной частью в марксизм и оказав существенное влияние на многие последующие философские направления. Классиками немецкой философии кон­ца XVIII — начала XIX вв. являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шел­линг, Г. Гегель и Л. Фейербах.

Иммануил Кант(1724-1804) является родоначальником немец­кой классической философии. На формирование взглядов Канта особое влияние оказали X. Вольф, А. Г. Баумгартен, Ж.-Ж. Руссо и Д. Юм. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. Следуя признаниям Канта, сочинения Рус­со отучили его от высокомерия, а Юм «разбудил» его «от догма­тического сна». В XX в. определяющее влияние Канта признают ведущие представители феноменологии, экзистенциализма, фило­софской антропологии и аналитической философии. К его основ­ным работам можно отнести следующие: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали». «Критика чистого разума», «Кри­тика практического разума», «Критика способности суждения».

Творчество Канта имеет два периода — докритический и критический. В докритическом он являлся сторонником атомистической теории строения природы, созданной древнегреческими фило­софами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, полагая, что мир можно познать таким, каков он есть на самом деле, используя для объяснения его строения всего лишь законы механики. Уже в студенческой работе он высказал предположение о возможности многомерных пространств. Создал теорию естественного возникновения Солнечной системы из вращающейся газовой туманности с помощью постепенного уплотнения вещества, и тем самым внес в картину строения мира идею естественного развития.

В критическом периоде Кант, будучи в уже достаточно зрелом возрасте, кардинально пересмотрел свои убеждения и пришел к вы­воду о принципиальной невозможности познания мира таким, каков он есть на самом деле. К этому выводу он пришел после рассмотре­ния надындивидуальных доопытных, субъективных (чувственных и рациональных) познавательных способностей человека. Теперь основное внимание он сосредоточил на рассмотрении сущности духовных свойств человека, связанных с процессом познания, нрав­ственностью и чувством прекрасного. Три основных вопроса — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеять­ся?» — он свел к одному, а именно: «Что есть человек?» В этот период Кант написал три критики: «Критика чистого разума» (посвяще­на изучению процесса познания); «Критика практического разума» (содержит рассмотрение нравственности); «Критика способности суждения» (включает в себя изучение чувства прекрасного и эстетических категорий ).

В «Критике чистого разума» он совершает, по его выражению, «коперниканский переворот». Сущность переворота заключается в утверждении, что мы не извлекаем непосредственно законы при­роды из опыта, а предписываем законы природе благодаря актив­ной и субъективной структурности нашего сознания. Мы живем в иллюзии, будто объекты действительности не связаны с нашими особенностями их восприятия. Основное внимание Кант уделяет рассмотрению «чистых», «априорных» ( «доопытных») форм. Признаками априорного знания являются всеобщность (по­стоянное их присутствие во всех наших представлениях) и необхо­димость (их причинно обусловленная связь между собой). Данные априорные формы проходят сквозь всю совокупность частных представлений и даже выходят за пределы наших познавательных возможностей в суждениях об объектах, недоступных для нашего понимания, расположенных вне границ опыта. Свое учение Кант называет трансцендентальным идеализмом.

Существуют две области априорных форм — чувственность и рассудок. Чувственность предполагает созерцание, то есть вну­треннее видение того, что мы создаем с помощью рассудка: ком­бинации ощущений, математические построения, операции с кон­кретными понятиями, работу воображения... Созерцание может быть: эмпирическим, когда оно предполагает операции в опыте с ощущениями (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.); чистым, где отсутствуют ощущения (в математике — арифметике и геометрии), и чистой формой, содержащей в себе только возмож­ность для наполнения себя каким-либо конкретным содержанием (эмпирическим или чистым). Чистая форма чувственного созерца­ния имеет две разновидности — пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). Они существуют независимо от вещей, являясь субъективными условиями человеческого сознания и познавательной деятельности. Принципом пространственного созерцания является одновременность сосуществования самостоя­тельных частей, расположенных вне друг друга, где они находятся как бы, но выражению Канта, в состоянии «общения» между собой. Принципом созерцания во времени является последовательность расположения частей друг после друга.

К априорным формам рассудка относятся идеи чистого разума, категории рассудка и способность суждения. Идеи чистого разума носят регулятивный характер, поскольку управляют категориями, способностью суждения и всеми действиями нашего мышления. Следует назвать три идеи чистого разума: архитектоника, целокупность и принцип достаточного основания.

Архитектоника есть способность нашего рассудка создавать системы по принципу подчинения второстепенных значений глав­ному, то есть более общему. В ней заключен своеобразный прин­цип пирамиды. Целокупность, как идея разума, есть абсолютное и безусловное единство всех условий, чего в опыте достичь невоз­можно. Идея разума, в частном случае ее использования, переходит в категорию рассудка, и в самом общем смысле есть способность объединять отдельные разрозненные и качественно отличные друг от друга значения какой-либо общей границей. Кант указывает, что «трансцендентальное понятие разума есть не что иное, как понятие целокупности условий для данного обусловленного».

Принцип достаточного основания означает, что, имея определен­ный набор значений, объединенных общей границей, мы в какой- то момент считаем себя вправе сделать какое-либо заключение, расположив эти значения последовательно друг за другом в силу их (действительной или мнимой) причинной обусловленности. Эта идея чистого разума проявляет свою сущность в формальном логическом законе достаточного основания: «...закон достаточно­го основания есть основание возможного... объективного знания явлений касательно отношения их во временной последователь­ности».

Категории рассудка помогают совершать самые простые мыс мыс­лительные операции при установлении некоторого множества, раз­граничении целого и части, определении чего-то как части целого или множественности частей внутри целого, нахождении причины и следствия и т. и. В таблице категорий Кантом указываются сле­дующие: количества (единство, множественность, целокупность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (при­сущность и самостоятельное существование, причинность и зави­симость, взаимодействие между действующим и подвергающимся воздействию), модальности (возможность-невозможность, суще­ствование-несуществование, необходимость-случайность). Последнее, третье значение в ряду является результатом синтеза двух предыдущих.

Кант вводит понятие «вещь в себе». По сути, это любой объект неживой или живой природы. Можно выделить четыре аргумента кантовского агностицизма:

1. Способ существования нашего сознания (его структурирован­ность и заключенный в нем принцип априорности) отличен от способа существования окружающих нас вещей природы. При­рода сознания и природа вещей как они есть различны.

2. Исследователь никогда не достигнет конечной причины, по­скольку всегда будет иметь дело только со следствием чего-то другого.

3. Наш опыт всегда ограничен и потому никогда не будет обладать исчерпывающей полнотой.

4. Пространственно-временные созерцания и аналигико-синте- тические суждения представляют собой отношения, но вещи не состоят из одних только отношений.

Этика долгаКанта имеет следующие характерные черты. Абсо­лютно доброй волей обладает только Бог. Он создал моральный за­кон для человечества (систему вечных и «общегодных» моральных норм), поместив его в душу каждого из людей. Кант определяет два условия повеления (императива) для воли, которые могут исходить либо от стремления к разнообразным удовольстви­ям, либо от морального закона. Категорический императив предполагает отказ от удовольствия, самолюбования и ближайшей выгоды ради служения всеобщему моральному закону. Его смысл заключается в следующем: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для поведения всех, то есть нормой всеобщего законодательства. Это путь страданий. Гипотетический императив ищет возможность удо­влетворения природных склонностей, нацелен на утоление жажды удовольствий. Сущность человеческой свободы заключается в сво­боде от природных склонностей.

Иоганн Готлиб Фихте(1762-1814), познакомившись с сочи­нениями Канта, сразу же почувствовал себя кантианцем и стал ис­кать встречи с автором полюбившейся философской системы. Диалектика Фихте бесконечного процесса творческого самоопределения Я в переработанном виде (трансформация самосо­знания из субъективного идеализма применительно к объективному идеализму) была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. К основным сочинениям Фихте можно отнести «Основы общего наукоучения», «Назначение человека», «Речи к немецкой нации».

«Наукоучение»,по мнению Фихте, есть последняя задача фило­софии, заключающаяся в исследовании научного знания. В «Основах общего наукоучения» Фихте настойчиво пытается допустить возможность совмещения «абсолютного», то есть бо­жественного сознания, присутствующего во всем мире природы в качестве сущности мира и вещей, с человеческим сознанием. Это тождество, недопустимое для теории познания Канта. Таким образом, божественное сознание — Я и человеческое сознание Я сливаются, но при этом человеческое Я выступает лишь как часть и продукт божественного сознания. Поэтому человеческое сознание смутно отражает в себе идеал совершенного во всех отношениях божественного сознания. ЭтикаФихте основана на переосмыслении кантовской этики долга. Фихте подчеркивает, что в кантовской этике следование мо­ральному закону исключает получение чувственного удовольствия. Поэтому он выдвигает идею о возможности радостного исполнения долга. Справедливости ради надо отметить, что Кант, в частности, не отрицал и такую возможность. Фихте строит теорию идеального государства, имеющую сходство с социалистическими учениями.

Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг(1775-1854) после учебы в латинской школе и семинарии поступает в богословский институт, где знакомится с Гегелем. Защищает диссертацию об истолковании библейского сюжета. Встречается с Фихте и осваивает его идеи наукоучения. Затем у него проявляется интерес к пантеистическому мировоззрению Спинозы. Шеллинг видел свою заслугу в соедине­нии учения о природе Спинозы с идеализмом Фихте. Шеллинга приглашают в Берлин, где он пять лет читает курс своих лекций. Среди его слушателей были М. Бакунин, С. Кьеркегор, Ф. Энгельс. Гегеля он считал своим учеником, который, по его мнению, исказил и ухудшил принципы его системы. В России Шеллинг повлиял на взгляды П. Я. Чаадаева, славянофилов, а также на формирование религиозной философии В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева. В своих произведениях Шеллинг балансировал между философией, теосо­фией и поэзией, часто раскрывая свои взгляды через мистические художественные образы. В своих главных чертах философское учение Шеллинга гово­рит о единстве всего существующего: единстве духовного и мате­риального; единстве субъекта и объекта; о всеобщем, постоянном изменении и развитии существующего; о делении всякого целого на противоположные части, борьба между которыми и приводит ко всякому изменению, движению и развитию. Шеллинг принял и развил намеки Фихте о тождестве сознания с сущностью объекта познания. Возможность тождества сознания с сущностью объектов познания у Фихте он сделал основным принципом своей фило­софской системы. Его философии свойственны дуалистичность, то есть сочетание духовного и материального, проявляющегося в природе, и пантеизм как слияние Бога с природой, где природа выступает проявлени­ем божественной сущности. Этика. Шеллинг полагал, что поскольку человек есть лишь часть мироздания, то в человеческой духовности отражается «темная основа» Бога как его безличной повсеместно присутствующей духовности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в 23 года за­канчивает учебу в теологическом институте и получает степень магистра философии. Учение «абсолютного идеализма» Гегеля акцентирует внимание исключительно на логичности и разумности божественного замысла мироустройства, сохраняя в своей системе самые общие принципы мировоззрения Шеллинга (раздвоенность всего существующего, развитие через борьбу внутренних противоречий, всеобщая взаи­мосвязь вплоть до взаимоперехода противоположностей). В прин­ципиальном отношении его учение состоит из двух частей:

1. Система (в мире присутствует жесткая, неподвижная система из всеобщих законов, свойств, раздвоенности и противоречивости единого, инобытия идеи, самопознания абсолютного духа и т. д.).

2. Метод (все находится в постоянном движении и изменении благодаря действию неизменных всеобщих законов).

Гегель формирует законы диалектики.

1. Единство и борьба противоположностей. Внутренние противо-положности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона.

2. Отрицание отрицания. Всякое изменение, развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, но и то, что сейчас отрицает, тоже будет затем отрицаться.

3. Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность.

О соотношении рассудка и разума. Рассудок (первая ступень мышления) есть способность логично и ясно мыслить. Рассудок разделяет мир, определяя единичные значения. Мир представляется совокупностью различных по качеству сущностей, отличных друг от друга. Рассудку не дано возвыситься над различиями и увидеть их единство, взаимосвязь. Разум (высшая ступень мышления — диа­лектического) предполагает умение открыть в любой сущности (ее определениях) раздвоенность на взаимосвязанные противоречия.

Тождество мышления и бытия. Мысль способна отражать сущ­ность объективной действительности во всех ее проявлениях, так как в сущности вещи заключена имевшаяся до вещи идея.

Философия духа включает в себя:

1. Субъективный дух. Человеческая душа во всей совокупности ее проявлений: эмоциональные переживания, сознание, самосо­знание, рассудок и разум, этические нормы.

2. Объективный дух. Формы социального существования и регу­лирования соотношения индивидуальных, групповых и обще­ственных интересов в области общественной морали и права. Государство имеет собственные (общественные) интересы, ко­торые выше интересов отдельных граждан.

3. Абсолютный дух. В единстве субъективного и объективного духа отражается содержание абсолютного духа. Существует три основные формы абсолютного духа: искусство, религия и фило­софия.

В его философии история развивается помимо желаний и ин­тересов отдельных людей. Мировой разум управляет движением человеческой истории по своему усмотрению, и потому его логика непостижима. В определенный момент мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то народ и в нем выдающихся лич­ностей, способных реализовывать нужные для мирового разума идеи (вкладывая их в сознание выдающихся политических деятелей и полководцев, ведущих за собой массы).

Людвиг Фейербах (1804-1872), учился в Гейдельбергском и в Берлинском университетах. Прослушал все лекции Гегеля по философии и логике. Первоначально был последователем объек­тивного идеализма Гегеля, но затем, критически переосмыслив его взгляды, окончательно порывает с гегелевским учением, став мате­риалистом и атеистом.

Антропологический материализм Фейербаха ставит в центр внимания человека, которого он считает частью природы, а не тво­рением Бога. С идеей Бога-Творца, как он справедливо замечает, тесно связан объективный идеализм. Фейербах определял объек­тивный идеализм как рационализированную религию. Согласно его представлению религия и философия противоположны, поскольку в основании религии лежит вера в догматы, а основу философии составляет вечное сомнение и разум, ищущий естественные, а не сверхъестественные объяснения явлений природы и всего суще­ствующего. Главную задачу философии он видел в критике рели­гии, разоблачении накопившихся религиозных иллюзий и пред­рассудков. Центром философских размышлений должен стать не Бог, а человек, поскольку не Бог создал человека, а человек создал в своем воображении Бога.

Одной из причин веры в Бога является, согласно Фейер­баху, раздвоение человеческой сущности на «светлую» и «темную» стороны. «Разлад между богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью». Итак, любовь к Богу есть ложная форма любви человека к своей фантазии о собственном совершенстве. Она должна быть заменена подлинной любовью человека к самому себе, возможному собственному совер­шенству, совершенству ближнего.

В решении вопроса о познании Фейербах утверждал, что ощуще­ния дают нам подлинное представление о реальности и составляют единственный источник нашего познания. Благодаря ощущениям мы познаем физические объекты, свои психические состояния и ду­ховный мир других людей. Если бы мы были лишены ощущений, то не имели бы ни малейшего представления о существующей действи­тельности. Фейербах отрицал возможность познания с помощью чистого разума, считая это выдумкой идеалистической философии.

Наши рекомендации