Психологические различия между полами

В научной психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта. С одной стороны, источник поиска и даже выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств восходит к традиционной дихотомии мужского и женского начала, точнее, соответствующих социальных стереотипов. Сами эти качества нередко совпадают с теми, что необходимы для присвоения половых ролей. С другой стороны, строгое объективное исследование на­правлено на констатацию действительных различий между полами и, тем самым, позволяет проверить наличие таких, которые «должны существо­вать» согласно полоролевым нормативным ожиданиям. Конечно, в своих гипотезах исследователь не всегда свободен от многочисленных житейских поверий, смешивающих нормативные качества с реальными. Но тем инте­реснее изучение действительных психологических различий между полами, результаты которого часто ставят под сомнение устоявшиеся «эталоны».

Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека. Начнем с изло­жения гипотез и результатов исследования умственных способностей.

Житейские стереотипы полоролевого поведения сходны с привычны­ми ролями мужа и жены. Работящая, усидчивая жена и деловой, инициа­тивный муж — основа представлений о межполовых различиях по умствен­ным способностям. Одно из них — гипотеза о том, что девочки успешнее осваивают простые навыки, монотонную работу, мальчики лучше справля­ются с творческими задачами, требующими выделения необычных свойств. В исследованиях эта гипотеза (получившая название гипотезы Бровермана) проверялась по частям. Типичный тест на образование простых навыков — выработка условных рефлексов — позволяет привлекать любые возрастные группы. Исследования обусловливания у младенцев и дошкольников (зву­ковой и зрительный материал), а также младших школьников и подростков (вербальный материал) не выявили межполовых различий. Впрочем, в от­дельных случаях девочки действительно превосходят мальчиков в скорос­ти установления условных связей, но объясняется это «побочным» обстоя­тельством — их повышенной тревожностью.

Сходные результаты получены при выполнении мальчиками и девочками заданий, предполагающих творческое, оригинальное мышле­ние. Так, количество необычных ответов по методике парных ассоциаций (нужно связать два понятия, различные по смыслу) у обоих полов оказа-




186 Тема 8, Личность как индивидуальность...

Психологические различия между полами - student2.ru лось примерно одинаковым. Интересен «тест цветных слов» (тест Стру­па): предъявляются названия цветов, напечатанные цветными буквами, причем цвет букв (который нужно назвать испытуемому) не совпадает со смыслом слова (например, слово «красный» написано синими буквами). Время, необходимое для правильного ответа в данном тесте, — хороший показатель умения ориентироваться в неожиданной ситуации, не отвлека­ясь на «очевидное». Однако при широком диапазоне индивидуальных вариаций различия по этому показателю никак не связаны с различием полов. Таким образом, в целом гипотеза Бровермана не получает под­тверждения.

Интересен другой устойчивый признак различения специальных умственных способностей по половому принципу — та чувственная мо­дальность, с которой эти способности связаны. Общая теория напоминает известное положение о межполушарной асимметрии: девочки имеют пре­имущество в сфере слуховых (и вербальных) навыков, мальчики — в сфе­ре наглядно-пространственной. Конкретные предположения касаются уже самого раннего, младенческого возраста. Однако гипотеза о том, что в этом возрасте девочки предпочитают слуховую, а мальчики — визуальную сти­муляцию, в последних исследованиях не подтверждается. Показательно, что независимо от модальности более значимыми для тех и для других оказываются так называемые социальные стимулы (например, лица лю­дей в отличие от геометрических фигур).

Неоднозначное подтверждение получает и знаменитая гипотеза о том, что девочкам более доступны вербальные задачи, а мальчикам — математические и наглядно-пространственные. Ее принятие не может быть полным и требует учета возрастной динамики развития способнос­тей. Так, распространенное мнение о более раннем вербальном развитии девочек, подтвержденное работами 1930—40-х гг., пока еще (по данным для детей до 3-х лет) не имеет достаточных статистических оснований. Во всяком случае, позднее, в дошкольном возрасте, девочки не имеют соответствующего преимущества перед мальчиками (за исключением групп детей с умственной отсталостью). Оно появляется примерно к 10 годам и проявляется здесь как в более высокой беглости чтения, так и в лучшем развитии речевых навыков. Интересна возможная связь этих половых различий с особенностями социального развития: именно в подростковом возрасте девочки с большим интересом обсуждают и луч­ше вербализируют свои телесные и психические переживания (хотя объясняют их не точнее мальчиков).

Преимущество в математических способностях, которое по тра­диции приписывается мальчикам, также обнаруживается достаточно поздно, в раннем юношеском возрасте (до этого половые различия име­ют место в группах детей с умственной отсталостью, однако здесь лучше осваивают понятия числа и простые арифметические навыки не мальчи­ки, а девочки). Юноши действительно превосходят девушек по средним

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 187

Психологические различия между полами - student2.ru оценкам, но насколько велико различие между ними по современным данным, еще не установлено.

Аналогично выявление половых различий и по наглядно-простран­ственным способностям. Последние проверяются по заданиям, требую­щим мысленного поворота фигуры или нахождения простой фигуры, «вставленной» в сложную конфигурацию. По результатам таких тестов мальчики начинают превосходить девочек в среднем после 10—12 лет, хотя некоторые из них могут иметь очень низкие оценки, в то время как отдельные девочки — очень высокие. До этого возраста достаточно ши­рокие различия, например, в результатах теста «Вставленные фигуры», не относятся к половым. Нужно подчеркнуть, что данный показатель более дифференцированного когнитивного стиля не следует считать общим преимуществом мужского «аналитического ума», с другими тестами на «выделение фигуры из контекста» девушки справляются не хуже, а иног­да и лучше юношей. Очевидно, эти трудности связаны именно с нагляд­но-пространственной сферой.

Успехи в интеллектуальном развитии тесно связаны со стремле­нием их достижения. При этом уровень мотивации достижения1 — еще один традиционный пункт сравнения мужчин и женщин. Относительно малое количество женщин, достигших крупных успехов в научных облас­тях, нередко принимается за показатель отсутствия у них стремления к достижению (начиная с детского возраста). Однако во время школьного обучения, особенно в младших классах, девочки больше, чем мальчики, ориентированы на высокую академическую успеваемость, и, как правило, доказывают это на деле. Правда, мальчики, интересы которых выходят за рамки школьных в среднем чаще, чем у девочек, более склонны к сорев­нованию (между собой), но девочки не уступают сверстникам в интел­лектуальном развитии. Не обнаружено половых различий и в настойчи­вости, упорстве при решении задач. Не получило достаточного фактического подтверждения и распространенное мнение о том, будто де­вочки стремятся к внешней похвале, а мальчики проявляют больший интерес к содержанию своих занятий. Во всяком случае, к мнению и под­держке взрослых — родителей, учителей — оба пола чувствительны в равной мере. Интересна возрастная динамика оценки будущих успехов на основе текущих реальных достижений. Среди подростков различий в самооценке развития способностей и самоуважении в целом не обнару­живается. Однако в студенческие годы положение меняется: студентки прогнозируют свои профессиональные достижения (при равных со сту­дентами учебных успехах) менее оптимистично, напротив, среди студентов стереотип маскулинности, предметно-инструментальный стиль поведения и стремление к успеху обретает наиболее яркое и сильное проявление.

Психологические различия между полами - student2.ru 1 О мотивации достижения (стремлении к успеху) в сравнении с мотивацией избега­ния неудачи см. тему 12 в книге 2 настоящего издания.

188 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Психологические различия между полами - student2.ru Преимущество в мотивации достижения и ряд других традицион­ных маскулинных черт обычно считается свидетельством более высокой общей активности мужчин. Поэтому здесь следует перейти от характерис­тики половых различий по умственным способностям к сравнению фун­даментальных свойств темперамента, а также характера, типичных спо­собов социального поведения.

К объективным показателям общей активности обычно относят количество и интенсивность двигательных, поведенческих реакций. В пер­вые годы жизни половых различий по таким показателям не обнару­живается. В ряде случаев они появляются после 2-х лет. Например, с это­го возраста мальчики более активны, чем девочки, в совместной игре, причем в игре в одиночку различий не наблюдается. Взаимная актив­ность мальчиков имеет специфические черты и, возможно, биологические причины. Показательны результаты опыта, произведенного на молодых обезьянах: если они содержались поодиночке (или вместе с матерями), то самцы и самки были равно активны, если же две пары «мать—ребенок» могли видеть друг друга (например, разделялись стеклянной перегород­кой), то самцы проявляли гораздо большую активность. Хорошо известен и характер взаимного возбуждения при встрече молодых самцов (отлич­ный от того, что наблюдается при встрече самок, а также самок и самцов): это агрессивность, стремление к физическому превосходству, вызов его испытать. По-видимому, половые различия относятся к наличию у самцов особых биологических сигналов, побуждающих к агрессивному поведению и к постоянной готовности реагировать на них.

Агрессивность — эмпирически установленный признак различения полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях, мальчики более агрессивны, чем девоч­ки. Это относится как к физическим, так и к вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат сред­ствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводи­лись исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный по­казатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гор­мона — андрогена: он коррелирует со многими (правда, не со всеми) про­явлениями агрессивного поведения, а введение андрогена приводит к их усилению.

Интересна гипотеза о «латентной» агрессивности женщин, якобы не меньшей, чем у мужчин, но ограниченной нормами полоролевого по­ведения. Проявляется эта агрессивность в специальных экспериментах: спонтанные агрессивные реакции у девочек довольно редки, но если их спровоцировать (показ и предложение выбрать среди других возможные способы поведения в различных ситуациях), то девочки с готовностью осваивают агрессивные «модели» реагирования. И все же гипотеза сомни-

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 189

Психологические различия между полами - student2.ru тельна, поскольку прямых свидетельств о том, что девочки чаще нака­зываются за агрессивные поступки, нет (во всяком случае, в школе чаще и строже порицают и наказывают мальчиков). В среднем, мальчики более агрессивны не только в совместных играх, но и в фантазиях, а также по отношению к младшим. По-разному реагируют мальчики и девочки во время агрессивных поступков на поведение своей «жертвы»: встречая сопротивление, девочки, в отличие от мальчиков, не склонны продолжать агрессию. В известных экспериментах по «обучению неопытного учени­ка» с возможностью наказывать его за ошибки электрошоком мужчины используют эту возможность чаще, дольше и с большей силой удара, чем женщины.

Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрос­лых. Как правило, требования типа «Прекрати!», «Положи на место!» де­вочки выполняют немедленно, а мальчики продолжают начатое действие, пока «нажим» не станет сильнее. Стремление настоять «на своем» неред­ко считают проявлением более общего стремления к лидерству, домини­рованию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью. Дей­ствительно, мальчики чаще, чем девочки, пытаются подчинить себе сверстников, иногда даже взрослых, но довольно редко девочек (которые сопротивляются подобным попыткам). Вопрос о половых различиях в доминировании над другими остается открытым, поскольку от 4-х лет до ранней юности общение детей разделяется обычно как раз по половому принципу. С возрастом лидировать на основании физического («силово­го») превосходства становится труднее: не исчезая само по себе, оно теря­ет силу, значимость. Интересы молодых людей настолько разносторонни, что лидер в одном деле может не обладать авторитетом в каком-либо другом. Во всяком случае, связь доминирования с агрессией в этом воз­расте существенно ослабляется.

К выделению половых различий в способах социального взаимодей­ствия подходят и с другой стороны — от стереотипа фемининности. В его состав по традиции включают стремление к подчинению, конформность и, как иногда говорят, социабельность. Житейский опыт подсказывает, что девочки чаще хотят нравиться, быть «любимыми», в раннем детстве они более привязаны к родителям, лучше контактируют с другими взрослыми людьми, да и позднее более чувствительны к мнениям и реакциям, не тер­пят одиночества и т.д. Фактических же подтверждений всему этому не­много. Так, ни в одном исследовании не установлено половых различий в чувствительности к социальной стимуляции; у детей обоих полов она достаточно высока. Больше сходного, чем различного, и в отношениях детей с родителями: как девочки, так и мальчики требуют родительского внимания, особенно в стрессовых ситуациях, и часто готовы им пренеб­речь ради освоения нового социального окружения. Существуют некото­рые свидетельства о том, что, оставаясь без присмотра, более склонны к

190 Тема 8. Личность как индивидуальность..,

Психологические различия между полами - student2.ru плачу... мальчики, хотя, по-видимому, это быстро преходящая тенденция младенческого периода.

Более высокая чувствительность девочек к эмоциональным состоя­ниям других, их отзывчивость, сопереживание также оказываются данью житейскому поверью. По результатам исследования, дети обоих полов в равной мере способны к идентификации с чувствами другого человека, готовы помочь ему, обрадовать, снять эмоциональное беспокойство.

Наиболее яркий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает «переходный» — подростковый воз­раст. Рассмотрим кратко его типичные черты, относительно независимые от индивидуальных различий,

Среди возрастных особенностей подростков — мальчиков и девочек — обычно выделяют стремление любым (не всегда адекватным) путем за­нять достойное положение в коллективе сверстников и в семье, избежать изоляции в классе и в группе близких друзей (порождающее повышен­ный интерес к «соотношению сил» внутриклассных группировок), отме­жеваться от всего «детского», отсутствие авторитета возраста, повышен­ную требовательность к взрослым (в частности, восприимчивость к ошибкам учителей) и непринятие «необоснованных» запретов, ярко вы­раженную эмоциональность, чувствительность к неудачам, тенденцию фан­тазировать и мечтать о будущем при переоценке своих возможностей и боязнь утратить созданный идеал, интерес к своему физическому и ум­ственному развитию и т.д. Половые различия затрагивают в той или иной мере фактически все указанные особенности, прежде всего характер обще­ния и социальные интересы.

Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, де­вочки (особенно в школе) — более интимно, парами или тройками. В общении мальчики эмоционально-сдержанны, склонны к соревнованию, у них обычно не принято выражение личных привязанностей и «нежных чувств», а девочки ценят именно откровенность и эмоциональный контакт, объединяясь не по сходству интересов, а по личной симпатии. Мальчики нередко входят в две малые группы одного и того же класса согласно разным предметным основаниям, избегают «закрытых» группировок и стремятся стать членами малых коллективов старшеклассников. Напро­тив, девочки избегают попадать в компании старшеклассниц и охотно (но без демонстрации и нажима) входят в состав мальчишеских группировок сверстников. Вместе с тем они более чувствительны к колебаниям эмо­ционального климата внутри класса и могут остро реагировать на нейт­ральную позицию учителя в борьбе учеников за лидерство в классном коллективе. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своеволь­ничают и бравируют недостатками. Но именно они в среднем дольше сохраняют интерес к промашкам наставников (а также к любым разго­ворам в их среде), в то время как мальчики чаще поддерживают уважае­мых учителей. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами

Петухов В.В., Столин 8.6. Половозрастные особенности психики 191

Психологические различия между полами - student2.ru в учебе, арсенал же «средств» самоутверждения мальчиков шире: и забо­та о расширении физических, умственных, волевых возможностей, и их переоценки, и более частый демонстративный негативизм. Типичная под­ростковая роль — «классный шут» — невозможна для девочки. Интерес­но, что девочки в целом правильнее оценивают свои возможности и недо­статки и обнаруживают ббльшую (по сравнению с мальчиками того же индивидуального темперамента) эмоциональную устойчивость в положе­нии «гадкого утенка» при отсутствии групповой или семейной поддерж­ки. Впрочем, мальчики могут стойко переносить изоляцию от коллекти­ва, причем, как правило, упрямо отстаивают принятые позиции и ♦переоценки ценностей» не производят. У девичьего же упрямства вы­является особая динамика даже в пределах подросткового возраста: если в 11 лет девочки реже прибегают к нему, то позже положение меняется, они не только чаще бывают упрямы без оснований (стойкое упрямство отмечается только у девочек), но и более склонны бравировать своей са­мостоятельностью .

Старшие подростки утверждаются в своей сексуальной идентич­ности, принимая внутренние позиции соответственно «мужчин» и «жен­щин». Мальчики больше не враждуют с девочками, а девочки не игнори­руют сверстников и даже ухаживания с их стороны. В этом возрасте они действительно хотят нравиться, затрачивая на это немало усилий и не­сколько переоценивая значение внешней привлекательности. Телесная угловатость травмирует их, в отличие от мальчиков, которые легко адап­тируются к недостаткам своей наружности. Мальчики-подростки отли­чаются влюбчивостью преимущественно романтического характера, обыч­но лишенной строгой избирательности и б,ез ожидания взаимности, с чем, по-видимому, связаны их сексуальная аморфность, равнодушие к половой морали, подчеркнутое восхищение избранным предметом (и демонстра­тивное пренебрежение к другим сверстницам). Девочки же любят изби­рательно, их мечты о желанном герое имеют сексуальную окраску; допус­кая разрушение сексуального барьера, они восприимчивы к половой морали и рассчитывают на взаимное чувство. Интересно, что если в млад­шем подростковом возрасте девочки обычно остро чувствительны к раз­делению людей по признаку пола, то в старшем эта чувствительность утрачивается и подчас наблюдается удивительный «когнитивный диссо­нанс»: чувство приоритета своего пола может сочетаться у девочек с вы­раженной неприязнью к женщинам и скрытой завистью к мужчинам. Более ранняя по сравнению с мальчиками готовность к любви имеет, та­ким образом, и свои специфические проблемы.

Завершая характеристику общих психологических различий меж­ду полами, нужно обсудить женскую принадлежность чувства материн­ства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гор­моны, связанные с беременностью и деторождением, «заставляют» мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще

192 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Психологические различия между полами - student2.ru не определена. Однако точно установлено, что и у животных, и у человека сам контакт с ребенком порождает и поддерживает потребность забо­титься о нем, и это в равной мере характерно для женщин и мужчин. Традиционная фемининность материнского чувства косвенно под­тверждается его реципрокным отношением с агрессивностью. Согласно результатам некоторых исследований, мальчики, имевшие опыт ухода за детьми, становились менее агрессивными в своих играх со сверстниками. Таким образом, широкая панорама современных данных о психоло­гических различиях между полами побуждает к пересмотру жесткого раз­деления маскулинных и фемининных черт. Вместе с тем при построении большинства шкал маскулинности — фемининности в качестве критери­ев по-прежнему привлекают и предметную направленность человека, и со­держание его интересов, характер эмоционального реагирования, отноше­ние к тем или иным аспектам половых ролей. Но это «противоречие» вполне закономерно, как и различие между общественным образцом и индивидуальностью.Ведь социальные стереотипы подобны картинкам в журнале мод: необходимые ориентиры в современной манере одеваться, они не требуют точного копирования. Прямой перенос наиболее ярких таких «образцов» на городскую улицу был бы нелепостью, признаком личностного дефекта. Действительно, выбор, совершаемый человеком в том, как следовать (или не следовать) принятым стереотипам — это имен­но личностная проблема.

Тема 9

Типология индивидуальности

Психологические различия между полами - student2.ru Психологические различия между полами - student2.ru Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания. Исследова­тельские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии характера. Основные виды пси­хопатий и акцентуаций. Представление об экстра- и инт-роверсии как основание выделения психологических типов. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности. Индивидуальность человека и соци­альные условия его развития. Социальный характер. Нацио­нальный характер как проблема этнопсихологии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Строение тела и характер. Стратегии определения пси­хотелесных соответствий.

© Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.

© Проблема и критерии выделения психологических типов. Индивидуальность человека и развитие личности.

О Социально-типическое и индивидуальное в личности. Со­циальный и национальный характер.

Зак. 835

О Строение тела и характер. Стратегии опреде­ления психотелесных соответствий

Э.Кречмер

СТРОЕНИЕ ТЕЛА И ХАРАКТЕР1

Еще несколько слов относительно критических замечании по по­воду этой книги. <...>

Некоторые критики полагают невероятным, что существуют лишь два главных типа человеческого характера. Но мы этого никогда и не ут­верждали. Книга только начало; при терпеливой совместной работе всех, вероятно, удастся разложить предлагаемые типы на подгруппы и найти новые.

Далее, наличие многих смешанных форм, комбинаций, перекрещи­ваний, атипических картин приводится как доказательство невозможнос­ти такой группировки типов. В процессе человеческой наследственности, где переплетаются всевозможные предрасположения, мы можем это зара­нее ожидать. Если в ботанических опытах с изучением наследственнос­ти гороха розовых цветов появляется вдвое больше, нежели чисто крас­ных или чисто белых, то никто не станет считать наличие розовых цветов доказательством против существования белых и красных. Вопрос заклю­чается только в том, существуют ли статистические соотношения со­впадения между определенными формами строения тела и определенны­ми психическими предрасположениями. Здесь в статистическом соотношении совпадения кроются прочные доказательные факты, но их нельзя искать в отдельном случае, который может быть типичным или атипичным. <...>

Психологические различия между полами - student2.ru 1 Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 332-559 (с сокр.).

Кречмер Э. Строение тела и характер 195

Психологические различия между полами - student2.ru Часть /. Строение тела

Цезарь. Окружите меня людьми полными,

С головами блестящими и хорошим сном. Взгляд Кассия чересчур глубок. Он мыслит слишком много, такие люди

ведь опасны. Антоний. Его не бойтесь вы, он не опасен,

Он благороден и очень одарен. Цезарь. Если б жиру больше было в нем.

Шекспир. Юлий Цезарь

У простого народа черт обычно худой с тонкой козлиной бородкой на узком подбородке, между тем как толстый дьявол имеет налет добродуш­ной глупости. Интриган — с горбом и покашливает. Старая ведьма — с высохшим птичьим лицом. Когда веселятся и говорят сальности, появля­ется толстый рыцарь Фальстаф с красным носом и лоснящейся лысиной. Женщина из народа — со здравым рассудком, низкоросла, кругла, как шар, и упирается руками в бедра.

Словом, у добродетели и у черта острый нос, а при юморе толстый. Что можно по этому поводу сказать? Сначала только следующее. Возмож­но, что эти образы, которые выкристаллизовались в народной фантазии благодаря многовековой традиции, являются объективными документами психологии народов, результатом массовых наблюдений, которым, может быть, и ученый должен уделить некоторое внимание.

Но это лишь между прочим. Наши исследования исходили не из таких соображений, а из психиатрической постановки вопроса и лишь впоследствии с известной внутренней необходимостью, расширяясь и зах­ватив область психиатрических пограничных состояний, закончились об­щепсихологическими и биологическими соображениями. <...>

Типы строения тела

Мы стоим, следовательно, на такой точке зрения: конституциональ­ные типы, охватывающие человека в целом, его тело и психику и соответ­ствующие действительным биологическим связям, можно считать уста­новленными лишь тогда, когда вскрыты закономерные взаимоотношения между чисто эмпирически установленными сложными типами телосложе­ния и сложными эндогенными типами (как, например, циркулярный и шизофренический психозы). <...>

Описанные ниже типы не являются «идеальными типами», которые возникли согласно определенной руководящей идее. Они получены эмпи­рически следующим образом: где можно установить достаточное количе-

196 Тема 9. Типология индивидуальности

Психологические различия между полами - student2.ru ство морфологических сходств у достаточного количества лиц, там мы приступаем к определению цифровых данных. Если мы исчисляем сред­ние величины, то в этом ясно выступают общие признаки, между тем как различные черты в каждом отдельном случае затушевываются в средней величине. Подобным же образом мы поступаем при остальных, только оптически улавливаемых признаках. Мы действуем, как бы копируя пор­треты 100 лиц одного типа на одной и той же бумаге, при этом совпадаю­щие черты интенсивно усиливаются, не соответствующие друг другу зату­шевываются. Мы описываем как типичные лишь черты, усиливающиеся в средней величине. Вряд ли возможно на нашем материале обнаружить такой тип в массовом количестве без кропотливого предварительного уп­ражнения глаза: скорее мы в каждом отдельном случае находим тип за­вуалированным гетерогенными «индивидуальными» чертами и местами затушеванным.

Здесь имеет место то же, что и в клинической медицине или в бо­танике и зоологии. «Классические» случаи, свободные от примесей и зак­лючающие в себе все главные симптомы ярко выраженной картины болез­ни или зоологического расового типа, являются счастливыми находками, которые мы не каждый день можем представить. Отсюда вытекает, что при нашем описании типов мы руководствуемся не наиболее частыми, но наи­более яркими случаями, которые яснее всего изображают то общее и эмпи­рически констатируемое, что мы обычно видим в сглаженной форме. То же самое касается, впрочем, и психологического описания типов во второй ча­сти книги. <...>

Мы установили три постоянно повторяющихся главных типа строе­ния тела, которые мы назвали астеническим, атлетическим и пикничес­ким. Эти типы встречаются у мужчин и женщин, но при более слабой морфологической дифференцировке женского тела яркие картины у жен­щин бывают гораздо реже. Способ же распределения этих типов в шизоф­ренической и циркулярной группах весьма различен и очень любопытен.

В здоровой жизни мы всюду встречаем эти же три типа; сами по себе они не содержат ничего болезненного, но свидетельствуют об определенных нормально-биологических предрасположенностях, из которых лишь незна­чительная часть достигла патологического завершения как в психиатричес­кой области, так и в определенных внутренних заболеваниях. <...>

Мы даем сначала лишь очерк главных типов в их самых общих признаках и в следующих главах для наглядности описываем тонкую морфологию строения тела, особенно строение лица, черепа и поверх­ности тела. Мы еще раз подчеркиваем, что морфологию строения тела надо сначала изучать на мужчинах, а затем уже на женщинах. Строе­ние женского тела (в чертах лица, развитии мышц и жира) в общем менее рельефно, поэтому женщины чаще демонстрируют атипичные и менее резкие проявления.

Кречмер Э. Строение тела и характер



Психологические различия между полами - student2.ru а) Астенический тип

<...> Габитус мужчины-астеника характеризуется главным образом слабым ростом по толщине при среднем неуменъшенном росте в длину. <...>

Следовательно, в тяжелых случаях мы имеем картину (рис. 1 и 2) ху­дого, тонкого человека, кажущегося выше, чем он на самом деле, малокров­ного, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокост­ными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом1, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. У мужчин наблюдается яв­ное отставание веса тела

Если мы рассмотрим тип в течение развития его жизни, то заметим, что во всех возрастных периодах он остается довольно постоянным. В дет­ском возрасте эти люди бывают слабыми и нежными; в период созревания они быстро растут и вытягиваются, в зрелости и старости они не обнаружи­вают ни малейшей склонности к правильному накоплению жира и разви­тию мышц. <...>


Психологические различия между полами - student2.ru

Психологические различия между полами - student2.ru



Рис 1. Астенический тип. Фронтальный снимок (шизоидный психопат)

Рис 2. Астенический тип. Профиль (шизофрения)

Психологические различия между полами - student2.ru 1 Свободному десятому ребру Штиллер придавал большое значение. Я бы вместе с Бауэром предостерег от переоценки таких деталей. В учении о строении тела главную роль играют прежде всего общие диагностические правила; на них следует направить свое внимание, а не заниматься выискиванием отдельных симптомов.



Тема 9. Типология индивидуальности

Психологические различия между полами - student2.ru У части астеников бросается в глаза как важный биологический при­знак их преждевременное старение. <...>

Астенические женщины, по своему габитусу напоминают астеничес­ких мужчин, за исключением одного: они не только худощавы, но часто и малорослы. <...>

Ь) Атлетический тип

<...> Мужской атлетический тип (рис. 3 и 4) характеризуется силь­ным развитием скелета, мускулатуры, кожи.

Общий облик самых ярких представителей этого рода: среднего или высокого роста мужчины с особенно широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, сужающегося книзу, так что таз и все еще статные ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным1 плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее, причем линейные контуры trapezius, видимые спереди, придают шейной части плеча особый отпечаток. <...>

Рост тела в общем выше среднего. <...>

Атлетический тип у женщин, поскольку его здесь можно распознать, такой же, что и у мужчин, но с известными характерными отличиями. Раз-


Психологические различия между полами - student2.ru

Психологические различия между полами - student2.ru



Рис 3. Атлетический тип.

Фронтальный снимок

(шизофрения)

Рис 4. Атлетический тип. Профиль (акромегалия)

Психологические различия между полами - student2.ru 1 Гипертрофию следует здесь понимать не как болезненное расстройство, а исключи­тельно как развитие, превышающее средний уровень.

Кречмер Э. Строение тела и характер



Психологические различия между полами - student2.ru витие жира у атлетических женщин не задержано, а обильно; конечно, оно гармонирует с остальными тканями, прежде всего с костями и мышцами, и, по крайней мере, в наблюдаемых нами случаях не элективно усилено, как у пикников. <...>

С)Пикнический тип

<...> Пикнический тип в среднем возрасте характеризуется силь­ным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при нежной структуре двигательного ап­парата (плечевого пояса и конечностей).

Общее впечатление при выраженных случаях довольно характер­ное: среднего роста плотная фигура, с мягким широким лицом на корот­кой массивной, сидящей между плечами, шее, основательный жирный жи­вот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки. <...>

Если туловище атлетического типа кажется широким, то пикническо­го — глубоким; если трофический акцент лежит на плечевом поясе и кон­цах рук и ног, то — на центре туловища, на бочкообразно расширяющейся книзу грудной клетке и богатом жиром животе. Конечности в среднем скорее коротки, чем длинны.

Пикники имеют определенную тенденцию к ожирению. Характер ожирения также типичен и должен быть сразу замечен не для сравне­ния с атлетиками и астениками, которые не проявляют склонности к ожи-


Психологические различия между полами - student2.ru

Психологические различия между полами - student2.ru

i



Рис 5. Пикнический тип. Фронтальный снимок

Рис 6. Пикнический тип. Профиль

Психологические различия между полами - student2.ru 200Тема 9. Типология индивидуальности

Психологические различия между полами - student2.ru рению, а для сопоставления с известными грубо диспластическими типами (см. ниже). Ожирение пикников держится в умеренных границах и в пер­вую очередь проявляется в склонности к ожирению торса, жир преимуще­ственно отлагается в компактном жирном животе. <...>

Кожа не дряблая, как у астеников, не упругая, как у атлетиков, а мяг­кая и хорошо облегает тело. <...>

d) распределение типов строения тела по группам: циркулярной и шизофрениче<

Наши рекомендации