Тема 7: «Разработка управленческого решения»
Изучить:
1. Сущность управленческого решения. Основные черты управленческих решений.
2. Виды управленческих решений
3. Процесс разработки и реализации управленческого решения
4. Методы принятия управленческих решений
Задание 1: Подготовить реферат по прилагаемой тематике (на выбор, один из вариантов)
1. Эвристические (неформальные) методы принятия решений
2. Коллективные методы принятия решений
- метод «Мозгового штурма»;
- метод Делфи;
- метод Кингисё.
3. Количественные методы принятия решений
Задание 2: Ответить письменно на вопросы к ситуации «Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»» (ситуация в приложении 3):
1. Что вы думаете о процессе принятия групповых решений, практикуемом в Центре систем и исследований? Считаете ли вы, что процесс обеспечивает нечто большее, чем просто принятие хороших решений?
2. Какую роль должны играть разные стили обмена информацией в ходе совещаний группы? Как могут сказываться на таких совещаниях разного рода барьеры на пути обмена информацией?
3. Считаете ли вы, что решение, принятое группой, лучше илихуже того, которое мог принять вице-президент в одиночку? Что вы скажете о затратах времени на принятие решения?
4. Каковы потенциальные моральные и материальные выгоды принятия групповых решений?
5. Какого рода решения в наибольшей мере соответствуют групповому процессу? Каким решениям этот процесс противопоказан?
Тема 8: «Эффективность управленческих решений. Ответственность руководителя за принятое решение».
Изучить:
1. Эффективность управленческих решений и ее составляющие: организационная эффективность, социальная эффективность, экономическая эффективность управленческих решений.
2. Методы расчета эффективности подготовки и реализации управленческих решений.
3. Ответственность руководителя.
Задание 1: подготовить реферат по прилагаемой тематике (на выбор, один из вариантов)
1. Возможные подходы к оценке уровня компетентности решения
2. Ответственность руководителей и ее виды.
3. Типичные ошибки руководителей при принятии решений.
Тема 9: «Организационные структуры управления»
Задание 1: Описать существующие типы организационных структур управления предприятием, выделить их достоинства и недостатки. К каждому типу организационных структур привести по 5 примеров со схемами.
Тест к теме №5
1. Организационная структура управления – это …
- совокупность работников аппарата управления и их деловые отношения;
- совокупность руководящих должностей в аппарате управления;
- совокупность наиболее авторитетных управленческих работников;
- иерархии, подчиненных друг другу уровней управления;
- совокупность взаимосвязанных звеньев и уровней управления.
2. Взаимоотношения, обеспечивающие координацию действий работников, находящихся на одном уровне управления, являются:
- линейными звеньями управления;
- функциональными звеньями управления;
- вертикальными связями управления;
- горизонтальными связями управления;
- прямыми связями управления;
- обратными связями управления.
3. Отношения подчиненности между органами и работниками, находящимися на разных уровнях управления, являются:
- линейными звеньями управления;
- функциональными звеньями управления;
- вертикальными связями управления;
- горизонтальными связями управления;
- прямыми связями управления;
- обратными связями управления.
4. Какая из организационных структур характеризуется большим дублированием функций управления?
- функциональная;
- дивизиональная;
- проектная.
5. В матричной организационной структуре управления …
- проектная структура налагается на линейную;
- проектная структура налагается на функциональную;
- проектная структура налагается на штабную.
6. Какая из бюрократических организационных структур характеризуется большим дублированием функций управления?
- функциональная;
- дивизиональная;
- проектная.
7. Какая из названных организационных структур управления является наиболее простой?
- дивизионная;
- линейно-штабная;
- линейная;
- функциональная.
Тема 10: «Планирование в системе менеджмента»
Изучить:
1. Сущность и цели планирования.
2. Планирование и эффективность организаций.
3. Принципы планирования.
4. Типы планирования.
Задание 1: Дайте краткую характеристику следующим принципам планирования: полнота планирования, точность планирования, ясность планирования, непрерывность планирования, экономичность планирования.
Задание 2: Дайте сравнительную характеристику стратегического и оперативного планирования (сравнительную характеристику представить в виде таблицы).
Задание 3: Предположите, что Вам поручили составление стратегического плана, установите последовательность основных этапов процесса стратегического планирования:
а) анализ стратегических альтернатив;
б) выбор миссии организации;
в) диагностика внутренней среды;
г) анализ делового и фонового окружения;
д) выбор стратегии (формирование портфеля стратегии);
е) оценка стратегии и корректировки;
ж) реализация стратегии;
з) определение целей организации;
и) корректировка стратегии.
Задание 4: Подготовить реферат на тему «Особенности планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах».
Задание 5: Прочитайте 2 отрывка из статей.
«На втором этапе, который должен завершиться уже в ноябре, будет запущен литейный участок (три газовые печи плавки алюминия фирмы MORGAN, литейный комплекс MLDB). В ноябре текущего года планируется доставка оборудования по изготовлению гильз цилиндра, и в частности автоматической линии по обработке гильз цилиндра Weisser. В начале 2010 года будут проведены работы по запуску линии производства колец. В то же время планируется запуск второго литейного комплекса MLDB».
Рис. Три классификации видов планирования на предприятии
«Специалисты IATA уже подсчитали, что в нынешнем году авиаперевозки пассажиров в мире в целом снизятся на 8%, в результате чего общая выручка авиакомпаний упадет до 448 млрд долларов. Тем не менее сейчас очень многие эксперты склонны считать, что пик кризиса уже пройден».
Являются ли эти высказывания планами или прогнозами? Ответ обоснуйте.