Средняя продолжительность предстоящей жизни

Одним из важнейших демографических показателей, характеризующих здоровье населения, является средняя продолжительность предстоящей жизни – это число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста при условии, что на протяжении всей последующей жизни, т.е. при переходе из одной возрастной группы в последующую, старшую, коэффициент смертности будет оставаться таким же, каким он был на годы составления таблицы смертности.

За последние 20 лет в большинстве развитых стран продолжительность жизни увеличивается, а в России она снижается. Продолжительность жизни мужчин в России самая низкая на европейском континенте.

После увеличения продолжительности жизни в России в 60-х годах, в 1965-1980 гг. снижалась, особенно у мужчин, вследствие проявления «болезней цивилизации» (рак, гипертония, сердечно-сосудистые болезни), связанные с курением и употреблением алкоголя и усугубляемых плохим питанием, недостаточной эффективностью профилактической работы служб здравоохранения.

В 1985-86 гг. продолжительность жизни мужчин возросла до 64,9 года, а у женщин – до 74,3 года. Но с 1988 г. кривая вновь поползла вниз, причем еще более резко. В 1992 г. продолжительность жизни мужчин сократилась до 62 лет, у женщин до 73,5. К 2002 году она снизилась до 58,5 у мужчин и 71,9г. у женщин. В 2008 г. в результате снижения смертности в РФ СППЖ повысилась и состовляет 67,9 г., в т.ч. у мужчин 61,8 года, у женщин – 74,2. В РД СППЖ составляет в 2008 г. 74 года, в т.ч. у мужчин – 70,5 лет, у женчин 78,0 лет. Заметную роль в уменьшении продолжительности жизни в России играет рост числа насильственных смертей (самоубийств, отравлений, связанных с алкоголизмом, гибель в дорожно-транспортных происшествиях, убийств).

Показатели средней продолжительности предстоящей жизни рассчитываются на основе повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности (или дожития). Таблицы смертности рассчитываются по косвенному методу и показывают как бы порядок последовательного вымирания гипотетической совокупности лиц, одновременно родившихся.

Для примера рассмотрим упрощенную методику построения этих таблиц.

Возьмем когорту родившихся в 19… году численностью 100 тыс. человек. Из данных государственной статистики нам известно, что в этом году из каждых 100 тыс. умирало в возрасте до 1 года – 2000 детей. Таким образом, для каждого родившегося в 19… г. ребенка вероятность умереть на первом году жизни составит Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru . Поскольку все, кто не умер в данном возрасте, доживут до следующего, вероятность дожить до 1 года для каждого родившегося в 19…г. ребенка составляет 1- 0,02 = 0,98, т.е. 98%. Это значит, что до одного года доживут 100000 х 0,98 = 98000 детей. Далее необходимо определить среднее число живущих в каждом возрастном интервале (так называемое стационарное население), которое соответствует полусумме числа живущих на начало и конец этого интервала. В нашем примере Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru человек. Следовательно, в первый год жизни прожило 99000 детей, или иными словами, на первом году взятой нами когортой было прожито 99000 человеко-лет.

Полученные данные вносятся в таблицу 3 дожития, приняв следующие условные обозначения:

Таблица 3

Таблица дожития

Х I Х d X q Х Рх ℓх Тх I0х
0,02 0,99 99,000    
0,002 0,998    
0,001 0,999    
.    

Х- возраст (в годах);

1х - число лиц, достигших данного возраста (х);

qх – вероятность умереть (смертность в возрасте Х);

dх – число лиц, умерших в возрасте Х;

Pх – вероятность дожить до следующего возраста (Х +I);

Lх – стационарное население;

Tх – общая сумма человеко-лет, прожитых когортой, начиная с возраста Х.

Произведем соответствующие расчеты для второго года жизни:

1. Число лиц, доживших до одного года – 98000;

2. Число умерших на втором году жизни из 98000 – 196 (по данным госстатистики);

3. Вероятность умереть на втором году: Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru

4. Вероятность достичь возраста 2-х лет: 1-0,002 = 0,998;

5. Стационарное население (или сумма человеко-лет, прожитых на втором году): Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru , где 97804 – число детей, доживших до двух лет: 98000 х 0,998=97804

Аналогично рассчитываются и заполняются графы таблиц для последующих возрастных интервалов – вплоть до возраста полного вымирания нашей когорты, который характеризуется нулем в графе, достигших данного возраста (1х), единицей в графе qх (100%-ная вероятность умереть) и нулевой вероятностью выжить. Затем суммируются все числа столбца Lх. Эта сумма соответствует общему числу человеко-лет, прожитых взятой нами когортой родившихся в 19… году с момента рождения: Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru , где n – возраст вымирания. Полученную сумму необходимо разделить на численность когорты. Тогда средняя продолжительность предстоящей жизни для родившегося в 19… году (10 х) составляет: I0 x = Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru

Аналогично, по этой же таблице, рассчитывается продолжительность предстоящей жизни ребенка, которому в 19… году исполнился 1 год и т.д.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение демографии. Что является предметом ее изучения?

2. Что изучает статика населения?

3. Что изучает динамика населения?

4. Что такое естественное движение населения?

5. Какие показатели характеризуют естественное движение населения?

6. Каково значение демографических данных для характеристики здоровья населения?

7. Какова смертность населения в России и в Республике Дагестан?

8. Назовите основные причины смертности населения в России и в Республике Дагестан.

9. Что такое младенческая смертность? Какова ее динамика в России и в Республике Дагестан?

10. Каковы причины младенческой смертности?

11. Что такое перинатальная смертность и каковы ее причины?

12. Назовите показатели смертности и методику их вычисления.

13. Что такое материнская смертность? Назовите показатели материнской смертности в России и Республике Дагестан

14. Какова структура причин материнской смертности в России и Республике Дагестан?

15. Что такое средняя продолжительность предстоящей жизни?

16. Какова средняя продолжительность предстоящей жизни в России?

Метод стандартизации

При сравнении общих показателей необходимо иметь в виду, что на их уровни может оказывать влияние неоднородность составов сравниваемых совокупностей по ряду признаков.

Так, для того, чтобы сопоставить общие уровни летальности по двум больницам и сделать вывод о причинах различий в этих показателях, необходимо проанализировать, однороден ли по нозологическим формам состав больных, лечившихся в этих больницах.

Безусловно, общий показатель летальности будет выше в той больнице, где в составе госпитализированных больных было больше лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями. Наличие разного состава больных в этих больницах не позволяет делать выводы о причинах различий в показателях летальности.

Для сравнения общих показателей, вычисленных из неоднородных по своему составу совокупностей, применяется специальный метод – метод стандартизации.

Стандартизация–метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Метод стандартизации устраняет влияние того или иного фактора на истинные показатели. Метод стандартизации может быть использован только с целью сравнения.

Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей. Наиболее распространенным является прямой метод.

Прямой метод стандартизации состоит из 5 этапов:

1 этап – расчет общих и специальных показателей для двух сравниваемых совокупностей;

2 этап – выбор стандарта;

3 этап – расчет «ожидаемых величин» для каждой группы стандарта;

4 этап – определение стандартизованных показателей;

5 этап – сравнение групп по общим интенсивным и стандартизованным показателям и выводы.

Целесообразно все расчеты представить в виде этапов и оформить в виде таблицы.

Пример:Вычислить стандартизованные показатели летальности 2-х больниц А и Б (по отделениям). За стандарт взять состав больных больницы А по следующим данным:

Таблица 1

Отделения Больница А Больница Б Стандарт. число больных б-цы А Ожидае- мое число умерших в б-це Б Станд. показ. для б-цы Б
Число больных Из них умерло Процент летальности Число больных Из них умерло Процент летальности
Терапев- тическое 5,0 6,0  
Хирурги- ческое 2,0 3,0  
Инфекци- онное 4,0 5,0  
Итого: 4,0 3,8 5,0

1 этап – расчет летальности в больнице А и Б (по отделениям и в целом по больницам)

Процент летальности в терапевтическом

отделении больницы А = Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru

Процент летальности в терапевтическом

отделении больницы Б = Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru и т.п.

Полученные показатели заносим в таблицу 1.

2 этап – выбор стандарта – состав больных больницы А по тяжести заболевания

в терапевтическом отделении - 600 больных

в хирургическом отделении - 300

в инфекционном отделении - 100

Итого: 1000 больных

Полученные данные выписываем в таблицу 1.

3 этап - расчет «ожидаемых величин» - ожидаемое число умерших в больнице Б по отделениям:

В терапевтическом отделении:

Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru из 100 больных умирает 6 чел.

из 600 умерло бы Х

В хирургическом отделении:

Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru из 100 больных умирает 3 чел.

из 300 умерло бы Х

В инфекционном отделении:

Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru из 100 больных умирает 5 чел.

из 100 умерло бы Х

Полученные данные выписываем в таблицу 1.

4 этап– определение стандартизованных показателей в целом по больнице Б.

Из 1000 больных умерло бы 50 чел.

100 «----------- » Х Средняя продолжительность предстоящей жизни - student2.ru

Полученный стандартизованный показатель выписываем в таблицу 1.

5 этап– сравнение общих стандартизованных показателей.

Анализ деятельности в больнице А и Б выявил следующее:

- показатель летальности по больнице А в целом выше, чем в больнице Б (4,0 против 3,8);

- в то же время, показатель летальности по всем отделениям выше в больнице Б (в терапевтическом отделении – 5,0 против 6,0, в хирургическом отделении – 2,0 против 3,0, в инфекционном отделении – 4,0 против 5,0).

Более высокий показатель летальности в больнице А объясняется различиями в составах больных по тяжести заболеваний и преобладанием в ней больных с тяжелыми хроническими заболеваниям, имеющих самую высокую летальность, а более низкий показатель летальности в больнице Б обусловлен преобладанием в ней больных хирургического профиля, имеющих самую низкую летальность.

Таким образом, если бы составы больных в больницах А и В были бы одинаковыми, то летальность была бы выше в больнице Б.

Перечень задач для самостоятельной работы

Задача 1. Вычислить общие и стандартизированные показатели заболеваемости дизентерией в очагах по типу жилищ. За стандарт взять средний возрастной состав живущих в этих видах жилищ.

Возраст в годах Индивидуальные дома Многоквартирные дома
Число жильцов Из них заболевших Число жильцов Из них заболевших
До 2-х л.
2-3 г.
4-14
Итого:

Задача 2. Определить стандартизованные показатели заболеваемости дизентерией в 2-х городах по следующим данным:

Возраст в годах Город А Город Б
Численность населения Число заболевших Численность населения Число заболевших
До 3-х л.
4-7 г.
8-14
15-19
20-49
50 и от.
Итого:

За стандарт взять полусумму возрастного состава населения

Задача 3.Вычислить стандартизованные показатели травматизма в 2-х механических цехах по следующим данным:

Профессии Цех № 1 Цех № 2
Число травм Число рабочих Число травм Число рабочих
Токари и фрезеровщики
Шлифовальщики и заточники
Слесари
Прочие
Итого:

За стандарт принять средний состав рабочих по профессиям.

Задача 4.Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости с ВУТ рабочих 2-х цехов по следующим данным:

Возраст Цех А Цех Б
Число работающих Число дней нетрудоспособности Число работающих Число дней нетрудоспособности
20 л.
Итого:

За стандарт принять средний возрастной состав всех работающих.

Задача 5.Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости дифтерией в группе привитых и не привитых, отличающихся по возрастному составу, по следующим данным:

Возраст Группа №1 Группа №2
Число лиц привитых Число лиц заболевших Число лиц привитых Число лиц заболевших
15-20 л.
21-40
41-60
60 и от.
Итого:

За стандарт взять возрастной состав обеих групп.

Задача 6.Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями, воспитывающихся в разных условиях по следующим данным:

Возраст Дети, посещающие дошкольные учреждения Дети, не посещающие дошкольные учреждения
Всего детей Из них заболело Всего детей Из них заболело
До 1 года
1-3
3-7 л.
Итого:

За стандарт взять сумму составов детей по возрасту, воспитывающихся дома и в дошкольных учреждениях.

Задача 7.Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости рахитом детей до 1-го года жизни в зависимости от характера вскармливания в 2-х поликлиниках по следующим данным:

Характер вскармливания Поликлиника А Поликлиника Б
Число детей Из них с рахитом Число детей Из них с рахитом
1.Грудное вскармливание
2.Смешанное
3.Искусственное
Итого:

За стандарт принять сумму составов детей по характеру вскармливания.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность метода стандартизации?

Приведите примеры.

2. Прямой метод стандартизации показателей и его этапы.

3. Укажите, что можно принять за стандарт, если сравниваются показатели заболеваемости по 2-м городам?

Наши рекомендации