Тема: Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; познакомить с письменным приемом деле­ния трехзначного числа на двузначное при однозначном частном.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками; выполнять деление трехзначного числа на двузначное методом подбора цифры в частном; читать равенства, используя математи­ческую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Решение задач  
Письменное умножение  
Решение уравнений  
Порядок действий в выражениях  

(Далее учащиеся исправляют свои ошибки и выполняют со­ответствующие задания на карточках.) Решение задач

— Заполни схематический чертеж к задаче из контрольной работы и запиши ее решение.

Письменное умножение

- Объясни решение примеров. Выполни умножение по об­разцу.

х327 х 327 х 327

406 460 461

+ 1962 + 1962 + 327

1308 1308 1962

132762 150420 1308

150747

- Выпиши из контрольной работы пример, в котором ты до­пустил ошибку, и реши его.

Решение уравнений

— Продолжи решение уравнений. 24х = 560-80 540-х= 12-40 24-х = 480

- Выпиши из контрольной работы уравнение, в котором ты допустил ошибку, и реши его.

Порядок действий в выражениях

— Найди значения выражений, пользуясь алгоритмом.

1. (...).

2. «•» или «:».

3. «+» или «—».

45 : 45 + (750 • 0 + 25) - 0 : 15

569 • 0 : 45 + 94 : 1 - 65 : 65

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, можно предложить выполнить следующие задания.)

— Решите уравнения.

13 х = 34 + 96

х- 17 = 23 -14

- Выполните действия с именованными числами.

23 ч - 1 мин 25 с = □ ч □ мин □ с

5 сут. 8 ч - 17 ч 30 мин = □ сут. □ ч □ мин

8ц89кг-98кг = □ ц □ кг

2 в. -120 л. = □ в. □ л.

— Решите задачу на смекалку.

Муравьишка и Муравьин нашли 3 пшеничных зернышка. Муравьин понес 2 зернышка, а Муравьишка - 1 зернышко. Му­равьин может донести до муравейника 2 зерна за 12 мин. Муравь­ишка же с 1 зернышком или без него движется в 2 раза быстрее. Если Муравьин понесет 1 зернышко, то он будет двигаться с такой же скоростью, что и Муравьишка с 1 зерном. У муравьев строго: только солнышко сядет, муравьи все ходы и выходы закроют -и спать. А кто опоздал, тот будет ночевать на улице. До закрытия муравейника осталось 11 мин. Каким образом Муравьишке и Му-равьину успеть в муравейник до его закрытия? (Примерный ответ. Муравьишка донесет зернышко до муравейника за 12:2 = 6 (мин). За это время Муравьин унесет два зернышка на половину расстоя­ния. Ему осталось идти с такой же скоростью 12-6 = 6 (мин). В то время как Муравьин с двумя зернышками пройдет один отре­зок пути, Муравьишка без груза навстречу пройдет вдвое больше, т. е. 2 таких отрезка. На это им понадобится 6:3 = 2 (мин). После этого Муравьишка и Муравьин понесут по одному зернышку в те­чение 2 мин до муравейника. 6 + 2 + 2=10 (мин). 10 < 11, значит, Муравьишка и Муравьин успеют в муравейник до его закрытия.)

III. Самоопределение к деятельности

— Решите задачу.

У Саши было 56 руб. Цена мороженого «Топтыжка» 14 руб. Сколько порций мороженого он может купить? (56: 14 = 4 (п.).)

— Как вы нашли частное? (Подбирали числа. 14-2 = 28 (руб.), ост. 32 (руб.) - можно купить еще. 14- 4 = 56 (руб.) — число подходит.)

— Какой метод вы использовали при выполнении деления? (Метод подбора.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на двузначное число методом подбора част­ного.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Посмотрите, как выполнено деление на с. 57.

— Какой первый шаг сделали при выполнении деления? (За­менили делитель числом, оканчивающимся нулем, — число 492 делили не на 82, а на 80.)

— Как называется цифра, которую получили? (Пробная цифра.)

— Почему она так называется? (Пробную цифру надо прове­рить.)

№205 (с. 57).(Устное выполнение.)

Примерные рассуждения учащихся

Чтобы 384 разделить на 96, надо найти цифру частного. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом 90 и будем делить 384 на 90. Для этого 384 разделим сначала на 10, получим 38, затем 38 разделим на 9, получим 4. Цифра 4 не окончательная, а пробная, потому что надо было 384 разделить на 96, а не на 90. Проверим цифру 4: умножим 96 на 4, получим 384, значит, цифра 4 верна.

№206 (с. 57).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментирова­нием, третий и четвертый — самостоятельно (четвертый — по ва­риантам). Самопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,(Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,(Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок,(Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок.(Покружиться.)

Вот присела на минутку,(Присесть.)

Почесала клювом грудку,(Встать, наклоны головы вправо и влево.)

Ис дорожки на плетень,(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири,(Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень!(Прыжки на месте на двух ногах.)

Наши рекомендации