Матрица «рынок—продукт» по Г. Стейнеру
Данная матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях «рынок-продукт». Она может использоваться для:
• определения вероятности успешной деятельности при выборе той или иной стратегии развития предприятия;
• выбора различных видов бизнеса в рамках предприятия.
Вместе с тем, целью анализа рисков предприятия должно являться не только выявление факторов риска, областей определения рисков, их видов и уровней, но и разработка подходов к управлению определенными видами рисков. В этой связи риски предприятия целесообразно подразделить на два вида: предсказуемые и непредсказуемые. Наиболее сложным является процесс управления непредсказуемыми рисками. Однако, опираясь на накопленный опыт и используя конкретную информацию об источниках возникновения рисков, их уровнях и т. п., можно с определенной вероятностью их предсказать.
Temples+I+Long
Причинами актуальности использования модели TEMPLES-анализа являются:
—комплексный подход;
— важность составляющей Т (Technological — технические и технологические аспекты) в настоящее время;
—важность раздельной оценки политических и законодательных факторов;
— важность введения оценки рыночных факторов с возможностью их рассмотрения и в спектре описания рыночных характеристик, и с точки зрения описания рыночных характеристик по модели М. Портера;
— необходимость и важность добавления информационной составляющей в рассматриваемую модель.
Таким образом, модель принимает вид TEMPLES+I (Technology, Economics, Market, Politics, Legal, Ecology, Society + Information)
Факторы макросреды, подлежащие изучению, оценке и описанию
Модель LoNG. Под каждым из уровней в этой модели рассматриваются соответственно Lo (local) — локальный, N (national) — национальный и G (global) — глобальный уровни анализа. В табл. 4 приводятся характеристики совмещенного TEMPLES+I + + LoNG-анализа с описанием по факторам.
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы | Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats | Рассматриваются факторы как внешней, так и внутренней среды |
Политические, экономические, социальные, технологические | Social, Technological, Political, Economical | Порядок рассматриваемых факторов часто определяют в зависимости от важности (для стран с развитой экономикой сначала выделяют социальные факторы, а для стран с развивающейся и переходной экономикой — политические) |
Экологические, юридические | Environmental Legal | К рассматриваемым выше факторам дополнительно оценивают экологическое состояние и природные ресурсы, а также юридические факторы (рассматривается как дополнение к моделям STEP или PEST) |
Матрица экологических угроз и возможностей | Environmental Threats and Opportunities Matrix | Матрица угроз и возможностей внешней среды. Преимущество — введение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий |
Правительство, экономические, технологические, социальные | Government, Economical, Technological, Social | Первичным для оценки является фактор влияния правительства (руководства) рассматриваемой страны |
Техника быстрого сканирования внешней среды | Quick Environmental Scanning Technique | Матрица оценки взаимного влияния факторов внешней среды друга на друга |
Технологические, экономические, рыночные, политические | Technology, Economics, Market, Politics, Legal, Ecology, Society | Расширенная модель оценки факторов макросреды |
Технологические | Совершенствование местных технологий | Широкие технологии страны | Международные технологические достижения |
Экономические | Местный доход | Процентные ставки в стране | Экономический рост стран |
Рыночные | Рыночное окружение организации в данной местности | Рыночная среда на уровне страны | Рыночная среда на международном уровне |
Политические | Предоставление услуг местным советом | Субсидии правительства | Международные торговые соглашения |
Правовые (юридические) | Разрешение на местные лицензии/ планирование | Законодательство страны | Международные соглашения |
Социальные | Рост местного населения | Демографические изменения | Миграционные потоки |
Экологические | Проблемы утилизации местных отходов | Погодные условия страны | Изменение глобального климата |
Информационные | Доступность информации о локальной местности | Доступность информации о стране | Доступность международной информации |
Пример Long + Temples+i
Для нивелирования проблем предлагается модель совмещенного TEMPLES+I + LoNG + + Marketing Mix-анализа в табличном формате. Преимущества заключаются в наличии и качественного, и количественного анализа рассматриваемых факторов, позволяющих формировать выводы по полученным результатам с рассмотрением их в динамике с учетом проведения расчетов по текущему периоду (t), и построении прогнозных значений (t+1).
Учитывая высокую скорость изменения окружающей среды, активную деятельность компаний на внешних рынках и аспекты глобализации, важность грамотного проведения комплексного анализа факторов макросреды возрастает. Результаты анализа макросреды позволяют проводить оценки внешней экономической ситуации, являясь важной частью комплексного маркетингового анализа.
Предлагаемая в статье модель позволит использовать различные способы описания и оценки факторов макросреды, применять качественные и количественные способы, оценивать динамику изменений для мониторинга состояния маркетинговой макросреды и подготовки грамотных управленческих решений.
Инновационный менеджмент