Стратегия фокусирования
Выделяют 3 типа конкурентных стратегий:
1)= лидерство в издержках;
2)= дифференциация;
3)= фокусирования:
3.1)= фокусирование на издержках;
3.2)= фокусирование на дифференциации.
1)= Лидерство в издержках направлено на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы продукта и, соответственно, за счет достижения более низкой себестоимости, чем у конкурентов.
Цель стратегии: поддержать преимущество перед конкурентом по издержкам для получения большей прибыли. При этом следует помнить основные направления снижения себестоимости:
1-экономия на масштабах производства:
-специализация;
-разделение труда;
2-организационные факторы:
-оптимальное соотношение постоянных и переменных издержек;
-управленческая культура;
-возможность получения централизованных субсидий, дотаций и пр;
3-технологии производства:
-уменьшение затрат труда за счет автоматизации и механизации труда;
-эффективное использование сырья;
-совершенность ведения технологического процесса;
4-экономия за счет обучения:
-улучшение в организации производства;
-повышение производительности труда;
5-затраты на вход в отрасль:
-преимущество месторасположения;
-владение источниками дешевого сырья;
-низкая цена труда;
-более низкие издержи за счет соглашений с поставщиками.
Лидерство в издержках дает предприятию следующие преимущества для защиты от 5 конкурентных сил:
=1= компания-лидер может вести наступательную ценовую конкуренцию, обеспечить защиту от ценовой войны, использовать низкие издержки в борьбе за долю на рынке;
=2= лидер лучше защищен от диктата крупных поставщиков, если главным источником преимуществ в издержках является внутренняя эффективность;
=3= крупные покупатели редко могут сбивать цены ниже уровня, обеспечивающего выживание предприятий, имеющих большие издержки;
=4= способность компании-лидера диктовать цены является дополнительным барьером входа в отрасль;
=5= компания-лидер с помощью цен может оградить рынок от товаров-заменителей.
Для принятия стратегии лидерства в издержках необходимо учитывать рыночные условия и возможные риски.
Необходимые рыночные условия:
1-спрос на продукцию;
-высоко эластичен по цене;
-достаточно однороден;
2-перобладает ценовая конкуренция;
3-различие в товарных марках мало значимы для покупателей;
4-наличие крупных покупателей, которые могут диктовать снижение цен;
5-отраслевая продукция стандартизована и ее можно покупать у различных поставщиков;
6-доступ к источникам сырья, РС, другим источникам снижения себестоимости.
Возможные риски, возникающие при выборе стратегии лидерства в издержках:
= увеличение производства одного товара, отказ от обновления продукции;
= появление новинок, сводящих на нет преимущество в издержках;
= новые конкуренты и последователи, которые получают такие же преимущества путем инвестиций в оборудование;
= инфляционный рост в издержках, подрывающий возможность фирмы снижать себестоимость;
= изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества продукта;
= появление новых более совершенных товаров.
2)= Стратегия дифференциации.
В противоположность стратегии лидерства по издержкам эта стратегия направлена на изготовление особой продукции, являющейся модификацией старой продукции. Такая продукция предназначена для потребителя, которого не устраивает стандартная продукция и который готов платить за ее уникальность.
Дифференциация продукции или обособления товара на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) для потребителя с точки зрения качества, методов сбыта, послепродажного обслуживания и т.д.
Кроме продуктовой дифференциации различают:
сервисную - предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, послепродажного обслуживания, обучение и консультирование клиентов и т.д.
имиджа – создание имиджа фирмы и продуктов, с лучшей стороны отличающего фирму от конкурентов;
персонала – наем и тренинг персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов.
Необходимые рыночные условия:
1)- существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями;
2)- существует большое число потребителей, которые признают выделение характеристики ценными для себя;
3)- преобладает неценовая конкуренция;
4)- спрос на продукцию разнообразен по структуре;
5)- признаки дифференциации не могут быть имитированы оперативно и без значительных затрат.
Возможные риски:
-1- дифференциация может превзойти разницу в цене, то есть уровень цены может стать настолько большим, что финансовые соображения станут важнее приверженности к ТМ;
-2- фирма не понимает и не может определить, что составляет ценность для покупателя;
-3- имитация или копирование может скрыть ощутимую разницу товара;
-4- фирма игнорирует доведение до покупателей информации о ценности продукции, полагаясь только на реальную базу дифференциации;
-5- может возникнуть потребность потребителей в дифференцированной продукции, что возможно с ростом их информированности.
3)= Стратегия фокусирования.
Стратегия фокусирования (узкой специализации) – выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с четко ограниченным кругом потребителей.
Стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшие целевые группы потребителей, части товарного ассортимента или какой-либо сферы деятельности.
Данная стратегия отличается от предыдущих стратегий, так как основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночная ниша).
Ниша рынка может быть определена с точки зрения географической уникальности, специальных требований к использованию продукта или его особых характеристик, которые важны только для участников ниши.
Согласно американскому толковому словарю:
«рыночная ниша – это ситуация, вид деятельности, предназначенная для чьих-либо индивидуальных способностей и характера.»
Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие либо недостаток ресурсов, но наиболее важная причина – это усиление входа в отрасль или высокие барьеры входа на рынок.
Поэтому стратегия фокусирования присуща небольшим предприятиям, хотя ею могут воспользоваться и крупные фирмы.
При выборе такой стратегии следует помнить, что потенциал бизнеса ограничивается и прибыль может быть упущена.
Выделяют 3 направления фокусирования:
1- когда в пределах выбранного сегмента фирма старается получить преимущество в издержках;
2- усиливает дифференциацию продукции;
3- осуществляет и то, и другое.
Основными усилиями выбора данной стратегии является:
= потребности покупателей в данном товаре разнообразны;
= существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятий;
= размер рыночной ниши имеет потенциал роста;
= конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве КФУ (концентрация на рыночной нише связана со значительными затратами, трудностями);
= ресурсы предприятия не позволяют обслуживать весь рынок, но оно может качественно обслуживать потребителей рыночной ниши.
Основные рыночные риски:
= рыночная ниша становится настолько привлекательной, что наполняется конкурентами;
= различия в ценах специализированных предприятий и предприятий, работающих на всем рынке, могут стать настолько большими, что потребители откажутся от преимуществ специализированных товаров;
= различия между потребностями целевого сегмента и всего рынка могут сократится;
= конкуренты могут проникнуть на выбранный целевой рынок и достичь более высокого уровня специализации.
Вопросы для самопроверки:
1. Особенности стратегии лидерства в издержках;
2. Характеристика стратегии дифференциации;
3. Условия применения стратегии фокусирования:
= фокусирования на издержках;
= фокусирования на дифференциации