Рынки 20 крупнейших СМА Соединенных Штатов
Место по величине | Стандартный метрополитенский ареал | Численность населения, человек |
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк | 9 120 000 | |
Лос-Анджелес ― Лонг-Бич, штат Калифорния | 7 478 000 | |
Чикаго, штат Иллинойс | 7 104 000 | |
Филадельфия, штат Пенсильвания | 4 717 000 | |
Детройт, штат Мичиган | 4 353 000 | |
Сан-Франциско ― Окленд, штат Калифорния | 3 251 000 | |
Вашингтон, округ Колумбия | 3 061 000 | |
Даллас – Форт-Уорт, штат Техас | 2 975 000 | |
Хьюстон, штат Техас | 2 905 000 | |
Бостон, штат Массачусетс | 2 763 000 | |
Нассау – Саффолк, штат Нью-Йорк | 2 606 000 | |
Сент-Луис, штат Миссури | 2 356 000 | |
Питтсбург, штат Пенсильвания | 2 264 000 | |
Балтимор, штат Мериленд | 2 174 000 | |
Миннеаполис – Сент-Пол, штат Миннесота | 2 114 000 | |
Атланта, штат Джорджия | 2 030 000 | |
Ньюарк, штат Нью-Джерси | 1 966 000 | |
Анахейм – Санта-Ана ― Гарден гроув, штат Калифорния | 1 933 000 | |
Кливленд, штат Огайо | 1 899 000 | |
Сан-Диего, штат Калифорния | 1 862 000 |
Врезка 9. Ночные горизонты ― новая возможность
Для деятелей рынка
Профессор Марри Мелбин выдвинул тезис о том, что новые горизонты открываются для Америки не в космическом пространстве, а во времени земных суток. Все большее число людей, особенно в городах, бодрствуют всю ночь. Мелбин подтверждает свой тезис статистическими данными. В 1977 г. примерно 13,5 млн. человек ― 18% всей рабочей силы ― полностью или частично трудились в ночную смену. В 1929 г. ни одна бостонская радиостанция не работала ночью. В 1974 г. 57% радиостанций города вели круглосуточное вещание. Доля американских домохозяйств, принимающих телевизионные передачи в интервале с часу ночи до семи утра, возросла с 4,4% в 1973 г. до 5,8% в 1977 г.
Бодрствующие по ночам создают новые рынки. Допоздна остаются открытыми предприятия общепита. Магазины товаров повседневного спроса работавшие раньше по 16 часов в сутки, сейчас во многих случаях перешли на круглосуточный режим работы, и 20% их общего оборота приходится на время от полуночи до семи часов утра. За период с 1973 по 1977 г. число ночных деловых переговоров по телефонным сетям фирмы «Белл систем» выросло более чем на 50%. В Балтиморе успешно проводятся послеполуночные экскурсионные поездки по городу, получившие название «Турне для полуночников». Колледж «Тритон комьюнити» в г. Элк-Гроув, штат Иллинойс, предлагает занятия в ночную смену, и главная трудность ― поиски преподавателей, а не студентов. В скором времени, по мере увеличения числа бодрствующих по ночам, у нас, возможно, появятся круглосуточно работающие универмаги и модные магазинчики.
Таблица 3
Влияние перемен в составе населения на конъюнктуру
В трёх сферах деятельности
Тенденция | Авиакомпания | Одежда | Бытовая электроника |
Поколение времен «детского бума» входит в средний возраст | С годами у многих будет появляться все больше свободных денег для оплаты путешествия + + + | С годами будут больше тратить на одежду, переходя от покупки дешевой повседневной одежды к более высококачественной + + + | Растущие доходы обеспечат средства для приобретения стереосистем, телевизоров и другой аппаратуры более высокого качества + + |
Растет число пожилых людей | У них есть время на путешествия, но инфляция может лишить их необходимых для этого средств + | Пожилые меньше тратятся на одежду | Спрос небольшой, часто вынуждены обходиться устаревшей аппаратурой |
Растет число работающих женщин | Второй источник доходов позволяет большему числу женщин совершать поездки; растёт число одиноких женщин, располагающих деньгами + + + | Деловым женщинам нужно больше одежды, и они располагают деньгами для её покупки + + + | Способны покупать товаров больше и более высокого качества + + |
Измельчение семейных ячеек | Располагают большей суммой доходов после уплаты налогов в расчете на каждого члена семьи; считают воздушный транспорт экономически выгоднее наземного + + | Тенденция к приобретению высококачественных товаров, обеспечивающих более высокие прибыли розничной торговле + + | Большая сумма доходов в расчете на человека; электронные развлечения вытесняют прочие виды семейных занятий + + |
Примечание. + + + ― весьма положительное влияние, + + ― положительное влияние,
+ ― слабое положительное влияние
Экономическая среда
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.
Ответной реакцией многих американцев на сегодняшнюю экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, они стали покупать больше товаров «магазинных марок» и меньше товаров «общенациональных марок». Многие фирмы стали выпускать «экономичные» варианты своих товаров, а в рекламных обращениях делать упор на привлекательность цен. Некоторые потребители отложили покупки товаров длительного пользования, другие ― наоборот, ускорили их из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся на 10%. Многие семьи почувствовали, что большой дом, две машины, путешествия за границу и получение высшего образования в частных учебных заведениях им уже не по карману. В тo же время, как видно из табл. 4, произошло перераспределение процентных долей затрат по ряду товарных категорий, например затраты на продукты питания и одежду.
Таблица 4
Распределение расходов на потребление, %
Цель затрат | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. |
Продукты питания, напитки, табак | 27,1 | 23,8 | 21,9 |
Жилье | 14,8 | 15,2 | 16,3 |
Операции по уходу за жильем | 14,2 | 14,2 | 13,7 |
Транспорт | 13,1 | 12,5 | 14,5 |
Медицинское обслуживание | 7,2 | 8,1 | 9,9 |
Одежда, аксессуары, драгоценности | 8,9 | 9,0 | 7,4 |
Отдых и развлечения | 5,5 | 6,6 | 6,4 |
Расходы на личные нужды | 4,3 | 5.1 | 5,3 |
Расходы на личную гигиену | 1,6 | 1.8 | 1,4 |
Прочие нужды | 3,3 | 3,7 | 3,2 |
Деятели рынка должны обращать внимание и на характер распределения доходов. А распределение доходов в Соединенных Штатax до сих пор носит крайне неравномерный характер. Лидируют потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере затрат которых никоим образом не сказались последние события в экономике и которые остаются основным рынком сбыта предметов роскоши (таких, как автомобили «Роллс-ройс» стоимостью от 100 тыс. долл. и выше) и дорогостоящих услуг (таких, как кругосветные морские путешествия стоимостью от 10 тыс. долл. и выше).
Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничивающие себя в расходах, но все равно чувствующие себя вполне уютно и способные приобретать дорогую одежду, антикварные изделия, второй катер или второй дом. Рабочий класс практически не должен выходить за рамки приобретения самого необходимого из пищи, одежды и крова и должен всеми силами стараться что-то сэкономить. И наконец, представители низших слоев общества (люди, живущие на пособия по социальному обеспечению), а также многие пенсионеры вынуждены считать каждый цент при совершении даже самых необходимых покупок.
Деятели рынка должны учитывать и географические различия в структуре распределения доходов. (Скажем, город Хьюстон стремительно растет, в то время как Детройт хиреет.) Они должны сосредоточивать свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности.
Природная среда
В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. В своей книге «Безмолвная весна» Рейчел Карсон5 рассказала об ущербе, наносимом воде, почве и воздуху определенными отраслями промышленной деятельности. Возникли группы бдительности, такие, как « Сьерра-клаб» и «Друзья Земли», а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей среды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.
ДЕФИЦИТ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но некоторые группы защитников окружающей среды видят в перспективе угрозу для них. Эти группы выступают за запрещение продажи некоторых препаратов в аэрозольной упаковке, поскольку они могут нанести потенциальный вред слою озона в атмосфере. А с водой в ряде районов мира проблемы возникли уже сегодня.
Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Чтобы сберечь почву и обеспечить достаточное количество лесоматериалов для удовлетворения спроса в будущем, фирмы, занимающиеся лесоразработками, должны восстанавливать насаждения на вырубленных площадях. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены и все больше отводится под жилищное строительство и для коммерческого использования.
Серьезная проблема возникает в связи с истощением таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.
Сегодня, кажется, уже ощущается нехватка платины, золота, цинка и свинца… К концу столетия даже при росте цен дефицитными могут стать серебро, олово и уран. При сохранении нынешних уровней потребления к 2050 г. могут истощиться запасы и ряда других полезных ископаемых6.
Даже при наличии исходного сырья деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться и потребовать гораздо больших расходов. А переложить эти издержки па плечи потребителя будет, вероятно, нелегко. Фирмы, занимающиеся научно-исследовательскими и изыскательскими работами, могут частично снять остроту проблемы, открыв новые ценные источники сырья и создав новые материалы.
ВЗДОРОЖАНИЕ ЭНЕРГИИ. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с одним из невозобновляемых видов природных ресурсов ― нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти (подскочившая с 2,23 долл. за баррель в 1970 г. до 34,00 долл. за баррель в 1982 г.) породила лихорадочные поиски альтернативных энергоносителей. Снова стал популярным каменный уголь, ведутся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Только в области использования солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для обогрева жилых помещений и прочих целей7.
РОСТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Подумайте об удалении отходов химических и ядерных производств, об опасном уровне содержания ртути в водах морей и океанов, о содержании ДДТ и других химических загрязнителей в почве и продуктах питания, а также о засорении среды бутылками, изделиями из пластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению.
Озабоченность общественности открывает перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую возможность. Создается емкий рынок средств по борьбе с загрязнением, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие по технологии рециркуляции исходных материалов. Начинаются поиски альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда окружающей среде8.
РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.