Конструирование учебника, учебного пособия
Профессионализм педагога, на наш взгляд, проявляется в создаваемых им учебниках, учебных и методических пособиях. Составление учебных пособий - работа сложная и одновременно творческая. Ее основная цель не только обеспечение системы знаний по соответствующей отрасли науки, но и содействие самостоятельному освоению учебной информации, ее применению к решению задач, соответствующих профессиональным склонностям студентов, развитию их интеллектуальных способностей, формированию профессионально важных качеств и т.д.
В связи с этим педагогу при создании учебника, учебного пособия
необходимо по возможности обеспечить:
· реализацию основных психологических концепций обучения;
· основных дидактических принципов обучения;
· такое конструирование учебной информации, чтобы учебное пособие
способствовало более эффективной познавательной деятельности учащихся,
обладающих различными когнитивными стилями.
Наше представление о принципах конструирования учебного пособия, с одной стороны, как бы синтезирует мнения участников круглого стола по проблеме создания и использования учебника /95/, а с другой стороны – оно получило реальное воплощение в учебных пособиях со структурно-логическими схемами по курсу «Насосы, вентиляторы, компрессоры» и «Психологические основы учебно-педагогической деятельности», а также в методическом пособии «Гидромеханика».
При этом, по мнению М.В. Гамезо, учебник нового типа, который предназначен учащемуся и рассчитан на возможность овладения курсом самостоятельно или при минимальной помощи преподавателя, сконструирован и ориентирован на закономерности смыслового чтения, что предполагает: общую ориентировку в тексте, структурирование смыслового содержания с учетом решаемой задачи, свертывание (конденсацию информации), развертывание информации на основе принятой схемы припоминания. В учебнике должны быть в максимальной мере задействованы имеющиеся в социальном опыте знаковые средства и модели, обеспечивающие выявление, переработку и свертывание нужной информации. «Дедуктивный» принцип построения, вообще учебника, для вуза особенно, является главным, определяющим, что не исключает... порой и необходимости иных форм построения» /95, с. 66-68/.
И.С. Якиманская подчеркивает, что учебник выполняет две основные функции информационную и развивающую, которые должны быть органично слиты. Реализация информативной функции учебника обеспечивается, если он построен в соответствии с дидактическими принципами: научности, системности, доступности, наглядности излагаемых знаний и т.д. «Реализация развивающей функции предполагает знание закономерностей умственного развития ребенка и умение их использовать при построении учебника». Недостаточно разработанная и слабо представленная в учебниках технология усвоения не обеспечивает возможность слияния общественного (чужого) и индивидуального (личного) опыта /95, с. 69-70/.
А.А. Вербицкий, выделяя функции текста, контекста и подтекста, видит учебник как средство развития творческой личности специалиста и отмечает, что создание контекстного учебника позволит на более содержательном уровне решать ставшие уже «классическими проблемы стыковки учебных предметов, установления межпредметных связей, создания в учебнике синтетической картины мира и «мира профессии» /95, с. 75/.
Выясним, насколько разработанные нами учебные пособия со структурно-
логическими схемами соответствуют приведенным выше принципам конструирования учебника.
1. Поскольку конструирование учебной информации в виде структурно-логических схем способствует активизации психических познавательных процессов и познания в целом, что было доказано в 4.4.1., то включение СЛС в
учебное пособие способствует увеличению его развивающих функций.
2. Представление учебной информации в виде СЛС удовлетворяет дидактическим принципам системности, наглядности, доступности и др.
3. В разработанных нами учебных пособиях применен главным образом дедуктивный принцип построения учебной информации.
4. Включение СЛС в учебное пособие, как показывает проведенный в 4.4.2 анализ, свидетельствует об эффективности восприятия и переработки информации обладателями разных когнитивных стилей.
5. Задачи-задания различной степени сложности по разным темам учебной дисциплины, включенные в учебные пособия, также обеспечивают его развивающие функций и способствуют формированию психологической готовности к профессиональной деятельности, если задачи-задания имеют практическое значение для будущей профессиональной деятельности студента.
Отзывы студентов-заочников свидетельствуют о том, какое значение имеет учебное пособие со структурно-логическими схемами при самостоятельном изучении соответствующей дисциплины.
Влияние структурно-логических схем на активизацию и эффективность познавательной деятельности студентов обосновано проведенным анализом и экспериментом, который подтвердил повышение уровня мыслительной деятельности у студентов, использующих СЛС, по сравнению с теми, кто изучал ту же дисциплину при традиционном представлении информации.
Таким образом, считаем доказанным целесообразность использования СЛС в учебном процессе и включения их в учебные пособия.
Выводы
1.Теоретической основой технологий проектирования учебного процесса, предмета, учебной информации являются принципы гуманизации образования, развития личности, основные психологические концепции обучения,концепция формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
2. При разработке технологий проектирования учебного процесса особое внимание следует уделять установлению междисциплинарных связей, т.к. при этом: 1) формируется система взаимосвязанных знаний; 2) сокращается время на освоение этих знаний; 3) формируется мотивация познавательной деятельности студентов при изучении разных дисциплин.
3. При конструировании учебного предмета с целью формирования системного теоретического знания следует считать целесообразным: дедуктивно-индуктивный принцип построения учебной дисциплины; раскрытие логических связей и отношений между разделами и темами изучаемой дисциплины и внутри этих разделов и тем; разработку метода преподавания дисциплины и системы контроля знаний и уровня развития интеллектуальных способностей школьников, студентов;
4. Конструирование учебной информации с целью формирования системы знаний, развития интеллектуальных способностей студентов следует осуществлять с учетом их когнитивные стилей – индивидуальных стилей восприятия и переработки информации, стилей мышления – интеллектуальных
5. Результаты анализа свидетельствуют о том, что конструирование учебной информации в виде структурно-логических схем (СЛС) способствует активизации психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, познавательной деятельности в целом и на восприятие и переработку информации учащимися. Так «правополушарным» и «право-левополушарным» (чаще синтетикам) СЛС помогают проводить анализ информации, одномоментно представленной на схеме, а «левополушарным» и «лево-правополушарным» (обычно аналитикам) СЛС помогают увидеть информацию в целом. Кроме того, СЛС способствуют как запечатлению информации, так и запоминанию ее по смысловому, логическому принципу.
6. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 80,5 % студентов лучше понимают и осмысливают материал курса «Насосы, вентиляторы, компрессоры» при применении структурно-логических схем. Они отмечают, что СЛС активизирует их познавательную деятельность, а проведение лекций в форме диалога с применением СЛС способствует развитию их мышления. 7,3 % студентов имеют противоположное мнение, 12,2 % студентов затрудняются ответить на вопросы анкеты. Все это свидетельствует о целесообразности применения СЛС и разработанного на их базе метода преподавания как технических, так и гуманитарных дисциплин.
7. При конструировании учебника, учебного пособия, рассчитанного на самостоятельную работу студентов по овладению курсом, необходимо обеспечить: 1) реализацию основных психологических концепций обучения; 2) реализацию основных дидактических принципов обучения; 3) такое конструирование учебной информации, при котором учебное пособие способствовало бы эффективной познавательной деятельности учащихся, студентов, обладающих различными когнитивными стилями. В соответствии с этим в учебники, в том числе компьютерные, следует включать (наряду с концептуальной информацией) структурно-логические схемы – СЛС.
8. Структурно-логические схемы при переводе на компьютер из статических становятся динамическими и могут служить дидактической основой компьютерных обучающих программ, учебников и комплексов.
9. Структурно-логические схемы по курсу «Прикладная психология» помогают студентам при меньших затратах времени более глубоко разобраться с основными закономерностями и положениями психологии: коллектива, общения, личности, познания, узнать свои индивидуальные особенности и профессиональные склонности. Эти знания являются основой самовоспитания,
саморазвития личности-индивидуальности школьника, студента.
Вопросы
1. Цели и содержание психолого-педагогических технологий проектирования образовательного процесса в вузе?
2. Каковы особенности проектирования учебного процесса при
индивидуализации обучении?
3. Каковы особенности проектирования учебного процесса при личностно ориентированном обучении?
4. Теоретические принципы проектирования учебного предмета?
5. Как следует проектировать учебную информацию, чтобы она в большей степени соответствовала индивидуальным особенностям восприятия и переработки информации студентами?
4. Чем определяется целесообразность обобщения учебной информации и ее представление крупными блоками?
5. Особенности и целесообразность конструирования учебной информации в виде структурно-логических схем (СЛС)?
6. Психолого-педагогические принципы проектирования учебника, выполняющего информационную и развивающую функции?
7. Почему в учебно-методических пособиях целесообразно учебный материал представлять не только в знаковой форме (текстовой), но и в обобщенной, например, в виде структурно-логических схем?
8. Особенности и целесообразность методики обучения общетехническим, специальным дисциплинам и психологии на базе СЛС?