ДНЕВНЙК — литературная форма в виде регулярных записей
5 ведущихся в хронологическом порядке. Значительной особенно-? стью дневника является его субъективная форма: рассказ о событиях ; всегда ведётся от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора. В художественном произведении иногда используется дневник литературного героя (например, «Дневник
Печорина» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, дневник
; доктора Борменталя в «Собачьем сердце» М.А. Булгакова). Форма
; дневника служит психологическому раскрытию внутреннего мира персонажа или автора.
ДОЛЬНИК — стихотворный размер, сохраняющий ритмиче скую картину трёхсложного размера, однако количество безударных слогов между двумя ударными колеблется (безударные слоги «вы падают»). Группа слогов, объединённых одним ударом, называется долей, и в зависимости от числа таких долей данный дольник называ ется двухдольником, трёхдольником и т.д. Использование дольника
218 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
впервые отмечается в XIX веке (М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет). В ак тивное обращение дольник входит на рубеже XIX — XX веков в твор честве А. А. Блока, А. А. Ахматовой, А. Белого и др.
Например, у А. А. Блока:
В густой траве пропадёшь с головой,
В тихий дом войдёшь, не стучась...
ДРАМА (от греч. draта — действие) - 1. Один из родов худо жественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма пред назначается для постановки на сцене. Основным элементом драма тического произведения является изображаемое действие, иногда действие-поступок, выраженное в ремарках, иногда действие-слово. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме явля ется их собственная речь (диалоги, монологи, реплики). Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки, атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как пра вило, ремарками. Природа сюжета драмы своеобразна — он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и т. п.).
2. Драматический жанр, представляющий собой пьесу с острым конфликтом, находящим в финале своё, но отнюдь не трагедийное или комедийное разрешение. Драма как жанр соединяет в себе тра гическое и комическое начала, поэтому её часто называют средним жанром. Выделяют бытовую, психологическую, символическую, героическую, романтическую, социально-философскую драму. При мером драмы в русской литературе может быть «Гроза» А. Н. Остров ского, «На дне» М. Горького.
Ж
ЖАНР (от франц. geпгe — род, вид) — исторически сложивший ся и развивающийся тип художественного произведения. В совре менном литературоведении термин употребляется для обозначения литературных видов, на которые делится род. Например, эпические жанры — роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т.д. К лириче ским жанрам относятся ода, дружеское послание, эпиграмма, элегия, сатира, сонет и т. д. К драматическим — трагедия, комедия, драма.
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы . 219
мелодрама, водевиль и т.д. В классификации жанров важную роль играет историческое развитие литературы, проявившееся в литера турных направлениях. Так, для классицизма и романтизма харак терна строгая упорядоченность жанров, а внутри реалистического направления жёсткие жанровые системы практически не существуют (например, роман в стихах, поэма в прозе, стихотворение в прозе как синтетические формы).
ЗАВЙЗКА — начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий после дующее развёртывание действия художественного произведения. Обычно завязка даётся в начале произведения, но может быть вве дена и в другом месте. Например, о решении Чичикова (Н. В. Гоголь «Мёртвые души») скупать души умерших крестьян сообщается в конце первого тома поэмы.
ЗАГЛАВИЕ (НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ) - важнейший компонент произведения, находящийся вне его основной части, но занимающий в нём наиболее сильную позицию; первый элемент, с которого начинается знакомство читателя с текстом.
Основными функциями заглавий являются:
— номинативная (назывная) — исторически сложившаяся исход ная функция заглавий. Называя текст, автор выделяет его среди других произведений;
— информативная — универсальная функция, так как всякое заглавие в той или иной мере несёт информацию о тексте и от ражает содержание произведения;
— ретроспективная — заглавие требует возвращения к нему после прочтения произведения, поскольку заглавие не только выра жает содержание литературного произведения, но и должно заинтересовать, заинтриговать читателя;
— экспрессивно-апеллятивная — заглавие может выявлять ав торскую позицию, а также психологически готовить читателя к восприятию текста.
220 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Заглавие вводит читателя в мир произведения:
— выражает основную тему, намечает главные сюжетные линии, определяет основной конфликт («Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир»
Л. Н. Толстого, «Реквием» А. А. Ахматовой);
— называет главного героя произведения («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова);
— выделяет сквозной персонаж текста («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького);
— указывает на время действия («19 октября» А. С. Пушкина, «Пол день» Ф. И. Тютчева, «Вечер» А. А. Фета, «Зимняя ночь» Б.Л. Па стернака, «В августе сорок четвёртого...» В. О. Богомолова);
— обозначает основные пространственные координаты («Вы хожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова, «В ресторане»
А.А. Блока, «ТихийДон» М.А. Шолохова);
— создаёт эффект ожидания («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Заглавия строятся по определённым структурным моделям, кото рые основаны на обших языковых синтаксических закономерностях, но вместе с тем обладают своими специфическими чертами, прису шими только заглавиям.
Заглавия могут быть представлены:
—одним словом («Гроза» А.Н.Островского, «Крыжовник»
А. П. Чехова);
— сочинительным сочетанием слов («Преступление й наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова);
— подчинительным словосочетанием («Человек в футляре»
А. П. Чехова, «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина);
— предложением («Необычайное приключение, бывшее с Влади миром Маяковским летом на даче» В. В. Маяковского, «Где-то гремит война» В. Астафьева).
Заглавие может представлять В. В. Маякоовкого,,Живой труп» («Лето господне» И. С. Шмелёва, ,Н. С. Лескова) и т. д.
собой троп («Облако в штанах»Л. Н. Толсттго), реминисценцию «Леди Макбет Мценского уезда»
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
ЗВУКОПИСЬ — система звуковых повторов тех или иных эле ментов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных
и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и т. п.
В системе звукописи важную роль играют аллитерации, ассонан сы, звукоподражания.
Например, в стихотворении А. Вознесенского:
Мы — противники тусклого, Мы приучены к шири — Самовара ли тульского Или«Ту-104».
ЗООМбРФНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ (от греч. хооп - животное, тогрЬе — форма) — превращение человека в животное или появле ние у него каких-либо характерных зоологических признаков. На пример, пользующийся славой чародея князь Всеслав Полоцкий, герой «Слова о полку Игореве», обернувщись в волка, успевал за одну ночь преодолевать огромные расстояния от Киева до Тьмуторокани, соперничая в своём стремительном беге с самим языческим богом солнца Хорсом.
И
ИДЕОЛОГ — выразитель или защитник идеологии какого-либо общественного класса, общественно-политического строя или на правления.
Своеобразное представление о герое-идеологе формирует М. М. Бахтин, анализируя романы Ф. М. Достоевского. Характер ге роя-идеолога определяется не столько влиянием социальной среды, сколько сущностью исповедуемой человеком идеи. Для Достоевского причина преступления Раскольникова («Преступление и наказа ние») в его теории, а не в его бедности (хотя последняя не сбрасыва ется со счёта, а сама теория имеет социальные истоки).
Герой-идеолог в романах Достоевского занимает соверщенно особое место. К саморазвитию характера, свойственного персонажу реалистического произведения, добавляется ещё и свобода, и полно та в выражении идеи.
222 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
ИДЕЯ (греч. Шеа — понятие, представление) — главная мысль ху дожественного произведения, выражающая отношение автора к дей ствительности. Понять идею произведения можно только в совокуп ности и взаимодействии всех художественных образов произведения. Например, главной идеей стихотворения А. С. Пушкина «Арион» является верность лирического героя идеалам декабризма.
ИМАЖИНЙЗМ (от франц. 1гааве - образ) - течение в русском декадансе. Имажинисты утверждали приоритет самоценного обра за, формы над смыслом, идеей. Приверженцы имажинизма видели задачу творчества в придумывании небывалых ранее образов и слов. Одно время к имажинистам примыкал С. А. Есенин.
ИНВЁРСИЯ (от лат. шуегаоп - перестановка) - стилистическая фигура, состояшая в нарушении обшепринятого порядка слов. На пример, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням...
Инверсия позволяет актуализировать смысл какого-либо слова, придавая речи особую выразительность.
И Н Т Е Р П Р Е Т А Ц И Я — познавательно-творческое освоение худо жественного содержания произведения, результатом которого явля ется постижение его смысловой и эстетической целостности.
Интерпретация литературного произведения предполагает:
— отношение к тексту как к целостности, художественно воспро изводящей действительность;
— признание возможности вариативного истолкования текста на основе многозначности художественного образа;
— необходимость диалогических отношений с автором интерпре тируемого текста, строящихся на принципах доверия и кри тичности;
— включение механизмов эмоционально-образного и логико-понятийного постижения текста.
Например, Б. М. Гаспаров интерпретирует содержание и структуру поэмы А. Блока «Двенадцать» в свете теории карнавала М. М. Бахти на. Действие произведения, как выявляет исследователь, происходит
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
в дни святок. Именно это время действия, накладывающее на про исходящие в поэме события отпечаток святочного карнавала, объяс няет, по мнению Б.М. Гаспарова, возможность появления в поэме о революции образа Христа. Всё происходящее на улицах зимнего города, как полагает интерпретатор, напоминает театрализованное действие. Среди персонажей выделяются лубочно-обобщённые обра зы — «долгополый», буржуй, барыня в каракуле, писатель-вития. Их движения (скользят, падают, ковыляют) напоминают механические движения кукол в балаганном представлении. Атмосферу карнаваль ного представления создают «голоса» с улицы (крики проституток, крики патруля, ружейная пальба и т.д.). Стихия народного театра даётся параллельно организованному сценическому действию и со здаёт эффект разрушения границ между «литературной» и «реаль ной» жизнью. Сквозной лейтмотив поэмы («Вдаль идут державным шагом») организован по принципу шествия ряженых, в финале оно превращается в парад-апофеоз с лубочно-декоративной фигурой Христа, в руках которого, как пасхальная хоругвь, развевается крова во-красный флаг. Процессия, следующая за Христом, воспринима ется как его «свита», состоящая из божьих «ангелов», или двенадцати апостолов. Б. М. Гаспаров указывает на апокалипсический характер карнавала: «конец света» — это отрицание, разрушение привычного мира, но это «весёлое» разрушение.
Современные исследователи Питер Вайль и Александр Генис предлагают свою интерпретацию основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главными идейными противниками, по их мнению, являются «цивилизатор» Базаров и «охранитель тра диций» Кирсанов. Базаров считает, что где-то существует «формула благосостояния и счастья», которую необходимо отыскать и пред ложить человечеству, и ради этого «стоит пожертвовать некоторыми несущественными мелочами». «Цивилизатор» не предполагает созда вать что-либо заново, он планирует разрушить уже имеющееся. Мир, «сведённый к формуле, превращается в хаос», и носителем этого хаоса становится Базаров. Однозначности базаровской «формулы» противостоит «многообразие системы», которую олицетворяет собой Павел Петрович Кирсанов. Этот герой Тургенева убеждён в том, что благосостояние и счастье заключаются в ином — накоплении, сум мировании, сохранении. В столкновении «цивилизаторского порыва
224 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
с порядком культуры» и заключён, по версии интерпретаторов, ос новной конфликт произведения. Поскольку нафос разрушения и пе реустройства оказался неприемлем для Тургенева, он заставляет Базарова «проиграть».
ИНТЕРЬЕР (франц.ш(епеиг- внутренний) - внутреннее про странство здания или помещения в здании; в художественном про изведении — изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют персонажи. Интерьер может быть насыщен разнообраз ными подробностями и предметными деталями.
Таков, например, интерьер дома Манилова (Н. В. Гоголь «Мёрт вые дущи»): «прекрасная мебель, обтянутая щегольской щёлковой материей», «щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя ан тичными грациями, с перламутным щегольским щитом»; «стены были выкращены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с зало женною закладкою» и т.д.
ИРОНИЯ (от греч. eпоnе1a — притворство, насмещка) — один из способов авторской оценки изображаемого, иносказание, выражаю щее насмешку. Ирония — не смех, а насмешка, и рассказчик внешне может быть серьёзен. Простодушно высказанная ирония переходит в шутку, злая ирония — в сарказм.
Например: «...он, видно, так и родился на свет уже совершенно го товым, в вицмундире и с лысиной на голове» (Н. В. Гоголь), «... и с не объятно широкими и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды» (И. А. Гончаров).
А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» с помощью ирониче ского словосочетания характеризует одного из гостей на именинах Татьяны Лариной;
Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков.
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев характеризует слугу Кирсановых Петра как «человека новейшего усовершенствован ного поколения», иронизируя над взглядами «детей». И. В. Гоголь в «Мёртвых душах» называет прокурора «отцом и благодетелем всего города», хотя тут же выясняется, что он взяточник и хапуга.
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
«ИСКУССТВОДЛЯИСКУССТВА» («ЧИСТОЕ ИСКУССТ ВО») — общее название эстетических концепций, утверждающих са моцельность художественного творчества и независимость искусства от общественно-политических обстоятельств и условий. Например:
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
(А. С. Пушкин. «Поэт и толпа»)
К
КАТРЁН (ЧЕТВЕРОСТИШИЕ) - строфа, состоящая из четырёх строк, связанных общими рифмами, имеющая завершённый смысл. В катрене используются разнообразные типы рифмовки;аЪЬа, аЬаЬ,aаЬЬ. Наиболее распространённая - перекрёстная (аЬаЬ).
Например, стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» состо ит из семи четверостиший-катренов;
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит...
КЛАССИЦИЗМ (от лат. cкssкиз- образцовый) - художест венное направление и стиль в искусстве и литературе XVII — начала XIX вв., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил (напри мер, правила «трёх единств»; времени, места, действия), отражение жизни в идеальных образах, а также обращение к античному насле дию как к норме. Представителями классицизма в русской литера туре были В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П, Сумароков, Г.В.Державин.
1$. Зал. N0 }Э
226 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
КОНТЁКСТ — речевое или ситуативное окружение всего произ ведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляет ся смысл и значение слова, фразы и т.д. Например; об уникальности метафорического образа кинжала в одноимённом стихотворении А. С. Пушкина можно судить, рассматривая его в общем контексте мотивов кинжала в русской поэзии («Кинжал» М. Ю. Лермонтова, «Кинжал» В.Я. Брюсова и др.).
КОНЦОВКА - заключительный компонент всего произведения или какой-либо его части. В поэзии — завершающая строка, часто афористическая. Например: «И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей!» (А. С. Пушкин. «Пророк»); «Жизнь прожить - не поле перейти» (Б. Пастернак. «Гамлет»), В драматургии — реплика героя «под занавес» в финале какого-либо акта или всей пьесы. На пример: «Фамусов. «Ах! Боже мой! Что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!» (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»). «Сатин (не громко). «Эх... испортил песню... дур-рак!» (М. Горький. «На дне»). В прозе — финальная сентенция, пейзаж и т.д. «Дунул ветер и обна жил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей всё крепче. Я прикрыл её старое тело и сам лёг на землю около неё. В сте пи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно...