Прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара» и т. д.

Б

БАЛЛАДА (от лат. baПo - танцую) - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. В основе баллады лежит не­ обычный случай. Особое развитие баллада получила в поэзии сен­ тиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был В. А. Жуковский («Людмила», «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских бал­ лад дали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге» и др.), М. Ю. Лермон­ тов («Бородино», «Спор», «Тамара» и др.), И. Я. Козлов, А. К. Тол­ стой, В. Я. Брюсов и др.

Жанр баллады в поэзии советского периода представлен про­ изведениями И.С. Тихонова («Баллада о синем пакете», «Баллада

о гвоздях»), за ним следуют С. Есенин («Баллада о двадцати шести»),

' Э. Г. Багрицкий («Арбуз», «Контрабандисты») и др.

БАСНЯ - это краткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме. Действующими лицами иносказательного басенного сюжета чаще являются животные, неодушевлённые предметы, но нередко

И люди. Структура басни предполагает повествование и вывод из

! него, т. е. определённое положение (правило, совет, указание), присо-' единённое к повествованию и нередко представляющее собой заклю­ чительное слово одного из действующих лиц. В русской литературе XVIIi - XIX веков мастерами басенного жанра были А. И. Сумаро­ ков, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. Из современных баснописцев

Наиболее известен С. В. Михалков.

БЁЛЫЙ СТИХ — нерифмованный стих. Название произошло от того, что окончания стиха, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Тем не менее белый стих организован интонационно и ритмически. Бе­ лым стихом написаны «Море» В. А. Жуковского, «Вновь я посетил...» А. С. Пушкина, поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.

214 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

В

ВЕРЛЙБР-см. СВОБОДНЫЙ СТИХ.

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ — образы, обобщающее художественное зна­ чение которых выходит далеко за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают самые общие, существенные стороны человеческой природы, выра­ жают типичные, постоянные, повторяющиеся в истории человече­ ского общества конфликты и ситуации. Классическими примерами вечных образов служат Дон Кихот, Прометей, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст. В русской литературе Молчалин, Хлестаков, Плюшкин, Иу­ душка Головлёв и подобные им образы живут долгие годы и даже столетия в сознании нескольких поколений, так как в них обобщены типичные, устойчивые черты человеческих характеров.

ВЕЧНЫЕ ТЁМЫ — наиболее значимые для человечества во все эпохи и постоянно повторяющиеся во всех национальных литерату­ рах темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. Например, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы добра и зла, трусости, предательства, милосердия, люб­ ви и творчества становятся предметом размышлений писателя и его героев.

Г

ГИПЕРБОЛА (греч. hypeгЬо!ё- преувеличение) - стилистиче­ ская фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола может состоять как в количественном преувеличении (например, «тысячу раз», «целая вечность» и т.д.), так и в образном выражении, сочетаясь с другими стилистическими приёмами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.

Часто встречается гипербола в русских песнях и частушках. В духе народного приёма использует гиперболу Н. А. Некрасов:

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Своими гиперболами прославился Н. В. Гоголь («Редкая птица долетит до середины Днепра»), В. В. Маяковский («... говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!») и др.

Гипербола часто используется для того, чтобы указать на исклю­ чительные свойства или качества людей, природных явлений, собы­ тий, вещей. Например, в поэме М. К). Лермонтова «Мцыри» юноша одерживает победу над хищным барсом, не уступая ему в силе и лов­ кости:

И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов.

ГРАДАЦИЯ — цепь однородных членов с постепенным нараста­ нием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости. Например: «Язвалтебя, но ты не оглянулась, / Яслёзы лш,но ты не снизошла...» (А. Блок) — восходящая градация. «Принёс онсмертнуюсмолу / Да ветвь с увядшими листами...» (А. С. Пушкин) — нисходя­щая градация.

ГРОТЕСК (франц. gгоtезque - причудливый, комичный) - пре­ дельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск - это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реаль­ ности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») наполнен гротескными образами чудовищ:

Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый,

216 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

Татьяна с ужасом видит в «шалаше убогом» фантастическую пля­ ску: «рак верхом на пауке», «череп на гусиной шее / Вертится в крас­ ном колпаке», «мельница вприсядку пляшет / И крыльями трещит

и машет».

В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н.В. Гоголь («Нос»), М.Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»), К гротеску неоднократно прибегает В. В. Маяков­ ский («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др.). Использует гро­ теск А. Т. Твардовский («Тёркин на том свете»), А. А. Вознесенский («Оза»).

д

ДАКТИЛЬ - в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является первый слог(->-): «дерево». Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» написано дактилем:

Тучки небесные, вечные странники.' Степью лазурною, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

ДЕКАДЁНТСТВО (от лат. deсас1епиа- упадок) - общее наиме­ нование кризисных явлений культуры конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни. Для декадентства характерна мистика, вера в сверхъестественные силы; крайний индивидуализм и воспевание смерти, разложения; погоня за внешней красивостью^ вычурностью литературной формы. Отдель­ ные декадентские тенденции нашли отражение в литературе модер­ низма (в символизме, футуризме, имажинизме, абстракционизме, сюрреализме).

ДИАЛбГ (от греч.оЫовок) - форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В драме диалог является главным средством развития действия, основным способом изображения ха­ рактеров. В лирике диалог используется с целью раскрытия позиций


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

участников спора, как, например, в стихотворении А. С. Пушкина

, «Разговор книгопродавца с поэтом», Н. А. Некрасова «Поэт и гра­

[ жданин». Этой традиции следует О. Чухонцев («Поэт и редактор  
(в известном роде)».  
(' ДИСТЙХ (или двустишие) - простейшая форма строфы, со-  
( стоящая из двух строк, соединённых обшей рифмой{аа, вви т. д.).  
(. Например, в стихотворении А. А. Блока:  
[ Запевающий сон, зацветающий цвет,  
I Исчезающий день, погасающий свет.  
[; Отрывая окно, увидал я сирень.  
\ Это было весной - в улетающий день.  
\ Раздышались цветы ~ и на тёмный карниз  
[ Передвинулись тени ликующих риз.  

\,Задыхалась тоска, занималась душа.

\ Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

\ И не помню - откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

I

Наши рекомендации