Урок 2 4. алфавитный порядок слов

Задачи: формировать у учащихся умение располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарем; развивать речь, логическое мышление, внимание.

Обучение УУД: умение добывать информацию из справочных книг; работать со словарем; классифицировать слова.

Пропедевтика: алфавитный порядок слов.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,' —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

Язык и стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном мире, мире слов,

Купаться ежечасно!

Л. Шибаев

— Посмотрите вокруг. Видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название, которые вам незнакомы?

Каждое дерево, каждый цветок, каждый предмет имеет свое название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка. Словарей тоже очень много. «Орфографический словарь», «Тол­ковый словарь», «Словарь синонимов»...

(Учитель называет словари и показывает их детям, организует выставку словарей. Желательно подарить на этом уроке каждому ребенку словарь.)

Если вам незнакомо слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.

— А умеете ли вы быстро искать слова в словарях?

II. Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадки.

На странице букваря Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

А как только встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы.)

— Что такое алфавит?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

III. Чистописание

— Напишем красиво каждую букву русского алфавита.

IV. Работа по теме урока

— Объясните смысл пословицы «Азбука к мудрости ступенька».

— Предлагаю вам игру «Танины игрушки».

(На карточках записаны слова — названия игрушек. Необхо­димо поставить их в алфавитном порядке.)

Кукла, мяч, ведро, барабан, ежик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигренок, кран, пазлы, козлик, собачка, енот.

— Какие буквы пропали из алфавита?

Нужно записать буквы в алфавитном порядке, и тогда станет ясно, какие буквы нужно дописать.

ЁЙУЕНШЩЗЪФВАРОЛЖЭЯЧМИТБЮ

— Запишите имена ваших близких родственников, располо­жив их в алфавитном порядке.

(Работа в парах.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом сле­дующем слове первую букву.

чайка (зайка, сайка, майка, байка, пайка, лайка) борт (торт, порт, сорт, корт) роза (коза, лоза, поза, доза)

— Найдите в словаре значение слов «байка», «пайка». Каким словарем для этого мы воспользуемся? («Толковым словарем русского языка».)

— С чего начнем поиски слова в словаре?

— За какой буквой в словаре следует буква Б? буква 77?

— Прочитайте о значении этих слов в словаре.

VII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

— Вспомните героев сказки «Репка». Сможете вы расставить их в алфавитном порядке?

Урок 25. Контрольное списывание

Задачи: продолжить формирование у учащихся навыков гра­мотного письма; развивать внимание, память; воспитывать ак­куратность.

Обучение УУД: умение соотносить печатную и рукописную формы текста.

Пропедевтика: проблемы грамотного письма.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

II. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель сообщает, что на уроке дети продолжат учиться пра­вильно, грамотно писать, списывать текст.)

III. Работа по теме урока

(Учитель самостоятельно подбирает для списывания текст из «Азбуки». В тексте должно быть не более 20—23 слов.)

IV.Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что на уроке вызвало у вас затруднения?

— Как вы с ними справились?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения для развития речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

■Пуст ветер» (исходное положение: выполняется стоя или сиди): ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч; с закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь, и задер­жаться в конечном положении на 1—2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение; повторить 2—3 раза.

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Свеча-2»: то же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.

«Свеча-3»: то же, что «Свеча-1», но выдыхать в 2 этапа: сначала 3 коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.

«Именинный пирог»: сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше све­чек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.

«Ароматный цветок»: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произ­нести фразу: «Какой ароматный цветок».

«Воет вьюга»: сделать глубокий вдох носом, задержать ды­хание; на выдохе произнести протяжно [у], усиливая (в другой раз — ослабляя)звук.

«Колесо спустило»: плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].

«Пятерка»: сделать медленный глубокий вдох носом при плот­но сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

«Воздушный шарик»: полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лег­кие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

«Злая собака»: сделать глубокий вдох носом, а на выдохе сна­чала усилить, затем ослабить раскатистый звук [р].

«Пилим дрова» (исходное положение: сидя; повернуться в паре лицом друг к другу, взять друг друга за правую руку): сцепленными руками выполнять движения к себе (на вдохе носом) и от себя (на выдохе ртом), имитируя пилку дров.

«Рубим дрова» (исходное положение: стоя; пальцы рук сцепле­ны в замок): на вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров.

«Самовар»: сделать глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: пых- пых-пых.

«Корова»: сделать глубокий вдох носом, а выдыхать через рот, имитируя мычание коровы: му-у-у-у.

«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед гру­дью ладонями одну к другой): вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь убить воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: з-з-з.

«33 Егорки»: сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произ­нести скороговорку: «Как на горке, на пригорке / Стоят 33 Егор­ки»; вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка» и т. д., пока хватит набранного воз­духа. Добирать воздух нельзя.

«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

«Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш.

«Насос» (исходное положение: сидя; руки и плечи опущены): на вдохе плечи поднять, на выдохе опустить.

«Сердитая кошка»: глубоко вдохнуть носом и при сомкнутых губах выдохнуть через нос порциями, будто фыркая.

Артикуляционная разминка

«Губы»: плотно сжав губы, вытянуть их вперед; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.

«Щечки»: сидя поочередно надувать каждую щеку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

«Хомячок»', плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

«Конфета»: заложить язык за щеку, как конфету, а затем пе­ремещать его из одной стороны в другую.

«Сластена»: облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево.

«Щетка-1»: губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щетку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — по нижнему ряду зубов.

«Щетка-2»: рот открыть и чистить языком, как зубной щет­кой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.

«Трубочка»: рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперед трубочкой.

«Лошадка» (цоканье языком): щелчок — пауза, щелчок — пауза, щелчок — пауза.

«Верблюд»: выполнять круговые вращательные движения ниж­ней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.

«Моторчик»: губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр-р-р.

«Пчела»: глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж.

«Рыбка»: губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щеки внутрь, а затем медленно выдохнуть, приоткрыв рог и округлив губы.

Работа над дикцией

«Распевка»: сделать вдох, а на выдохе произнести любой глас­ный звук кратко, затем нараспев.

Упражнения для развития рук

(Пальчиковые игры составили И.В. Марчукова, С.Б. Носова, Н.В. Литвинова.)

Мышка

- Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

Не могу уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.

На первые три строчки гладим ладонями по голове. Большие пальцы обеих рук прижаты к верхней губе, имитируем усы кота.

Паучок

На изогнутый сучок

Сломанной осинки

— Приземлился паучок С крестиком на спинке.

— Свил уютный гамачок,

— Сел в сторонку — и молчок.

— Правая рука согнута в локте, кисть опущена вниз. Правая рука, изображая паучка, опускается на кисть левой руки. Правая ладонь «ползет» по руке до плеча и, сжимаясь в кулачок, прячется под мышку.

— Кашка

— Кашка-малашка,

— Ты так хороша,

— Если добавить чуть-чуть молока!

— Сахар, и соль, и изюмчик клади.

— Кашку-малашку Мы гномам дадим.

— Мизинец левой руки согнут. Указательным пальцем правой руки делаем круговые движения (мешаем кашку). Складываем кончики пальцев правой руки вместе и приставляем к мизинцу левой руки — 3 раза (изображаем кормление).

— Гномик

— В глубине, в большой горе Дремлет гномик на заре.

— Солнце всходит над землей,

— Словно шарик золотой.

— Правой рукой сделать полукруг, изображая гору. Выставить правую ладонь вперед, спрятать большой палец в кулак — рука замерла. Вытянутой левой рукой описать в воздухе 2 круга.

— Поют птички:

— «Пи-пи-пи,

— Лежебока, встань, не спи!»

— Гном не слышит песни той,

— Спит и спит он день-деньской.

— Указательный и большой пальцы левой руки соприкасаются несколько раз. Кулачок правой руки делает покачивание.

— Но тут ползет усатый жук,

— С трудом взобрался на сундук,

— Потом по гному походил.

— «Апчхи!» - Он гнома разбудил.

— Шевеля пальцами левой ладони, движемся по колену, животу, груди (движение жука), правому плечу до правой кисти. Указательный палец левой руки вставить в правый кулачок. Показываем палец правой руки.

— Апельсин

— Мы делили апельсин.

— Много нас, а он один.

— Эта долька — для ежа,

— Эта долька - для чижа.

— Эта долька — для утят,

— Эта долька - для котят,

— Эта долька — для бобра,

— Ну а волку - кожура.

— Покрутить сжатым кулаком левой руки. Растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные сжаты. Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец. Отогнуть безымянный палец. Отогнуть средний палец. Отогнуть указательный палец. Отогнуть большой палец.

— Волк сердит на нас, беда!

— Разбегайтесь кто куда!

— Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлить пальцы и погладить «кожуру». Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. Руки «разбегаются» по коленям.

— Зима

— У зимы в лесу изба:

— Во все стороны резьба.

— И столбы хрустальные У избы поставлены.

— Над головой сложить домик из ладоней. Шевелим пальцами. Руки, согнутые в локтях, прижаты к телу, ладони подняты вверх и сжаты в кулачки.

— Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями.

— На заборе ледяном Ворон ходит ходуном.

— Строго смотрит сверху вниз:

— Все ли за руки взялись?

— Левая рука — столб, на ней лежит ладонь правой руки. Шевелим пальцами правой руки. Наклоняем пальцы правой руки вниз. Взялись за руки.

— Птенчики

— Сделали мы гнездышко —

— Посмотри, посмотри!

— Маленькие птенчики Там внутри, там внутри.

— Сложить гнездышко из ладоней, ладони прижать друг к другу, пальцы слегка согнуть. Движения руками (гнездышком) вправо, влево.

Наши рекомендации