Урок 2 4. алфавитный порядок слов
Задачи: формировать у учащихся умение располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарем; развивать речь, логическое мышление, внимание.
Обучение УУД: умение добывать информацию из справочных книг; работать со словарем; классифицировать слова.
Пропедевтика: алфавитный порядок слов.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,' —
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном мире, мире слов,
Купаться ежечасно!
Л. Шибаев
— Посмотрите вокруг. Видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название, которые вам незнакомы?
Каждое дерево, каждый цветок, каждый предмет имеет свое название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка. Словарей тоже очень много. «Орфографический словарь», «Толковый словарь», «Словарь синонимов»...
(Учитель называет словари и показывает их детям, организует выставку словарей. Желательно подарить на этом уроке каждому ребенку словарь.)
Если вам незнакомо слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.
— А умеете ли вы быстро искать слова в словарях?
II. Постановка целей и определение темы урока
— Отгадайте загадки.
На странице букваря Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
Черные, кривые,
От рожденья все немые.
А как только встанут в ряд —
Сразу все заговорят. (Буквы.)
— Что такое алфавит?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
III. Чистописание
— Напишем красиво каждую букву русского алфавита.
IV. Работа по теме урока
— Объясните смысл пословицы «Азбука к мудрости ступенька».
— Предлагаю вам игру «Танины игрушки».
(На карточках записаны слова — названия игрушек. Необходимо поставить их в алфавитном порядке.)
Кукла, мяч, ведро, барабан, ежик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигренок, кран, пазлы, козлик, собачка, енот.
— Какие буквы пропали из алфавита?
Нужно записать буквы в алфавитном порядке, и тогда станет ясно, какие буквы нужно дописать.
ЁЙУЕНШЩЗЪФВАРОЛЖЭЯЧМИТБЮ
— Запишите имена ваших близких родственников, расположив их в алфавитном порядке.
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом следующем слове первую букву.
чайка (зайка, сайка, майка, байка, пайка, лайка) борт (торт, порт, сорт, корт) роза (коза, лоза, поза, доза)
— Найдите в словаре значение слов «байка», «пайка». Каким словарем для этого мы воспользуемся? («Толковым словарем русского языка».)
— С чего начнем поиски слова в словаре?
— За какой буквой в словаре следует буква Б? буква 77?
— Прочитайте о значении этих слов в словаре.
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
— Вспомните героев сказки «Репка». Сможете вы расставить их в алфавитном порядке?
Урок 25. Контрольное списывание
Задачи: продолжить формирование у учащихся навыков грамотного письма; развивать внимание, память; воспитывать аккуратность.
Обучение УУД: умение соотносить печатную и рукописную формы текста.
Пропедевтика: проблемы грамотного письма.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
II. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что на уроке дети продолжат учиться правильно, грамотно писать, списывать текст.)
III. Работа по теме урока
(Учитель самостоятельно подбирает для списывания текст из «Азбуки». В тексте должно быть не более 20—23 слов.)
IV.Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что на уроке вызвало у вас затруднения?
— Как вы с ними справились?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения для развития речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
■Пуст ветер» (исходное положение: выполняется стоя или сиди): ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч; с закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь, и задержаться в конечном положении на 1—2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение; повторить 2—3 раза.
«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Свеча-2»: то же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.
«Свеча-3»: то же, что «Свеча-1», но выдыхать в 2 этапа: сначала 3 коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.
«Именинный пирог»: сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.
«Ароматный цветок»: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».
«Воет вьюга»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [у], усиливая (в другой раз — ослабляя)звук.
«Колесо спустило»: плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].
«Пятерка»: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
«Воздушный шарик»: полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.
«Злая собака»: сделать глубокий вдох носом, а на выдохе сначала усилить, затем ослабить раскатистый звук [р].
«Пилим дрова» (исходное положение: сидя; повернуться в паре лицом друг к другу, взять друг друга за правую руку): сцепленными руками выполнять движения к себе (на вдохе носом) и от себя (на выдохе ртом), имитируя пилку дров.
«Рубим дрова» (исходное положение: стоя; пальцы рук сцеплены в замок): на вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров.
«Самовар»: сделать глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: пых- пых-пых.
«Корова»: сделать глубокий вдох носом, а выдыхать через рот, имитируя мычание коровы: му-у-у-у.
«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой): вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь убить воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: з-з-з.
«33 Егорки»: сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке / Стоят 33 Егорки»; вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка» и т. д., пока хватит набранного воздуха. Добирать воздух нельзя.
«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
«Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш.
«Насос» (исходное положение: сидя; руки и плечи опущены): на вдохе плечи поднять, на выдохе опустить.
«Сердитая кошка»: глубоко вдохнуть носом и при сомкнутых губах выдохнуть через нос порциями, будто фыркая.
Артикуляционная разминка
«Губы»: плотно сжав губы, вытянуть их вперед; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Щечки»: сидя поочередно надувать каждую щеку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.
«Хомячок»', плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
«Конфета»: заложить язык за щеку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.
«Сластена»: облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево.
«Щетка-1»: губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щетку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — по нижнему ряду зубов.
«Щетка-2»: рот открыть и чистить языком, как зубной щеткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.
«Трубочка»: рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперед трубочкой.
«Лошадка» (цоканье языком): щелчок — пауза, щелчок — пауза, щелчок — пауза.
«Верблюд»: выполнять круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.
«Моторчик»: губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр-р-р.
«Пчела»: глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж.
«Рыбка»: губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щеки внутрь, а затем медленно выдохнуть, приоткрыв рог и округлив губы.
Работа над дикцией
«Распевка»: сделать вдох, а на выдохе произнести любой гласный звук кратко, затем нараспев.
Упражнения для развития рук
(Пальчиковые игры составили И.В. Марчукова, С.Б. Носова, Н.В. Литвинова.)
Мышка
- Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
— Не могу уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснился.
На первые три строчки гладим ладонями по голове. Большие пальцы обеих рук прижаты к верхней губе, имитируем усы кота.
Паучок
На изогнутый сучок
Сломанной осинки
— Приземлился паучок С крестиком на спинке.
— Свил уютный гамачок,
— Сел в сторонку — и молчок.
— Правая рука согнута в локте, кисть опущена вниз. Правая рука, изображая паучка, опускается на кисть левой руки. Правая ладонь «ползет» по руке до плеча и, сжимаясь в кулачок, прячется под мышку.
— Кашка
— Кашка-малашка,
— Ты так хороша,
— Если добавить чуть-чуть молока!
— Сахар, и соль, и изюмчик клади.
— Кашку-малашку Мы гномам дадим.
— Мизинец левой руки согнут. Указательным пальцем правой руки делаем круговые движения (мешаем кашку). Складываем кончики пальцев правой руки вместе и приставляем к мизинцу левой руки — 3 раза (изображаем кормление).
— Гномик
— В глубине, в большой горе Дремлет гномик на заре.
— Солнце всходит над землей,
— Словно шарик золотой.
— Правой рукой сделать полукруг, изображая гору. Выставить правую ладонь вперед, спрятать большой палец в кулак — рука замерла. Вытянутой левой рукой описать в воздухе 2 круга.
— Поют птички:
— «Пи-пи-пи,
— Лежебока, встань, не спи!»
— Гном не слышит песни той,
— Спит и спит он день-деньской.
— Указательный и большой пальцы левой руки соприкасаются несколько раз. Кулачок правой руки делает покачивание.
— Но тут ползет усатый жук,
— С трудом взобрался на сундук,
— Потом по гному походил.
— «Апчхи!» - Он гнома разбудил.
— Шевеля пальцами левой ладони, движемся по колену, животу, груди (движение жука), правому плечу до правой кисти. Указательный палец левой руки вставить в правый кулачок. Показываем палец правой руки.
— Апельсин
— Мы делили апельсин.
— Много нас, а он один.
— Эта долька — для ежа,
— Эта долька - для чижа.
— Эта долька — для утят,
— Эта долька - для котят,
— Эта долька — для бобра,
— Ну а волку - кожура.
— Покрутить сжатым кулаком левой руки. Растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные сжаты. Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец. Отогнуть безымянный палец. Отогнуть средний палец. Отогнуть указательный палец. Отогнуть большой палец.
— Волк сердит на нас, беда!
— Разбегайтесь кто куда!
— Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлить пальцы и погладить «кожуру». Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. Руки «разбегаются» по коленям.
— Зима
— У зимы в лесу изба:
— Во все стороны резьба.
— И столбы хрустальные У избы поставлены.
— Над головой сложить домик из ладоней. Шевелим пальцами. Руки, согнутые в локтях, прижаты к телу, ладони подняты вверх и сжаты в кулачки.
— Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями.
— На заборе ледяном Ворон ходит ходуном.
— Строго смотрит сверху вниз:
— Все ли за руки взялись?
— Левая рука — столб, на ней лежит ладонь правой руки. Шевелим пальцами правой руки. Наклоняем пальцы правой руки вниз. Взялись за руки.
— Птенчики
— Сделали мы гнездышко —
— Посмотри, посмотри!
— Маленькие птенчики Там внутри, там внутри.
— Сложить гнездышко из ладоней, ладони прижать друг к другу, пальцы слегка согнуть. Движения руками (гнездышком) вправо, влево.