Урок 1 7. Как установить связь слов в предложении?

Цель: научить задавать вопросы к словам в предложении.

Планируемые результаты:учащиеся научатся устанавли­вать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного сло­ва к зависимому; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

Мягкий знак — хитрый знак: Не произнести его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

— Для чего в слово просится мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласных.)

2. Выборочный диктант

— Я буду читать предложения, а вы выписывайте только слова с мягким знаком.

1) Все короче наша тень, Это значит - скоро день.

2) Бежит недалечко Реченька-речка. Маленькая речка, Меньше ручейка.

3) Ай люлень да люлень, По горам идет олень. (Проверка. Сверка с образцом на доске.)

— Оцените себя.

«!» — выписал все слова. Молодец.

«+» — не выписал одно или два слова. Хорошо.

«—» — не услышал мягкий знак в словах.

3. Словарная работа

— Отгадайте слово.

— Первая буква задуманного слова — это гласная в слове мяч. (Я.)

— Вторая буква — согласная в первом слоге слова болото. (Б.)

— Дальше идет такой же слог, как второй слог в слове соловей. (Л О.}

— Следующая буква обозначает парный глухой звук к зву­ку [Г]. (АГ.)

— Последняя буква такая же, как в слове быстро. (О.)

— Какое слово получилось? (Яблоко.)

— Запишите его, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Что такое яблоко? (Плод круглой формы с дерева яблони.)

— Запишите слово яблоня. Поставьте ударение, подчеркните букву О.

— Буква О в середине слова похожа на яблоко, которое спряталось в слове. (Изображение на доске.)

ЯБЛ НЯ

— Как называется маленькое яблоко? (Яблочко.)

— Запишите это слово, подчеркните букву О.

— Как называют пирог с яблоками? (Яблочный.)

— Запишите это слово, подчеркните букву О.

— Прочитайте слова, которые записали. Что у них общего? (Общая часть яблоч- и общее значение.)

III. Самоопределение к деятельности

— Составьте нераспространенное предложение со словом яб­лоня. (Дети называют свои варианты, одно предложение записывают.)

— Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое. (Разби­рают по схеме.)

— От какого слова мы задавали вопрос? (От слова яблоня.') ~ Какой вопрос мы задали? (Что делает?)

— Слова в предложении связаны по смыслу, и от одних слов к другим можно задавать вопросы.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 37, прочитайте тему урока.

— Чему будем учиться на уроке? (Задавать вопросы к словам в предложении.) Упр. 43 (с. 37).

— Сравните предложения. (У них одинаковая основа, но пер­вое предложение нераспространенное, а второе распро­страненное.)

— От какого слова задаем вопрос к слову спелое1? (От слова яблоко (какое?) спелое.)

— Какой вопрос задали к слову с яблони? (Откуда?)

— Прочитайте самостоятельно, на что нужно обратить вни­мание.

— Как установить связь между словами в предложении? (По­ставить вопросы от слова к слову.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 44 (с. 37-38).

— Прочитайте предложение. Докажите, что оно распростра­ненное. (Кроме главных членов, есть второстепенные.)

— Прочитайте, на какой вопрос отвечает каждый второсте­пенный член. От какого слова ставим вопрос?

— Выполните задание на с. 38 самостоятельно. Кому нужна

помощь — поднимите руку. (Фронтальная проверка. Самооценка.) Упр. 45 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— В парах, помогая друг другу, составьте предложения. Вам поможет подсказка в конце упражнения.

— Что у вас получилось? Прочитайте текст выразительно. (От­вечает один учащийся.)

— У кого есть другие варианты? (Анализируются все вари­анты.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.) Желтая, сбрасывает, листья, березка.

— Составьте предложение. Подчеркните основу предложения.

— Выпишите пары слов: подлежащее и второстепенный член, который его поясняет; сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помо­щью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились сегодня на уроке?

— Кто может сказать, как нужно ставить вопросы в предло­жении?

— Кому еще трудно?

— Кому нужна помощь учителя?

Домашнее задание

Выполнить упр. 46 (с. 39).

Урок 1 8. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине

Цель: научить письменно излагать свои мысли.

Планируемые результаты:учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, де­лать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на не го.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадку, напишите отгадку. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)

— Какая орфограмма в слове? (Безударная гласная О, которую нужно запомнить.}

— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?. (Яб­локо (какое?) спелое, кислое, наливное.) (Слова предлагают дети, учитель записывает на доске.)

— Отгадайте еще одну загадку. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.)

— Ветер какой? (Холодный, ласковый, морской.)

— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?. (Ониуточняют, описывают предметы.)

2. Предупредительный диктант

(КИМы(с.43).)

Наши рекомендации