Урок 21. Деление слов на слоги
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; продолжить формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы, делить слова на слоги.
Обучение УУД: умение объяснять написание слов; делить слова на слоги.
Пропедевтика: проблемы грамотного письма.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто такой J1.H. Толстой? Что вы знаете о великом русском писателе?
— Кому нравится читать его были о детях?
— Чему учат вас произведения Льва Николаевича о детях?
II. Чистописание
— Напишите инициалы, т. е. первые буквы имени, отчества и фамилии, Льва Николаевича Толстого.
ЛНТЛНЛТТЛН
— Расшифруйте эти буквы.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Из чего состоит текст? (Из предложений.)
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
— На какие части мы можем разделить слова? {На слоги.)
— Что такое слог? (Это сочетание гласных и согласных звуков, которые на письме обозначаем буквами.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
— Назовите слова по теме «Семья» и разделите их на слоги. {Мама, отец, бабушка, дедушка, братик, сестра, тетя, дядя, племянник, свекровь.)
— Назовите профессии ваших близких и разделите их на слоги.
V. Подведение итогов урока
— Что вы знаете о слоге?
— Без чего нельзя образовать слоги? {Без гласных звуков.)
Уроки 22, 23. Основа предложения
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; продолжить формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы, определять в предложении подлежащее и сказуемое, правильно их подчеркивать; учить объяснять написание слов.
Обучение УУД: умение объяснять написание слов; комментировать самостоятельное письменное выполнение задания, связанного с нахождением и выделением главных членов предложения.
Пропедевтика: грамматическая основа предложения; главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
Ход урока 22
I. Включение в учебную деятельность
— Доброе утро, ребята! С чего вы начали сегодня свой день, как только проснулись?
— Для чего человек каждое утро делает зарядку? Какую пользу она приносит?
— Покажите мне движения из вашей зарядки.
(Дети под музыку выполняют несколько движений из утренней зарядки. Затем учитель знакомит с комплексом стандартной утренней зарядки.)
Каждый человек, который хочет быть здоровым, бодрым, свое утро начинает с зарядки. Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнем наш урок с пальчиковых упражнений. А затем выполним чистописание.
II. Постановка целей и определение темы урока
— Прочитайте слова, которые написаны на доске.
На, девочка, делает, балконе, зарядку.
— Можно ли сказать, что это предложение?
— Что мы знаем о предложении?
— Что нужно сделать, чтобы этот набор слов стал предложением?
— Упростите это предложение.
— Сколько слов у вас осталось? {Два слова: девочка делает.)
— Как мы называли два слова, которые образуют простое предложение? {Основа предложения.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались ' о целях и теме урока.)
III. Работа по теме урока
— Прочитайте с доски предложение «Мальчик занимается плаванием в бассейне».
— Я закрою первое слово предложения, прочитайте оставшуюся часть. Можно ли сказать, что это полноценное пред- iложение? Если нет, то почему? {Непонятно, о ком говорится
в предложении. Оставшиеся слова нельзя считать связным предложением.)
(Далее учитель последовательно закрывает каждое слово, задает аналогичные вопросы.)
— Упростите предложение до основы. {Мальчик занимается плаванием. Мальчик занимается.)
— Кто готов сделать вывод? {В предложении есть основа. Это слова, без которых нельзя понять, о ком или о чем говорится в предложении. Они называются главными членами предложения.)
— Кто из вас разобрался, каким образом мы находим в предложении главные члены?
— Потренируемся в умении находить главные члены предложения. Посмотрите на рисунки на доске. Составьте к ним по одному предложению. {Мальчик чистит зубы. Яблоки лежат на тарелке.)
— Запишем эти предложения с объяснением написания орфограмм в словах.
— О ком говорится в первом предложении?
— На какой вопрос отвечает слово «мальчик»?
Это главное слово в предложении, которое отвечает на вопрос «Что?», называется подлежащим. Подлежащее подчеркиваем одной чертой.
(Ученики под руководством учителя выполняют задание — подчеркивают с помощью линейки и простого карандаша подлежащее.)
— О чем говорится во втором предложении? {Во втором предложении говорится о яблоках.)
— На какой вопрос отвечает слово «яблоки»?
— Является ли это слово главным в предложении?
— Каким словом мы научились называть главное слово предложения, отвечающее на вопрос «Что?»?
— Как мы выделяем подлежащее в предложении? (Подчеркиваем одной чертой.)
Вывод. Подлежащее — главный член предложения.
— На какие вопросы в предложении отвечает подлежащее? Как подчеркивается?
IV. Физкультминутка