Чтение слов, состоящих из двух слогов.

Дети читают слова, написанные печатными буквами заранее на доске со вспомогательными пометами:

Ни на И н на А н на

Учитель разъясняет детям, что прямая черта, идущая сверху вниз, — показатель слоговой границы. Можно только взглянуть на первое слово и, не читая его, сказать, что в нем два слога. Начинаем читать. Все слово сразу прочитать трудно, поэтому надо постараться прочитать только его начало. В первом слоге две буквы, читаем этот слог-слияние. Затем читаем вторую часть слова, после черты. Это тоже слог-слияние. Так прочитали все слово: Нина, и помогла в чтении поперечная черта, которая подсказала, что в слове два слога.

В следующем слове тоже два слога (на это указывает поперечная черта). Но в первом слоге одну букву от другой отделяет еще одна черта — прерывистая. Она поможет нам прочитать первый слог, где нет слияния согласного с гласным. Читаем до прерывистой черты: видим гласную букву и, называем ее И. Теперь читаем вторую часть слога, за прерывистой чертой: видим букву н, произносим твердый согласный звук [н]. Итак, первый слог в этом слове Ин. Теперь читаем вторую часть слова, второй слог — за поперечной чертой. Это слог-слияние на. Так мы прочитали слово Инна, это имя девочки. Даже очень длинные слова нам будут помогать правильно читать такие черточки: надо прочитывать сначала то, что слева от черты, а потом добавлять то, что напечатано после черты, — и так до конца слова. Остается только подумать, какое слово прочитали.

Слова сначала прочитываются медленно, с четким произношением каждого звука, затем по слогам с более протяжным произнесением ударного слога.

Чтение предложений в «Русской азбуке».

Читающие дети готовят «свой» текст (с. 48).

Дети прочитывают предложение (с. 48), соотносят его содержание с рисунком. Уточняются представления детей о деревьях (по листу назвать дерево: дуб, клен).

Рассказывание сказки.

По серии рисунков на с. 47 ученики рассказывают сказку «Заюшкина избушка». Могут быть словесно нарисованы недостающие эпизоды.

Урок по теме «Звуки [с] и [с’], буквы С, с (повторение, обобщение)».

Повторение.

Читается текст на с. 51, можно составить продолжение истории.

Работа с разрезной азбукой.

Составляются и преобразуются слова: сын — сон, осы — осы, усы — осы, оси — осина, насос — сосна, сон — нос.

Чтение слов парами.

Работа проводится по с. 50. «Какие изменения происходят в словах, — спрашивает учитель, — когда обозначается один и много предметов? В какой паре слов не нужно менять или добавлять букву?»

Соотнесение слов со схемами.

Предлагается прочитанные на с. 50 слова соотнести со схемами, которые учитель начертит на доске.

Урок по теме «Повторение и закрепление изученного материала».

Работа по слоговой таблице.

Учитель чертит на доске таблицу с незаполненными клеточками, учащиеся находят в таблице место различным слогам-слияниям. Затем из некоторых слогов дети составляют слова (кони, косы, сани и т. д.).

Составление и чтение слов.

Упражнение проводится в форме игры «Рассыпанные слоги и буквы» (с. 50). Внимание учащихся привлекается к тому, что клеточки слоговой таблицы с внесенными в них слогами и буквами можно считать рассыпанными. Игра состоит в том, чтобы из них отобрать нужные слоги и буквы и составить как можно больше слов.

Игру можно разнообразить таким образом: ученик, допустим, читает слово кино; находит в общеклассной кассе букв и слогов соответствующие карточки и выставляет их на наборном полотне. Затем к доске вызывается следующий ученик, который составляет другое слово, и т. д. Одно и то же слово можно составить по-разному; составляя слово кони, можно использовать или четыре буквенные карточки, или только две слоговые карточки. Выигрывает тот, кто сумеет составить больше слов, и тот, кто последним составит свое слово.

Отгадывание ребусов.

Учитель объясняет, что загадки бывают в виде ребусов. Дети встречаются с новым типом ребуса. Хорошо, если учитель весь материал с с. 54 перенесет на доску. Это позволит сделать работу более понятной для детей. Для отгадывания первого ребуса в слове надо убрать начальную букву (на это и указывает кавычка слева от рисунка): так, было слово косы, а стало осы. Для отгадывания второго ребуса в слове надо заменить одну букву другой (одна буква перечеркнута, другая дана для вставки): было слово сук, стало слово сок. Отгадывание ребусов сопровождается составлением слов из букв и слогов разрезной азбуки.



Наши рекомендации