I, искусство 1 4 0 мыслить не 3 страница
Ответьте на вопросы,
связанные с проблемой промедления
1. Я часто откладываю дела на потом.
2. Мне очень редко удается выполнить основную часть пунктов моего плана.
3. Иногда я испытываю разочарование в конце дня, потому что считаю, что мог бы сделать значительно больше.
4. Я предпочитаю делать приятные для меня вещи и откладывать неприятные, но важные вопросы на потом.
5. Я знаю, что мог бы достичь в жизни значительно большего, если бы хорошенько об этом поразмышлял.
6. Перед тем как приступить к решительным действиям, я должен составить максимально детальный план.
7. Прежде всего я концентрируюсь на самых важных вопросах.
8. Я записываю свои планы действий и регулярно возвращаюсь к ним в процессе работы.
9. Я люблю приступать к практической работе, несмотря на то что не всегда знаю, как смогу решить ту или иную проблему.
ЮМне нравится доводить дела до конца.
Поставьте себе 1 балл за ответ «нет» на первые шесть вопросов.
Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы 7-10.
Какова ваша итоговая оценка? Хорошей считается оценка от 7 и выше.
Глава 2 9
Типичные ошибки в процессе мышления
Бли в вашей машине что-то ломается, то рано или поздно вы это заметите. Вы можете услышать стук или почувствовать вибрацию. При некоторых поломках ваш автомобиль просто остановится. Если ваше тело чувствует слабость или борется с болезнью, оно само подает вам сигналы, свидетельствующие о необходимости заняться лечением. Тем не менее наше мышление может быть заторможено вследствие действия одного или нескольких известных нам недостатков, в результате чего мы можем пострадать от плохих или искаженных решений. Было бы здорово, если бы мы могли проходить обследование, при котором некий специалист проверял бы качество наших когнитивных процессов (подобно тому, как врач проверяет правильность работы механизмов нашего тела). Вот лишь несколько примеров искажений, влияющих на мыслительные способности человека.
ОШИБКА ВСЛЕДСТВИЕ ДОСТУПНОЙ ИНФОРМАЦИИ21
Когда вы двигаетесь по дороге на машине и проезжаете мимо места аварии, то, скорее всего, вы притормозите и в течение какого- то времени будете вести машину более аккуратно. То же происходит, когда вы проезжаете мимо полицейской машины. Когда люди слышат истории о кражах, они склонны чаще запирать двери и окна. Когда же они слышат о крупном выигрыше в лотерее, то готовы с большей охотой купить лотерейный билет.
Когда людей просят оценить вероятность смерти по той или иной причине, они, как правило, относят к более вероятным причинам те, о которых пишут в прессе. Например, люди склонны преувеличивать вероятность гибели в авиакатастрофе, после того как услышат о ней. Вероятность природных катаклизмов преувеличивается из-за того, что о них чаще рассказывают в новостях, чем о других причинах безвременной смерти.
Мы находимся под сильным воздействием увиденного или услышанного. И по этой причине склонны придавать больше значения информации, доступной нам в данный момент. Это ведет к возникновению ошибки вследствие доступности информации. В своей книге «Irrationality» Стюард Сазерленд рассказывает о психологи-
Глава 29 |
ческом эксперименте, в ходе которого людям зачитывался короткий список из нескольких слов22. Одной группе людей зачитывался список, включавший в себя слова «авантюрный», «уверенный в себе», «независимый» или «стойкий». Другим зачитывались слова «безрассудный», «тщеславный», «упрямый» или «безбашенный». После этого они должны были прочитать небольшой рассказ. Все они читали одну и ту же историю про молодого человека, уверенного в своих способностях, имевшего ряд опасных хобби, немного друзей и редко менявшего однажды принятую точку зрения. Затем участников просили описать этого героя рассказа своими словами. Достаточно быстро оказалось, что люди, услышавшие слова из двух отдельных списков, описывали героя истории совершенно по-разному. Ознакомившиеся с первым списком люди дали герою рассказа более положительную характеристику, чем те, которые слышали слова из второго списка. Услышанные перед чтением рассказа слова повлияли на то, как люди оценивали человека в одной и той же ситуации.
Наше первое впечатление оказывает на нас самое сильное воздействие. Это было доказано в ходе эксперимента, при котором участникам необходимо было быстро рассчитать результат следующего выражения:
1x2x3x4x5x6x7x8.
Второй группе нужно было рассчитать результат выражения:
8x7x6x5x4x3x2x1 .
(Попытайтесь быстро оценить, не проводя детальных расчетов, чему равен результат этого многократного умножения.) Результат оказался достаточно интересным - оценка участниками первой группы была стабильно ниже, чем оценка, данная участниками из второй группы. В среднем участники из первой группы предполагали, что результат составит около 512. Участники из второй группы называли цифру, близкую в среднем к 2250. Согласитесь, что эта разница достаточно велика. Люди, которые видят сначала небольшие цифры, находятся под их влиянием. Соответственно их результаты получаются значительно ниже, чем у людей, которые сначала видят большие цифры. Первые цифры оказывают непропорционально большой эффект. Как ни странно, но обе группы значительно недооценили величину произведения, которая на самом деле составляет 40320. А какой была ваша догадка?
Типичный пример ошибки вследствие доступности информации связан с тем, как мы используем в качестве аргумента запомнившийся нам, но неполный объем информации, вместо того чтобы использовать более взвешенный подход. Например, ваш собеседник может сказать: «Я не думаю, что курение так уж вредно. Мой дядя Артур курил по 20 сигарет в день и прожил до 92 лет». История про дядю Артура может легко вам запомниться, однако понятно, что его
Глава 28 193
пример не является репрезентативным д ля всей популяции курильщиков. Точно так же, ваш собеседник может сказать: «Итальянцы очень любят азартные игры. Я знал трех из них, которые не могли ни дня прожить без игры». Мнение этого человека, безусловно, предвзято, так как он делает вывод на основании знакомства с тремя итальянцами, а не с тысячами других представителей той же нации, совершенно не интересующихся азартными играми.
ОШИБОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ
В 1930-х в известном медицинском журнале была опубликована статья, в которой утверждалось: жители Новой Англии, Миннесоты и Висконсина чаще заболевают онкологическими заболеваниями, чем жители южных штатов. Более того, в ней говорилось, что раковые заболевания распространены в Швейцарии и Великобритании сильнее, чем в Японии. Было известно, что население Новой Англии, Миннесоты и Висконсина пьет больше молока, чем жители южных штатов. Аналогичным образом жители Швейцарии и Великобритании употребляли больше молока, чем японцы. Была выявлена значительная со статистической точки зрения корреляция между количеством выпиваемого молока и количеством онкологических заболеваний. Авторы статьи пришли к выводу о том, что употребление молока приводит к росту раковых заболеваний. Многие посчитали наличие корреляции достаточным основанием для правильности этого вывода. На самом деле это заключение было ошибочным. Более тщательное исследование показало, что жители регионов, в которых употреблялось больше молока, были в среднем более зажиточными и жили дольше, чем жители тех регионов, где не принято пить молоко. От раковых заболеваний страдают в основном пожилые люди, поэтому нет ничего удивительного в том, что случаи таких заболеваний чаще выявлялись в регионах с более высокой продолжительностью жизни23.
В другом исследовании утверждалось, что зарплата людей с высшим образованием выше, чем у неокончивших университет. Соответственно делалось заключение о том, что наличие диплома напрямую связано с ростом благосостояния. Это привело к тому, что вместо безвозмездных грантов студентам начали выдавать кредиты на учебу под процент. Более того, серьезно обсуждался вопрос о введении особого «налога на выпускников университетов». Но насколько оправданным было такое заключение? Люди, поступавшие в университеты, были, по всей видимости, более развитыми с точки зрения интеллекта, могли лучше сформулировать и выразить свои мысли, успешно пройти экзамены. Они лучше запоминали информацию и более эффективно решали проблемы. Именно эти качества (а отнюдь не наличие диплома) позволили им преуспеть в современном мире. Диплом никак не связан с их успехами и более высокой зарплатой; они смогли получить образование благодаря своим личностным качествам.
Обычно искажением причинно-следственной связи грешат газеты. Так, если в городе А наблюдается больше случаев лейкемии, чем в городе В, то из прочитанного в газетах можно прийти к выводу: в городе А творится что-то неладное, что и приводит к росту заболевания. В Великобритании было высказано предположение о возможной связи между вакцинацией детей против кори, эпидемического паротита и краснухи и ростом случаев аутизма. Несколько газет опубликовали страшилки, грешившие крайней степенью преувеличения этой точки зрения. И хотя проведенное впоследствии тщательное расследование фактов опровергло наличие этой связи, газеты продолжали публиковать все новые пугающие истории. Многие родители отказывались от вакцинации детей, в результате чего разразилась эпидемия кори, поставившая под угрозу жизни сотен детей.
Нам следует остерегаться ошибок в формировании причинноследственной связи. Для этого достаточно представить себе, какие иные причины могли привести к известному нам результату. Возможно ли наличие некоего первоначального фактора, влияющего и на причину, и на следствие (и на получение высшего образования, и на рост доходов выпускников)? Возможно, существует некий внешний фактор, например, рост частоты раковых заболеваний вызывается увеличением продолжительности жизни, а не количеством выпитого за всю жизнь молока?
ОШИБКА ИГРОКА
Вероятность того, что три монеты, подброшенные в воздух, упадут на одну и ту же сторону, достаточно высока и составляет один к четырем. Однако вероятность того, что на одну и ту же сторону упадут
Глава 28 100 монет, одновременно подброшенных в воздух, астрономически мала. Это пример действия закона больших чисел. Тем не менее многие люди неверно истолковывают этот закон, и предполагают, что вероятности независимых событий объединяются каким-то рациональным и продуманным образом. Именно в этом и заключается «ошибка игрока», о которой мы уже рассказывали в главе 15 «Научитесь работать с вероятностями». Следует помнить: у монет, колеса рулетки и игральных костей нет памяти о прошлом. На их поведение совершенно не влияет то, что произошло с ними до этого.
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ФАКТОВ24
Это предубеждение представляет собой склонность выбирать из всего набора информации факты, подкрепляющие нашу теорию, а не опровергающие ее. Яркий тому пример связан с работой Питера Вейсона, о которой мы рассказывали в главе 1 «Необходимость иного мышления». Люди не склонны обращать внимание на факты, противоречащие их теории, скорее, они ищут свидетельства, соответствующие ей.
ИЛЛЮЗИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ25
Здесь речь идет об ошибочном выявлении тенденций там, где они на самом деле отсутствуют. Так как нам нравятся порядок и рациональность, мы склонны стремиться к упорядоченности и находить причину для каждого следствия. Исследование Томаса Гиловича показало, что люди достаточно легко ошибаются, находя наличие связей между независимыми явлениями. Иллюзия кластеризации является причиной возникновения суеверий, псевдонауки и теорий заговора, стремящихся найти связь между совершенно случайными событиями. Суды над ведьмами в Средние века являлись ярким примером отчаянного (и ошибочного) поиска причин и происходивших в то время событий. Если в какой-то деревне происходил ряд неприятных происшествий, в них обвинялась ведьма, которую быстро находили и подвергали наказанию.
Когнитивные предубеждения
В Википедии можно найти список 37 когнитивных предубеждений.
Вот лишь некоторые из них.
• Эффект повального увлечения (bandwagon effect) - это склонность делать что-то (или верить во что-то) только потому, что так поступают (или в зто верят) достаточно большое количество людей. Это предубеждение связано с групповым мышлением и стадным инстинктом.
• Предубеждение в поддержку выбора (choice-supportive bias) - склонность считать сделанный выбор более хорошим, чем он был на самом деле.
• Предубеждение консерватора (conservatism bias) - склонность игнорировать последствия нового и непривычного опыта.
• Эффект владения (endowment effect) - склонность людей просить больше за продажу имеющегося у них актива по сравнению с суммой, которую они готовы были заплатить за его приобретение в прошлом.
• Избегание крайностей (extreme aversion) - склонность к избеганию крайностей, стремление выбрать некий усредненный вариант.
• Фрейминг (framing) - использование слишком узких рамок для описания ситуации или проблемы. Также эффект фрейминга означает формулирование различных выводов в зависимости от манеры представления одних и тех же фактов.
• Гиперболическое обесценивание (hyperbolic discounting) - склонность людей отдавать предпочтение текущим результатам, а не тем, которые возможны в будущем. Эта склонность усиливается по мере приближения результатов в обоих случаях.
• Иллюзия контроля (illusion of control) - склонность человеческих существ верить в свою способность контролировать или влиять на исход событий, которые на самом деле не зависят от их действий.
• Информационное предубеждение (information bias) - склонность искать дополнительную информацию даже в тех случаях, когда она не может повлиять на принятие решений.
• Потребность в закрытии (need for closure) - необходимость достижения определенности в важном вопросе, получения ответа и избавления от ощущения долга и неуверенности. Действие этого предубеждения обычно усиливается за счет индивидуальных обстоятельств (временных ограничений или давления со стороны социума).
• Глава 28 Боязнь чужого (not invented here) - склонность игнорировать уже существующие продукты или решения на том основании, что их источник представляется «враждебным» или «чужим».
• Предвзятость в отношении результатов (outcome bias) - склонность оценивать принятые решения на основании полученного результата без учета обстоятельств, в которых принималось то или иное решение.
• Рационализация после покупки (post-purchase rationalization) - склонность убеждать себя в оправданности произведенной ранее покупки с помощью рациональных аргументов.
• Реактивное сопротивление (reactance) - необходимость сделать что-то обратное тому, что ожидается от человека, вызванная желанием противостоять «угрозе потери права на выбор».
• Избирательное восприятие (selective perception) - влияние наших ожиданий на восприятие происходящего.
• Предубеждение в пользу существующего положения (status quo bias) - склонность людей верить в то, что будущее в целом окажется примерно таким же, как настоящее.
• Принятие желаемого за действительное (wishful thinking) - формирование убеждений и принятие решений на основе личных симпатий, а не на рациональных основаниях или фактах.
• Предубеждение, связанное с нулевым риском (zero-risk bias), - предубеждение, при котором человек стремится снизить и без того минимальный риск до нуля, а не вероятность более крупного риска в несколько раз26.
Глава 3 0
Повысьте эффективность работы своего мозга
Глава 28 Мозг представляет собой удивительно мощный и сложный орган. В нем имеется около 100 млрд. нейронов (нервных клеток), между которыми может быть создано свыше 100 трлн. (1014) связей, называемых синапсами. Эти синапсы представляют собой основной строительный материал, из которого создаются наши мысли, идеи и воспоминания. Ваш мозг использует около четверти потребляемых вами калорий и четверть кислорода, который вы вдыхаете. Можно сказать, что мозг представляет собой самый мощный мускул вашего тела.
Существует немало свидетельств тому, что тренировка ума способствует улучшению работы мозга и позволяет противостоять распаду психики. Однако точная эффективность подобных упражнений до конца неизвестна. «Вне всякого сомнения, игры способствуют развитию мозга, поскольку по мере упражнения вы начинаете играть все лучше и лучше, - утверждает Эрл Миллер, преподаватель неврологии в Массачусетском технологическом институте. - Остается лишь вопрос, в какой степени полученные навыки помогают улучшить наш повседневный мыслительный процесс. И этот вопрос показал, что изучен не в достаточной степени»27. Однако многие эксперты считают, что с помощью регулярных упражнений можно улучшить краткосрочную память, сократить время реакции и повысить общий интеллектуальный уровень. Кроме того, эти упражнения способны приостановить развитие болезни Альцгеймера и других изнурительных психических заболеваний. По всей видимости, регулярные мыслительные упражнения приводят к росту новых клеток мозга.
Мозг достигает пика своих возможностей в возрасте ближе к 30 годам, а затем следует долгий, медленный спад в качестве его функционирования. Мозг начинает сжиматься, а наши мыслительные способности постепенно снижаются. Упражнения спосоны замедлить скорость этого снижения. «Люди начинают все чаще понимать, что загрузка мозга решением задач может приводить к позитивным последствиям, - говорит доктор Джин Коэн, директор Центра по проблемам старения, здравоохранения и гуманитарных наук (университет Джорджа Вашингтона).
- Каждый раз, когда вы ставите перед своим мозгом новую задачу, он физически меняется, в нем появляются новые клетки».
Мозг хорошо адаптируется и развивается с помощью повторяющейся деятельности. Поэтому если вы каждый день занимаетесь решением кроссвордов, можно предположить, что в 80 лет вы будете разгадывать их так же хорошо, как и в 30. Отличными упражнениями для тренировки мозга являются игры: головоломки, загадки, шахматы, «Эрудит» и проч. Такое же влияние на мозг оказывает чтение.
Писатель и нейрофизиолог Нэнси Андеасен выдвинула четыре предложения28. Она рекомендует посвящать 30 минут в течение каждого дня следующим занятиям:
1. Выберите новую и незнакомую вам область знаний и начните ее изучать во всех деталях.
2. Найдите время для медитации или размышлений.
3. Практикуйтесь в наблюдении и описывании вещей и событий.
4. Активно воображайте.
Ян Робертсон, профессор психологии Дублинского тринити- колледжа, говорит: «Мозг является пластичным - он меняется и физически перестраивается в зависимости от получаемого опы- та»29. Робертсон подтверждает этот тезис данными исследования мозга водителей лондонских такси, проведенного доктором Элеонорой Мак-Ги в 2000 году. В результате исследования было установлено, что мозг водителей постепенно увеличивался в размерах, чтобы помочь им сохранить в памяти подробный образ карты города. Сканирование мозга показало: размер их гиппокампуса значительно больше, чем у обычных людей. Гиппокампус связан с навигацией. Чем больше лет водитель такси занимался своим делом, тем крупнее был его гиппокампус.
Ян Робертсон рекомендует читать вслух за завтраком, создавать список объектов, имеющих некую единую черту (к примеру, покрашенных в синий цвет или заканчивающихся на букву «а»), а также менять руки при выполнении повседневных занятий. Например, если вы правша, то начните время от времени причесываться левой рукой. Эти упражнения заставят ваш мозг работать более упорно и справляться с неожиданными заданиями.
Глава 28 Каким образом мы можем развить этот мускул и заставить его работать с полной отдачей? Вот лишь несколько важных дел, которыми необходимо для этого заниматься:
1. Используйте мозг, или вы его потеряете. Если вы все время лежите в постели, то ваши мускулы ослабевают. Если вы постоянно смотрите телевизор, то ваш мозг теряет свою силу. Подобно любой другой мышце ваш мозг реагирует на здоровые и энергичные упражнения. Различные исследования показали, что люди, активно использующие свои мозги, в меньшей степени страдают от когнитивных расстройств, последствий старости или болезни Альцгеймера в старшем возрасте. Существует множество способов стимулировать и упражнять ваш мозг. Попробуйте заняться некоторыми из игр, упомянутых в следующей главе.
2. Питайте ваш мозг. Исследования наглядно показывают, что одни пищевые продукты помогают функционированию головного мозга, а другие тормозят его деятельность. Лучшей пищей для мозга являются свежие фрукты и овощи. О™ обеспечивают мозг антиоксидантами, нерафинированными углеводами и фолиевой кислотой. Цельное зерно, овсянка и чечевица помогают нам получить достаточное количество тиамина и правильных видов углеводов. Отличной едой является жирная рыба и льняное масло, содержащее жиры Омега-3. Вам необходимы белки, которые можно получить, потребляя яйца, рыбу и постное мясо. Для человека крайне важен витамин D, который можно получить, потребляя некоторые виды молочных продуктов или просто гуляя в солнечную погоду. Помимо этого, необходимо пить достаточное количество воды, фруктовых соков или травяного чая. Напротив, что алкоголь, большинство видов лекарств, сахар и жиры вредны для мозга, особенно при регулярном употреблении в больших дозах30.
3. Не переставайте учиться. Лучший способ упражнять ваш мозг - это заниматься постоянным обучением
(каждый день, неделю, месяц, год). Вы можете посещать уроки в вечерних школах или на курсах, а можете также учиться с помощью книг, CD и DVD или через Интернет. Исследования показывают, что обучение само по себе помогает развитию мозга и повышению продолжительности его работы, независимо от изучаемого предмета. По всей видимости, хорошо образованные люди в меньшей степени подвержены психическим расстройствам и дегенеративным заболеваниям головного мозга.
4. Разнообразие - это соль жизни. Постоянное занятие одним и тем же делом не обеспечивает достаточного объема физических упражнений для вашего мозга. Его работу можно стимулировать с помощью разнообразных занятий, разных способов проведения досуга и развлечений, бесед, поездок и социальной деятельности. Необычные занятия позволяют использовать мозг по-новому и заставляют его адаптироваться к изменениям. К примеру, попробуйте перевернуть эту книгу вверх ногами, а затем продолжить чтение. Вашему мозгу поначалу будет сложно адаптироваться к новой ситуации, однако постепенно он сможет это сделать.
5. Физические упражнения. Спорт и физические упражнения полезны для мозга, причем, не в последнюю очередь, за счет усиления притока крови и кислорода к вашей голове. Быстрая ходьба или бег являются хорошими упражнениями, но еще лучше будет, если вы займетесь деятельностью, требующей мышления и координации. Игроки в гольф, задумывающиеся о том, как будут наносить удар, или теннисисты, пытающиеся перехитрить своих соперников, занимаются одновременно физическими и психическими тренировками. Хорошими упражнениями являются танцы - сальса и танго, поскольку для достижения успеха вам нужно одновременно сосредоточиться на ритме, последовательности шагов, координации и движении.
6. Спите спокойно. Сон помогает мозгу и телу обновиться и восстановиться. Перерыв на сон в процессе решения проблемы может привести к появлению более хороших идей. Сон укрепляет и улучшает нашу память. Убедитесь в том, что вы имеете возможность хорошо выспаться ночью. Сделайте несколько физических
Глава 30упражнений перед сном, при этом избегайте обильного питания или употребления кофеина. Спите в удобной и жесткой кровати в хорошо проветриваемой и тихой комнате. Исследование, проведенное в Канаде, показало, что студенты, которые в течение дня готовились к экзамену, а затем спокойно спали всю ночь, вспоминали пройденный материал гораздо лучше, чем те, которые провели всю ночь за зубрежкой.
7. Читайте. Чтение хороших книг, статей и журналов является одним из наилучших способов получения новой информации и стимулирования деятельности мозга. Найдите время для ежедневного чтения серьезной литературы (см. главу 13 «Развивайте вербальное мышление»).
8. Запоминайте. Практикуйте свои способности к запоминанию. Обратите внимание на упражнения и методы, описанные в главе 21 «Максимизируйте свою память». Работайте со своей памятью каждый день, и она сможет значительно улучшиться.
9. Используйте цифры. Сознательно занимайтесь арифметическими упражнениями, и делайте это ежедневно. Меньше используйте для расчетов ваш калькулятор или компьютер - постарайтесь больше считать в уме. Проверьте счет или чек, который вы получаете в супермаркете или ресторане. Заранее рассчитайте, какую сдачу вы получите, а потом проверьте свои расчеты. Занимайтесь всеми четырьмя арифметическими действиями - сложением, вычитанием, умножением и делением. Это станет отличным упражнением для вашего мозга.
10. Слушайте музыку. Слушайте ее внимательно. Музыка представляет собой язык, использующийся человечеством для коммуникации. Она сильно отличается от обычной речи, и воспринимается практически одинаково, независимо от того, на каком языке вы обычно говорите. Слушание музыки помогает вам развить и стимулировать определенные зоны мозга, способствуя, помимо этого, изменению настроения. Неважно, какую музыку вы слушаете в тот или иной момент. Задайте себе вопрос: «Что и как пытался донести до меня композитор?». Попытайтесь услышать, как звучат различные инструменты, улавливайте их соло и постарайтесь понять, каким образом композитор объединяет их звучание для достижения требуемого эффекта. Обращайте внимание на мелодию, гармонии, тональность, ритм и тембр. Обратите внимание на использование повторений, развитие музыкальной партии и контрасты музыкальной темы. Можете ли вы заметить момент перехода от мажора к минору? Удается ли вам уловить переход от одной тональности к другой? Богатство музыки является поистине удивительным, и каждый из нас имеет возможность научиться воспринимать ее во всей красе.
11. Изучите иностранный язык. Используемый нами язык помогает нам сформировать путь мышления. Изучение другого языка и получение новой информации о культуре другой страны расширяет кругозор и помогает нам увидеть многие вещи по-новому. Попробуйте вернуться к изучению иностранного языка, которым вы занимались в школе, или попытайтесь начать изучать новый язык с нуля. Посетите курсы по обучению разговорной речи. Это может оказаться для вас большим испытанием, так как ваш мозг пытается справиться с коммуникацией, строящейся по непривычным правилам в то время, как ваш словарный запас является крайне ограниченным. Смотрите фильмы на иностранных языках. Читайте газеты и книги (в том числе детские). Начните переписку с жителем другой страны. Посетите другую страну и пытайтесь разговаривать с ее жителями на их родном языке. Вашему мозгу придется работать гораздо сильнее, чем обычно, однако со временем он адаптируется и разложит всю необходимую информацию по полочкам.
12. Учите других. Старая поговорка гласит: «Если хочешь чему-то научиться, попробуй научить этому других». Процесс преподавания ставит перед любым мыслителем целый ряд интеллектуальных и личных задач. Каким образом вы планируете помочь студентам научиться чему-то новому? Можете ли вы помочь им самостоятельно понять или открыть для себя что-то новое? Как сделать процесс преподавания интересным? Если вы делаете все правильно, то начинаете учиться одновременно с ними.
13. Глава 28 Общайтесь с интеллектуально развитыми людьми. Проводите время с людьми, которые вам интересны, интеллектуально развиты, начитаны, хорошо информированы, упрямы и которые стимулируют вас к действиям или приводят в хорошее расположение духа. Если вы не знаете, как их найти, создайте план, направленный на решение этой задачи. Старайтесь избегать людей, общение с которыми кажется вам скучным, однообразным или повторяющимся. Установите более тесный контакт с теми, кто способен поднимать интересные темы, имеет свой взгляд на мир, способен пересмотреть свое мнение и заставить вас подумать о чем-то новом. Не стоит ограничивать свое общение с людьми, способными говорить лишь о будничных проблемах, не имеющими собственного мнения или склонными постоянно с вами соглашаться. Мы не говорим о том, что вы должны превращаться в сноба или приверженца элитарного общения. Речь идет о питании вашего мозга необходимыми для его развития идеями и темами для дискуссий.
14. Займитесь благотворительной деятельностью.
Это поможет вам поставить себя в непривычную ситуацию, в которой вы можете одновременно помочь людям, и в то же время научиться у других чему-то новому.
15. Пойте. Начните петь в хоре. Это поможет вам научиться выстраиванию гармонии с другими людьми.