I, искусство 1 4 0 мыслить не 1 страница

ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР

Мы можем использовать мнемонические техники для запоминания телефонных номеров и других цифровых последовательностей. Пусть каждой цифре соответствует определенная буква, например: 1 = А, 2 = Б, 3 = В, Г = 4 и т. д. (цифре 9 соответствует буква «и»). Предположим, что нам нужно запомнить телефонный номер 0255 637892. Мы переводим каждую цифру в букву, в результате чего у нас появляется последовательность О Б Д Д E В Ж 3 И Б. Теперь мы можем придумать глупое, но осмысленное предложение, использующее эти буквы. К примеру, «Откроем бутылку, дадим другу, если вдруг жизнь заставит изловить Буратино». Запомнить эту фразу куда легче, чем последовательность цифр.

ЗАПОМИНАНИЕ ИМЕН

Случалось ли вам знакомиться с человеком и сразу же после этого забывать его имя? Ваша способность запоминать имена помогает вам обрести уверенность в себе. Вашему собеседнику становится гораздо приятнее, если вы помните его имя. И в целом это помогает вам укрепить дальнейшие отношения с ним. Позвольте поделиться с вами несколькими подсказками, помогающими запоминать имена других людей.

• Концентрируйтесь. Внимательно слушайте, когда вам говорят имя человека, при этом смотрите прямо на него. Затем немедленно проверьте, услышали ли вы имя.

• Повторите имя сразу же после того, как вы его услышали. Если вы представлены человеку по имени Петр Блохин17, задайте ему вопрос: «Где вы живете, Петр?». Повторение имени позволяет вам лучше закрепить его в памяти.

но, все люди с фамилией Блохин болеют за киевское «Динамо». Вы любите футбол, Петр?». Такое упражнение легко

делать с необычными именами. Например, вас знакомят с человеком по имени Василий Валадинга. Вы можете сразу же отреагировать следующим образом: «Валадинга - какая необычная фамилия. Что означает ваша фамилия, Василий?».

• Попытайтесь придумать рифму к имени. Как-то раз мне довелось познакомиться с дамой по имени Тоня Пересвето- ва, и я сразу же придумал для ее имени рифму «Тоня в вагоне». После этого мне не составило проблем запомнить его имя. Даже при отсутствии очевидной связи с образом человека вы можете придумать для его имени какую-нибудь рифму, к примеру: «Анна встала с дивана» или «Лариса - совсем не крыса» и т. д. Разумеется, если ваши рифмы могут оскорбить собеседника, их не стоит произносить вслух.

К примеру: «Тоня в вагоне несет перья Свете». Если вам доведется, например, встретиться с человеком по имени Денис Озеров, попытайтесь представить себе этого человека, играющего в теннис на поверхности озера. Чем более странной будет ваша картинка, тем легче вам будет запомнить имя человека.

ла, уточните его у собеседника еще раз. Если вы все же забыли, то нет ничего страшного в том, чтобы сказать: «Я знаю, что мы с вами были представлены друг другу, однако я никак не могу вспомнить ваше имя». После того как вы услышите имя еще раз, используйте для его запоминания одну из перечисленных выше техник.

Ваша память представляет собой настолько важный инструмент, что его необходимо постоянно развивать и поддерживать в рабочем состоянии. Практикуйте навык запоминания. Используйте для этого правила мнемоники, виртуальные путешествия, привязку и другие техники. Вы быстро обнаружите, что можете запоминать гораздо больше информации, чем раньше. Если вы не можете запомнить какую-то важную информацию, создавайте списки. Сама по себе фиксация важной информации в письменном упорядоченном виде поможет вам проще запомнить важные вещи.

Глава 2 2

Экспериментируйте, терпите поражения и учитесь новому

Люди, управляющие незаурядным мышлением, учатся ново му совершенно разными способами. Они готовы к восприятию идей из любых источников; с любопытством и открытостью выслушивают точку зрения других людей, при этом сохраняя определенную долю скептицизма; не принимают за чистую монету все, что им говорят; часто воспринимают идею других людей как рабочую гипотезу, то есть что-то, что можно считать истинным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Они в значительной степени (хотя и не абсолютно) доверяют своему жизненному опыту, и скорее поверят тому, что видели, слышали, чувствовали или к чему прикасались сами, чем восприятию этого же глазами других людей. Они ценят опыт и воспринимают его как источник новых убеждений, идей и более глубокого понимания.

Ученые всегда предпочитали эмпирический опыт (то есть информацию, полученную в результате наблюдений, опытов или экспериментов) теоретическим умозаключениям. Теории, прогнозы или расчеты основаны на предположениях, которые могут быть ложными, поэтому основной принцип научного метода заключается в сборе надежных свидетельств с помощью наблюдений и экспериментов. Чарльз Дарвин собрал огромный объем эмпирических свидетельств в ходе своего длительного путешествия на корабле «Бигль». Он использовал полученные факты для создания своей теории эволюции.

Люди, управляющие незаурядным мышлением, ценят опыты, эксперименты и личные наблюдения, которые дополняют и проверяют сведения, получаемые из вторых или третьих рук. Когда мы осознанно ищем новые пути, то тем самым покидаем свои зоны комфорта. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, у нас появляется новый шанс. Одновременно с этим возникает и риск неудачи. Когда дело касается инноваций, любая неудача может стать ступенькой к успеху. Эдисон терпел бесчисленное количество неудач в процессе изобретения лампочки и топливного элемента. Тем не менее именно он сказал: «Каждая неудача позволяла мне определить, по какому пути не стоит дальше двигаться». Неудачи способны научить нас намного большему, чем успех.

Получение нового опыта требует экспериментов, исследований и готовности воспользоваться шансом. Многие люди счита ют это дискомфортным для себя. Они предпочитают держать, ся того, что уже знают. Разумеется, когда мы придерживаемся этого, то находимся в большей безопасности, однако подобное

не дает нам возможности научиться чему-то новому. Каждый новый опыт представляет собой возможность этому научиться. Вот лишь несколько предложений относительно того, как можно приобрести новый опыт.

Какую самую большую ошибку вы совершили в своей жизни?

Постарайтесь серьезно об этом подумать - даже если воспоминания являются для вас болезненными. Какие уроки вы извлекли из случившегося? Найдите время для того, чтобы записать на листе бумаги, в чем состояла ваша ошибка, и чему она вас научила. Великие мыслители способны глубоко анализировать неудачи с точки зрения того, как можно улучшить положение дела в будущем. Теперь подумайте о каком-нибудь важном событии, случившемся с вами вчера или в начале недели. Речь может идти о деловой встрече, свидании, беседе с детьми, публичном выступлении или презентации. Насколько ваш результат отличался от идеального? Каким образом вы могли бы сделать что-то лучше? Запишите свои ответы так, чтобы они четко отражали ваши мысли. Если вы будете посвящать этому упражнению время на каждой неделе, то сможете достаточно быстро выявить ряд путей, позволяющих улучшить результаты в избранной вами области.

Вопросник относительно способности учиться на ошибках

1. Я сознательно стремлюсь к получению нового опыта.

2. Я люблю ездить в отпуск в новые и незнакомые места.

3. Я часто езжу домой разными дорогами, чтобы разнообразить свое путешествие.

4. Когда что-то идет не по плану, я анализирую происходящее и выявляю, что можно было бы сделать лучше.

5. Я учусь на своих ошибках.

6. Я пытаюсь сделать все, чтобы не повторять одну и ту же ошибку дважды.

7. Я рассчитываю риски.

8. Я способен уживаться с мыслью о том, что время от времени могу потерпеть поражение.

9. Я не боюсь признавать того, что периодически совершаю не самые умные поступки.

10. Мне не сложно извиняться за допущенную ошибку.

Поставьте себе 1 балл за каждый положительный ответ.

Максимальное количество баллов может составлять 10.

Хорошей считается оценка от 7 и выше.

I, искусство 1 4 0 мыслить не 1 страница - student2.ru

1. I, искусство 1 4 0 мыслить не 1 страница - student2.ru В ходе своей работы будьте готовы добровольно взять на себя новые обязанности и задачи. Заработайте репутацию человека, всегда готового заняться чем-то новым.

2. Сходите в театр или кинотеатр, при этом выберите спектакль или фильм, на который вы в обычных условиях не пошли бы.

3. В ближайшие выходные съездите в какое-нибудь непривычное место. Попробуйте что-то новое, не присущее вашему устоявшемуся порядку действий.

4. Сознательно организуйте встречи с новыми людьми и заводите новых друзей.

5. Не включайте вечером свой телевизор, а займитесь вместо этого изучением чего-то нового, о чем вы знаете недостаточно.

6. Приобретайте новые навыки, научитесь играть на музыкальном инструменте, займитесь новым для себя видом спорта или начните изучать иностранный язык.

7. Блуждая по Интернету, не ограничивайтесь лишь привычными сайтами.

8. Читайте журналы, которые вы никогда прежде не читали, связанные с незнакомыми для вас областями деятельности.

9. Посетите лекцию на тему, о которой вы знаете недостаточно много (рекомендуем вам ознакомиться с расписанием лекций в ближайшем университете).

10. Посетите необычный музей или галерею современного искусства.

Перечисленные выше примеры подтверждают правильность высказывания «неправильный ответ является, по сути, правильным ответом, но на другой вопрос». Каждый раз, когда мы терпим поражение, мы можем научиться чему-то новому.

Неудача - гораздо лучший учитель, чем успех. Вспомните то время, когда вы только учились ходить. Скорее всего, вы не сможете этого сделать, поэтому давайте я вам напомню. Вы бесконечно падали, однако вставали и пытались снова и снова ходить. Постепенно ходьба превратилась для вас в привычку, но необходимо помнить о том, что вы научились ходить, проведя с самого начала огромное количество неудачных экспериментов. Подобное отношение к неудачам стоит поддерживать на протяжении всей нашей жизни.

Вот несколько примеров ошибок, совершивших людьми, и выводов, которые они извлекли из этой ситуации.

В 1950-х братья Джакузи спроектировали ванную с системой циркуляции воды, которая была призвана помочь лечению людей с артритом. Когда продукт вышел на рынок, он не пользовался особым успехом. Лишь немногие из людей, страдавших от артрита, могли позволить себе эту достаточно дорогостоящую ванну. Братья вернулись обратно к чертежным доскам, немного переделали свой продукт и выпустили его на другой рынок - теперь ванны позиционировались как предмет роскоши для богатых людей. Продукт стал пользоваться огромным успехом.

• Колумб решил предпринять рискованное путешествие и поплыл на запад в надежде найти новый путь в Индию. Он не смог достичь своей цели, однако ему удалось открыть Америку.

• Дом Периньон изобрел шампанск ое совершенно случайно, когда в бутылке с вином произошла вторичная ферментация.

• Компания ЗМ изобрела клей, который не клеился. Однако Арт Фрай обладал видением того, как можно было бы использовать этот продукт - в результате появилась бумага для записей Post-it, ставшая для ЗМ огромным успехом.

• В период 1920- 1930-х Александр Флеминг занимался исследованиями бактерий. Одна из лабораторных чашек оказалась заплесневелой. Это было достаточно странно, и Флеминг решил изучить случившееся подробнее. Оказалось, что плесень способна успешно бороться с бактериями. Понимание сути этого явления позволило Флемингу открыть пенициллин, благодаря которому было спасено множество жизней.

• Компания Pfizer проводила испытания нового лекарства, призванного снизить повышенное кровяное давление. Участники тестовой группы показали, что снижения давления не происходит, однако после употребления лекарства возникал один позитивный побочный эффект. Препарат Виагра превратился из ошибки, допущенной в ходе эксперимента, в одно из самых коммерчески успешных лекарств за всю историю фармакологии.

Глава 2 3

Рассказывайте истории

Мы живем в мире, перегруженном информацией. Нас захлестывают потоки данных, фактов, статистики и других разнообразных форм информации. Поисковые машины позволяют нам получать вполне определенные ответы практически на любой вопрос. Однако людям нужны не только факты, им требуется понимание, они хотят понять смысл, нуждаются в контексте, и хотят слышать истории. Дети просят своих родителей рассказывать им истории, потому что им нравится укладывать некоторые из них в привычный для себя контекст. То же справедливо в отношении взрослых. Аудитория собраний не хочет подвергаться бомбардировке данными и цифрами. Они желают слышать эмоционально насыщенные истории, привлекающие их внимание и наполненные смыслом. Рассказ истории представляет собой один из самых мощных способов донесения вашего сообщения. Одна из причин широкого распространения христианства была связана с тем, что Иисус доносил до слушателей свои мысли не с помощью нравоучений или богословских дискурсов, а с помощью притч - он рассказывал людям истории, которые те могли легко понять и пересказать другим. В каждой истории присутствуют люди, эмоции, чувства, последствия и исходы. Они кажутся нам интересными, поскольку мы хотим выяснить, что же случится с их участниками.

Когда вы хотите донести до кого-то важную мысль, расскажите ему историю. Сравните два подхода, которые мог бы использовать банк, желающий донести до предпринимателей информацию о возможности получить кредит.

1. В прошлом году мы выдали свыше 15 тыс. кредитов для малого бизнеса на общую сумму свыше 1,2 тыс. млн. долларов. В среднем кредиты выдавались через 36 дней после подачи заявления. Это стало возможным благодаря упрощению операций за счет внедрения онлайновых систем, ускоряющих обработку данных. Для оптимизации работы с клиентами мы привлекаем свыше 250 менеджеров по работе со счетами и устраиваем для них профессиональный тренинг. Согласно данным опросов среди представителей малого бизнеса мы постоянно находимся в пятерке банков, с которыми предприниматели предпочитают иметь дело.

2. В минувшем году мы выдали свыше 15 тыс. кредитов для малого бизнеса. Был выдан кредит и Джерри Мартинесу, владельцу компании по ремонту офисов. Джерри - 35-летний потомок испанских иммигрантов, который смог выстроить собственный бизнес и дать работу 20 людям, в том числе многим из своих родственников.

Он заключил контракт на сумму свыше 500 тыс. долларов на ремонт офиса крупной компании, занимающейся розничной торговлей. Ему требовался кредит на эту сумму для пополнения складских запасов и закупки необходимого оборудования. Джерри испытывал беспокойство. Он боялся, если не сможет найти финансирование, то потеряет контракт. Прежде чем он обратился к нам, ему уже отказали в кредите два банка. Один из наших самых профессиональных консультантов Эдди Джордан быстро оценил ситуацию и разрешил выдачу кредита в течение семи дней после первого общения с Джерри. Также Эдди предложил ему помочь в оформлении страховки и предоставлении грантов на обучение для некоторых подчиненных. За время, прошедшее с момента выдачи кредита, объем бизнеса Джерри вырос вдвое. Как он сам говорит: «Благодаря вашей помощи мы смогли пережить трудные времена, и я горд тем, что нам удалось этого достичь».

Какое из двух сообщений показалось вам более интересным? Если у вас появится необходимость в получении кредита, то какое именно из этих сообщений в большей степени убедит вас в том, чтобы внимательно изучить предложение соответствующего банка?

Антропологи полагают, что рассказ историй сохранился в человеческой культуре, потому что он позволял создать ощущение социальной сплоченности между различными группами и служил ценным методом передачи знаний будущим поколениям. Однако некоторые психологи начинают верить в то, что истории оказывают большое влияние и на отдельных людей - вымышленный мир может служить плодотворной почвой для жизненно важных социальных навыков. «Если вы тренируетесь для того, чтобы стать пилотом, то проводите много времени в кабине симулятора», - говорит Кит Оатли, преподаватель прикладной когнитивной психологии в Университете Торонто. Ряд исследований, проведенных

Оатли и его коллегой Маром, показывают, что истории могут служить своего рода «симуляторами полетов» для социальной жизни. Исследование, проведенное в 2006 году, позволило увидеть связь между удовольствием от историй и улучшением социальных способностей. Исследователи использовали данные оценочных тестов и самостоятельных отчетов для определения степени развития социальных способностей и эмпатии у 94 студентов. Эти же студенты приняли участие в исследовании, в ходе которого им было нужно узнать авторов ряда фантастических и научно-популярных произведений. Обнаружилось, что у студентов, склонных к чтению художественной литературы, в значительно большей степени развиты навыки социального общения и эмпатии18.

Каким образом нужно рассказывать истории? Вам следует использовать несколько простых шагов:

1. Представьте себе персонажей. В историях участвуют люди, поэтому опишите участников вашей истории.

2. Определите место действия. Здесь можно говорить о задаче или проблеме, которую необходимо преодолеть героям истории.

3. Объясните, что случилось далее, и каким образом ситуация разрешилась.

4. Расскажите о заключениях или уроках, которые можно вынести из этой истории.

Попытайтесь пройтись по своей жизни и вспомнить самые яркие воспоминания, проблемы или сложности, с которыми вам пришлось столкнуться, либо забавные или эмоционально насыщенные ситуации, в которых довелось оказаться. Какие уроки вы смогли из них извлечь? У каждого из нас есть свои истории и порой, когда нам удается рассказать ее к месту, это помогает обогатить жизни наших слушателей. Будьте готовы обнажить свои чувства, поделиться своими мыслями и слабостями. Если вы будете делать это искренне, то сможете завоевать невероятный авторитет и получить симпатии слушателей. Не обманывайте слушателей; живо опишите им ваши чувства, эмоции, вашу боль и радость. Они хотят услышать о том, как вам было

плохо, как сильно вы были напуганы. Им хочется знать, насколько сильное удивление или радость вы испытали. Прежде всего им интересно услышать завершение истории, а также, почему это случилось именно так.

Когда вы, будучи взрослыми, вспоминаете своих родителей или дедушек с бабушками, то чаще всего помните не о фактах из их жизни, не то, какая у них была профессия или сколько денег они зарабатывали. Скорее, вы будете вспоминать их рассказы, особенно трогательные истории об их детстве, взаимоотношениях с родителями, ошибках и приключениях.

Создайте собственный запас интересных историй. Будьте готовы рассказать их в той или иной деловой или социальной ситуации. Вы можете рассказывать истории при любом удобном случае - на свидании или деловой встрече. Самыми лучшими историями являются те, рассказать которые не может никто другой, кроме вас. Однако имеет смысл также рассказывать истории о других людях, если они действительно интересны или помогают вам подчеркнуть по-настоящему важную мысль. Записывайте интересные истории в блокнот или собирайте их в отдельную папку. Размышляйте над тем, каким образом вы можете творчески их использовать в работе или при общении.

Английский романист Эдвард Морган Фостер объяснил это крайне просто: факт может звучать следующим образом «королева мертва, король мертв». История же может звучать как «когда королева умерла, король умер вслед за ней, так как: его сердце было разбито». Поэтому, когда вы хотите передать сообщение, не ограничивайтесь лишь передачей информации в чистом виде. Спросите себя, каким образом вы можете проиллюстрировать ваше сообщение с помощью примеров и историй. Меньше фактов и больше рассказов.

Глава 2 4

Мыслите с юмором

Как уже было упомянуто выше, латеральное мышление и юмор связаны между собой. Комики пользуются непривычным взглядом на мир и высмеивают нормы и стандарты, которые мы воспринимаем как должное. Шутки смешные потому, что оказываются для нас неожиданными или показывают привычные для нас вещи с необычной точки зрения. Возьмем, к примеру, простое предложение: «Мой день строится по обычному графику: в 10 часов вечера я выпиваю чашку горячего шоколада, ложусь в постель в 11 часов и возвращаюсь домой в полночь». Именно неожиданная концовка этой истории делает ее смешной.

Юмор помогает нам увидеть привычные вещи с новой точки зрения, но, кроме этого, он приводит к возникновению и другого положительного эффекта. Мы можем донести наше сообщение гораздо эффективнее, если будем разбавлять серьезную информацию юмористическими вставками. Если вы умеете перемежать свои разговоры и презентации юмором, то ваша речь будет казаться интереснее, а вы станете более популярным. Помимо прочего, смех сам по себе является мощным терапевтическим средством. Он стимулирует выброс эндорфинов, снижающих напряжение и улучшающих самочувствие.

Каким образом можно привнести в свою жизнь юмористическую составляющую? Найдите время для того, чтобы прочитать смешную книгу; послушайте комедийную передачу по радио или пойдите на юмористический концерт. Общайтесь с людьми, которые заставляют вас смеяться. Записывайте приключившиеся с вами смешные события, и научитесь пересказывать их с удовольствием. Зачастую даже самая значительная проблема воспринимается менее остро, если вы рассказываете о ней с юмором. Посмотрите на жизнь глазами ребенка. Дети смеются весь день; они наслаждаются жизнью; они способны замечать забавную сторону практически во всем. Если мы научимся видеть мир таким образом, то сможем посмеяться над многими вещами. Здесь как раз желательно вспомнить слова римского философа Сенеки: «Для человека будет гораздо больше пользы, если он станет смеяться над жизнью, а не плакать над ней».

КАК РАССКАЗЫВАТЬ АНЕКДОТЫ

Многие люди боятся шутить, потому что когда-то в прошлом у них это не получилось, либо потому, что они не хотят показаться

глупыми или кого-то обидеть. Люди не решаются рассказывать анекдоты, потому что когда-то им это не удалось, либо же потому, что они боятся показаться глупыми или кого-то обидеть. Вы имеете полное право рассказывать смешные истории о себе, потому что они произошли именно с вами. Анекдоты же являются независимыми и, в некотором смысле, искусственными, поэтому, когда вы начинаете его рассказывать, то принимаете на себя небольшой риск. Однако хорошо рассказанный анекдот может развеселить ваших собеседников и поднять настроение у окружающих. Оратор, способный включить в свое выступление несколько умных анекдотов и преподнести их с достаточным артистизмом, будет, вне всякого сомнения, оценен зрителями, которые обычно скучают на предсказуемых презентациях и подсознательно жаждут хоть какого-то развлечения.

Вот несколько советов о том, как рассказывать хороший анекдот.

1. Сделайте выбор. Выберите три-четыре понравившихся вам анекдота из Интернета или книги анекдотов. Если вам предстоит выступать перед аудиторией или делать презентацию, выбирайте анекдоты, которые отчасти (но не в полной мере) соответствуют вашей ситуации - это позволит вам легко включить их в поток вашего рассказа. Запаситесь одним или двумя свежими анекдотами или анекдотами, посвященными теме вашего выступления, которые вы сможете рассказать при первом удобном случае.

2. Практикуйтесь. Практикуйтесь в рассказывании анекдотов вслух, желательно, перед зеркалом. Поработайте над своим стилем, позволяющим вам рассказывать их уверенно и спокойно. Рассказывая анекдот, сконцентрируйтесь на его концовке и убедитесь в том, что вы можете использовать для нее максимально точные выражения.

3. Выберите момент Если в ходе разговора появляется удобный момент, вы можете рассказать один из припасенных анекдотов. Если же такого момента не возникает, вам придется дождаться паузы. Иногда возникает наиболее сильный эффект, когда слушатели совершенно не ожидают, что выступающий отвлечется от основной темы и расскажет анекдот. Поэтому если к подобному располагает обстановка, начните расска-

зывать анекдот с серьезным выражением лица, и тогда вы сможете поразить аудиторию в кульминационный момент.

4. Рассказывайте анекдоты медленно и доверительным тоном. Многие люди терпят неудачу в попытке рассказать анекдот из-за того, что говорят слишком быстро, бессвязно бормочут или просто подбирают для рассказа не самые удачные слова. Практика помогает справиться с этими проблемами, однако у каждого из нас существует соблазн рассказать историю максимально быстро. Постарайтесь замедлиться. Попробуйте сделать паузу перед кульминацией анекдота для достижения большего эффекта. Это может значительно усилить ваше воздействие на аудиторию.

5. Сопоставляйте шутки с уровнем аудитории. Анекдот, который вы рассказываете коллегам в курилке, может оказаться совершенно неуместным на благотворительном церковном вечере. Анекдоты часто высмеивают привычные табу. Нет ничего страшного, если анекдот немного заденет одного-двух участников мероприятия. Однако если после рассказанного вами анекдота оскорбленной почувствует себя вся аудитория, вина за неправильный выбор будет лежать исключительно на вас. Если аудитория состоит из разных людей, используйте нейтральные анекдоты. Во время вечернего приема вы можете позволить себе более рискованные шутки, а сидя с друзьями в баре, можете позволить себе даже непристойные шутки. Делайте свой выбор мудро.

6. Помните о взаимности. Никогда не заканчивайте анекдот быстрее рассказчика. Смейтесь или улыбайтесь, даже если вы слышали этот анекдот раньше. Учитесь не только рассказывать анекдоты, но и слушать их.

7. Развивайтесь. По мере накопления опыта и уверенности начинайте экспериментировать с различными типами анекдотов. Однако не слишком увлекайтесь этим занятием. Не стоит рассказывать анекдоты слишком часто или один за другим. Ваша цель состоит в том, чтобы рассказать за время выступления лишь несколько анекдотов, но сделать это с максимальным эффектом.

Глава 24 165

И, наконец, имейте в запасе несколько коротких фраз, которые вы можете вставлять в свою речь. Примером такой фразы может быть следующая: «Я очень люблю прогулки на большие расстояния. Особенно мне нравится, когда ими занимаются раздражающие меня люди».

Смешные анекдоты делают мир гораздо более интересным. Наслаждайтесь процессом рассказывания анекдотов!

Глава 2 5

Думайте позитивно

В ходе одного исследования, проведенного в клинике Майо в городе Рочестер (штат Миннесота), пациенты проходили тестирование, с помощью которого оценивался уровень их оптимизма и пессимизма. Информация о каждом пациенте собиралась на протяжении 30 лет. В результате анализа оказалось, что оптимисты живут дольше, чем обычные люди их возраста и пола. А жизнь пессимистов была короче среднего значения. Исследователи обнаружили: оптимизм укрепляет иммунную систему и помогает людям жить в соответствии с более здоровым образом жизни. Оптимисты лучше относятся к себе самим, с большим уважением. Страх, присущий пессимистам, находит свое выражение в более высоком уровне кровяного давления, повышенном беспокойстве и депрессии19.

Каждый из вас может стать либо человеком, который управляет незаурядным мышлением, наполненным депрессивными и негативными мыслями, либо человеком, занимающимся вдохновляющими и позитивными размышлениями. Ваше отношение к жизни определяет ваш образ мыслей, который, в свою очередь, отвечает за поведение и результаты, достигнутые вами. Множество исследований показало, что при выборе позитивного взгляда на жизнь люди способны достичь большего, чувствуют себя более довольными жизнью и живут дольше. Существует множество книг и статей, посвященных теме позитивного мышления. Вот какие рекомендации обычно даются в этих источниках:

1. Верьте в себя. Именно эти слова открывают бестселлер Нормана Винсента Пила «Сила позитивного мышления». Успешные люди начинают свой путь с формирования ощущения уверенности в себе. Множество наблюдений и исследований показывают, что с точки зрения успеха в долгосрочной перспективе уверенность в себе гораздо более важна, чем интеллект, образование или связи. Важной отправной точкой является ваша убежденность в том, что вы способны к существенным достижениям или что у вас есть что- то особенное, позволяющее внести уникальный вклад.

2. Установите четкие цели. Эта мысль детально объясняется в главе 26 «Установите цели». Если вы не зна-

ете точки назначения, то ваше путешествие становится хаотическим. Однако если вы записываете на листе бумаги серьезные, но достижимые цели, то это значит, что вы уже встали на путь их выполнения.

3. Нарисуйте ментальную картину вашего успеха. Представьте себе, что вы уже достигли своей цели. Насладитесь мыслью о том, что ваша книга готова к публикации, или, что вы выполнили план продаж, ваша речь сопровождалась аплодисментами, вы выиграли гонку или исполнили мечту всей своей жизни. Как только эта картинка со всей четкостью сформируется у вас в мозгу, это облегчит вам дальнейшую работу по определению шагов в направлении заданной цели.

4. Возьмите на себя ответственность и за собственную жизнь. Не оставайтесь в роли жертвы. Не вините в своих проблемах других людей или неудачно сложившиеся обстоятельства. Именно вы являетесь капитаном корабля, решающим, каким курсом пойдет корабль и что случится потом. Если вы недовольны какой-то частью своей жизни, создайте план изменений и займитесь его реализацией.

Наши рекомендации