Методика грамматики и правописания.

Данный раздел методики преподавания русского языка в начальных классах состоит из двух взаимосвязанных блоков:

методика обучения грамматике (блок №1) и

методика обучения правописанию (блок №2).

Изучение данного раздела методики мы начнем с общих положений, которые необходимо знать и учитывать при проектировании любого урока русского языка.

Уважаемые студенты! Для того чтобы вам было легче и интереснее работать с пособием, мы решили ввести специальные условные обозначения, которые периодически будут встречаться вам при изучении каждого раздела.

Условные обозначения:

методика грамматики и правописания. - student2.ru

- Внимание! Это важно.

методика грамматики и правописания. - student2.ru

- Советы по практическому применению теоретических сведений.

методика грамматики и правописания. - student2.ru

- Так легче запомнить.

методика грамматики и правописания. - student2.ru

- Терминология.

Русский язык как предмет в начальной школе.

(общие положения)

Уроки русского языка в начальной школе могут быть связаны с

изучением лингвистического понятия (ЛП) или орфографичес-

кого правила (ОП). С целью выбора методики проведения урока

следует в первую очередь проанализировать формулировку его темы.

Тема: « Корень слова. Однокоренные (родственные) слова» связана с

изучением существенных признаков лингвистического понятия (блок №1).

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» связана с

изучением орфографического правила (блок №2).

Исходные положения обучения русскому языку.

(учитываются при проведении любого урока русского языка)

  1. Коммуникативная функция языка ( любое лингвистическое понятие или орфографическое правило изучается с той позиции, как они используются в речи, устной или письменной).
  1. Единство языка и мышления ( лЕ/Иса; у меня в руках шарик, у меня собака Шарик).
  1. Язык – сложное, многосистемное явление ( рассматривать слово с разных точек зрения: связь между разделами языкознания).

методика грамматики и правописания. - student2.ru Общие требования к уроку русского языка:

1. Целостный характер (связь всех этапов урока)

2. Каждый урок начинается с сообщения темы и постановки цели.

3. Обязательными этапами любого урока русского языка (вне зависимости от его типа) является минутка чистописания и словарно-орфографическая работа.

4. Новый материал опирается на уже изученный (учитель должен четко продумать, что необходимо повторить для изучения нового материала).

5. Цель повторения – актуализация тех знаний, которые нужны для изучения новой темы.

6. Реализация дидактической и методической структур урока.

7. Разнообразие видов и форм работы.

8. Создание проблемных ситуаций ( см. следующий раздел).

9. Воспитательный характер урока.

10. Самостоятельная работа учеников.

11. На каждом этапе урока работа по развитию речи: лексический, синтаксический уровни и уровень текста.

12. Реализация всех принципов обучения (см. педагогику).

13. Индивидуальная помощь и дифференцированный подход к ученикам.

Наши рекомендации