Кредитное регулирование и стимулирование деятельности субъектов реального сектора экономики

В условиях товарно-денежных отношений наличие зависимости между функционированием промышленности и банковской системы, промышленного и финансового капитала является закономерным.

Создание банка, возможность осуществления им достаточного объема операций и услуг невозможны без капитала промышленно­сти, так же как и функционирование даже самого мелкого предпри­ятия невозможно без банковского обслуживания. Следует отметить, что развитие промышленности и банковского сектора идет практиче­ски параллельно: изменения в отраслях промышленности оказывают влияние на формы, методы и технологии ведения банковского бизне­са, и наоборот, развитие новых банковских услуг дает возможность развития производству.

Банки развитых стран на данный момент практически полностью исчерпали возможности получения доходов от операций на финан­совом рынке, а потому изменение отношения к реальному сектору экономики и розничному сегменту рынка неизбежно. Банки тради­ционно размещают капитал в акции промышленных компаний, ста­новясь их собственниками, а промышленные структуры приобретают акции банков и тоже превращаются в их собственников. Переход к рыночным отношениям не только привел к расширению интеграции между этими сферами, но и потребовал широкого участия в этом процессе финансово-кредитных институтов.

Одним из вариантов такой интеграции является создание финансово-промышленных групп, что позволяет объединить де­ятельность трех разных субъектов: промышленного, торгово-посреднического, финансового. Серьезной предпосылкой сращивания банковского и промыш­ленного капитала является недостаточность предоставления долго­срочного кредита, который так необходим предприятиям и отраслям промышленности. Краткосрочный кредит лишь на короткое время соединяет промышленника и банкира, ведь краткосрочные кредиты обслуживают потребности предприятий промышленности ограничен­ный период, предоставляются им на кратковременные нужды, а по­сле возвращаются в банк.

Следовательно, можно условно выделить три группы отраслей с точки зрения их спроса на долгосрочные кредитные ресурсы:

1 группа - это отрасли (большинство отраслей ТЭК), стимули­рование привлечения кредитных вложений банков, в которые нецеле­сообразно или же может носить избирательный характер. Дальней­шее развитие взаимоотношений с банками возможно в направлении полного или преимущественного управления корпоративными фи­нансами путем участия в акционерном капитале при использовании организационных форм интеграции. Акционерное финансирование более удобно, так как может осуществляться не только в денежной форме, но и через поставки оборудования, ноу-хау и др. Такая фор­ма дает возможность удлинить сроки погашения задолженности, что весьма актуально при длительных сроках окупаемости проектов.

2 группа - это отрасли обрабатывающей промышленности, где предприятия используют импортное сырье и комплектующие изде­лия. Интеграция банков с предприятиями этих отраслей сложна вви­ду сложного финансового состояния предприятий из-за обесценения национальной валюты и уменьшения возможностей экспорта про­дукции, а также высокого уровня просроченной задолженности по кредитам. Кредитование предприятий этих отраслей и в будущем бу­дет оставаться проблемным и наращиваться медленными темпами.

3 группа - включает наиболее конкурентоспособные на сегодня предприятия машиностроения, химической, фармацевтической про­мышленности, производства стройматериалов. Кредитование этих отраслей уже ведется, но носит избирательный, точечный характер, поэтому будут расширяться организационные формы и методы кре­дитования.

К этой же группе относятся предприятия, у которых есть инве­стиционные проекты высокой степени готовности, но недостаточно средств для их реализации. Банки должны искать таких клиентов и оказывать им поддержку.

Стимулирование кредитования, и в первую очередь долгосрочно­го, требует решения серьезных проблем. Обозначим эти проблемы и выявим возможные направления решения:

1. Необходима разработка долгосрочной концепции инвестици­онного процесса по использованию огромных внутренних ресурсов экономики страны.

2. Должны быть сформированы привлекательные условия для мобилизации финансовых ресурсов самой экономики, но обращаю­щихся вне реального сектора.

3. Необходима четкая инвестиционная стратегия отбора инвестиционных проектов для их последующего банковского сопровожде­ния.

4. Целесообразно было бы использовать метод резервирования прибыли на специальных банковских счетах, предоставив предприя­тиям возможность накапливать средства на капитальные вложения, а банкам - использовать эти ресурсы на кредитование инвестиций. В результате банки смогут предоставлять кредиты предприятиям в рамках конкретных инвестиционных программ в течение всего срока их реализации, но лишь по мере накопления средств.

5. Для банков, активно осуществляющих долгосрочное инвестиционное кредитование, следует предусмотреть льготы при налогообложении прибыли, а в некоторых случаях - полное освобожде­ние от уплаты налогов.

6. Необходимо упорядочение системы долевого финансирования инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета и частных инвесторов, в том числе банков. Государство должно пред­ложить не сами финансовые ресурсы, а те инвестиционные програм­мы, в которых целесообразно участие коммерческих структур. Для этого банкам должна предоставляться полная информация об инве­стиционных программах, в которых предполагаются вложения бюд­жетных средств на началах долевого участия. В этом случае банки смогут сами выбрать те проекты, в которых они заинтересованы.

7. Целесообразно проводить не конкурс проектов, а конкурс ин­весторов, в том числе банковских учреждений. При отмене ограни­чений на долевое участие в проекте государства возникнет реальная возможность сконцентрировать их на реализации наиболее крупных проектов, избежав тем самым распыления финансовых ресурсов, ужесточить контроль за целевым использованием, повысить уровень страховых гарантий.

8. Банковское инвестиционное кредитование можно было бы дополнить льготным государственным кредитованием за счет средств бюджета.

9. Сформировать группы банков, имеющих инвестиционные намерения и способные их реализовать, выделить в их структурах специальные инвестиционные подразделения, которые могут стать основой специализированных инвестиционных банков. В отношении этих банков регулирующее воздействие государства и Банка Рос­сии может выражаться в форме помощи при выборе или уточнении приоритетных направлений инвестирования.

10. Необходимо определить круг банков, которые имеют по­тенциальные ресурсы для долгосрочного кредитования, заинтере­сованы в нем, но пока не осуществляют его. Эти банки должны рассматриваться как потенциальная группа для льготного нало­гообложения и снижения резервных требований со стороны Цен­трального банка. Поддержка им может носить форму консульта­ций, предоставления информации и др. Следует также выделить банки, которые объективно не в состоянии осуществлять инвести­ционное кредитование.

11. Рост числа и масштабов крупных компаний вызывает потребность в создании банковских учреждений, способных опосредовать движение крупных капиталов, деятельность которых основана на современных технологиях, средствах телекоммуникаций.

12. Важным условием превращения банковских инвестиций в промышленные являются инвестиционная привлекательность пред­приятия и его инвестиционная кредитоспособность.

Основной проблемой большинства предприятий и организаций сферы реального сектора экономики являются недостаток оборотного капитала, невозможность увеличения инвестиций в основной произ­водственный капитал, ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Особенно остро эти проблемы стоят перед банками второго уровня, которые в основном и работают с клиентами реального сектора эко­номики. Для решения этих проблем необходимо:

1. Пересмотреть и уточнить приоритеты финансово-кредитной политики с тем, чтобы усилить роль кредитования в производствен­ной сфере по сравнению с проблемой исполнения бюджета, для чего ограничить использование денежных ресурсов коммерческих банков для покрытия бюджетного дефицита.

Для решения этой проблемы необходимо стимулировать процесс приобретения акций промышленных предприятий банками.

2. Следует активизировать развитие льготного кредитования ин­вестиционных проектов в различных формах.

С этой целью, вероятно, необходимо модернизировать политику обязательного резервирования, сократив ставки отчислений, а высво­бодившиеся средства направить на инвестиционные цели под льгот­ные проценты. Для того чтобы стимулировать банки предоставлять долгосрочные кредиты на производственные нужды, можно было бы ввести для них льготное налогообложение прибыли. Возможно ре­финансирование коммерческих банков под инвестиционные проекты, относящиеся к приоритетным направлениям развития экономики, на льготных условиях.

3. Для банков второго уровня, т. е. менее крупных, реализация кредитных проектов в сфере реального сектора экономики непри­влекательна в силу следующих обстоятельств:

недостаточного уровня кредитоспособности большинства промышленных предприятий;

низкой эффективности и высоких кредитных рисков;

значительного объема дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.

Для решения этих проблем требуется проведение мер в области налоговой политики, ценообразования, кредитного обслуживания предприятий. Необходимо также укрепление коммерческих банков, наращивание их капитала и ресурсной базы, а кроме того, целена­правленное стимулирование государством среднесрочных и долго­срочных вложений банков в реальную сферу экономики. Активи­зация реального сектора экономики могла бы стать немаловажным фактором расширения кредитования банками предприятий реально­го сектора экономики и перетока капитала в реальный сектор.

Наши рекомендации