Необходимое наследование

Это ограничение свободы завещания. В древнейшее время это правило устанавливало, что sui heredes, должны назначаться и лишаться наследства прямым распоряжением наследодателя, а назначать других наследников при отсутствии в завещании указания об этой категории запрещалось. Несоблюдение этого правила делало завещание недействительным.

В преторском праве это правило распространялось на всех наследников первого разряда. При отсутствии соответствующих указаний неупомянутые в завещании, но обязанные быть упомянутыми, полусали долю, которые должны были получить по общему правилу.

В конце республиканского периода суды признавали завещания, устранявшие ближайших родственников от наследства, нарушающими родственные обязанности, составленными не в здравом уме, а следовательно не имеющими силы. Поэтому в подобных случаях иски о наследстве (petitio hereditatis) со стороны близких цивильных родственников, обойдённых в завещании, удовлетворялись. Также эманципированные дети могли в экстраординарном порядке жаловаться претору о лишении наследства. Постепенно сложилось правило, по которому в завещании каждому наследнику оставлялось не менее 1/4 (законодательство Юстиана повысило до 1/2 если доля была менее 1/4 наследства и до 1/3 - если не менее) от того, что он должен был получить в тех же условиях по закону. Обойдённый мог требовать не эту долю, а то, что он должен был получить по закону.

Юстиниан установил правило, по которому необходимыми наследниками признавались восходящие и нисходящие. Они обязательно получали указанную выше часть имущества наследодателя в качестве наследства или даже частично подарка ещё при жизни наследодателя (новелла 118).

ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА

Для sui heredes и рабов по завещанию момент возникновения правопреемства необходимо связывался с моментом открытия наследства. Эти наследники называются обязательными (heredes necessarii). По цивильному праву они не могли отказаться от открывшегося для них наследства. Для защиты наследников, которые вынуждены принимать наследство с долгами, по которым они по праву должны отвечать не только в размере наследственного имущества, но и собственными средствами, претор предоставлял beneficium abstinendi, по которому он отказывал в иске против цивильных наследников, которые не вступали в фактическое право наследования, право наследования переходило на следующий разряд наследников. В таком случае при отсутствии желающих вступить в наследство претором объявлялся конкурс на управление имуществом наследодателя для удовлетворения требований кредиторов.

Все остальные категории наследников - добровольные (heredes voluntarii).

Первоначально наследство принималось через торжественный акт (cretio). При поздней республике и империи достаточно стало неформального волеизъявления о принятии наследства (pro herede gestio), то есть любого поведения, из которого следовало, что лицо принимает наследство. Дождёв же пишет, что первоначально существовали обе формы принятия наследства, но с течением времени первая из них отжила и формально была отменена в 407 г.

Цивильное право не утсанавливало срока принятия наследства. Кредиторы наследства могли посредством иска требовать скорейшего вступления в наследство для удовлетворения их материальных требований, и суд мог назначать дату вступления в наследство, по истечении которого наследник, не давший ответа, считался отказавшимся от наследства (а по праву Юстиниана - принявшим наследство). В отношении наследственных владельцев давался срок 1 год для вступления в наследство (для нисходящих и восходящих наследников) или 100 дней (для других наследников). Последний срок Юстиниан увеличил до 9 месяцев При пропуске срока наследственное владение передавалось далее по списку наследникоов с теми же самыми условиями.

В преторском праве вступление в наследство оформлялось вводом во владение, а в юстиниановском – письменным заявлением в магистрат (Хутыз).

В указанных случаях между открытием и принятием наследства часто проходило дочтаточно много времени. Всё это время наследство считалось лежачим (hereditas iacens), то есть бесхозным имуществом, которым каждый мог приобрести после одногодового владения. В имперский период такое приобретение лежачего наследства запрещено, а расхищение наследства считается преступным.

Исторически сложился институт наследственной трансмиссии (transmissio delationis) - переход права принять наследства к наследникам лица, призванного к наследству, но не успевшего до своей смерти вступить в наследство. Первоначально в таком случае имущество становилось бесхозяйным, то есть трансмиссия была невозможна. Затем появилась трансмиссия в отношении наследника, умиравшего до годовалого возраста наследство переходило его отцу. В преторском праве такое имущество передавалось дальнейшим нисходящим разрядам наследников, а если это касалось наследника по завещанию, то открывалось наследование по закону. Дальше и появилась трансмиссия только при невступлении умершего наследника в права наследника при отсутствии его вины. В праве Юстиниана это правило стало общим для всех наследников в течение одного года после того как они узнали об открытии наследства, но при этом срок на вступление в наследство детей умершего наследника не начинается заново, а в отношении его остаётся срок его родителя-наследника.

Существовало также правило ius accrescendi. По нему когда один из наследников умирал или отказывался от наследства при отсутствии трансмиссии его доля поравну делилась между остальными наследниками.

Вступление в наследство считалось универсальным правопреемством. Наследуемая наследником часть наследства соединялась с его собственным имуществом. Кредиторы наследодателя могли получить у претора beneficium separationis, по которой слияние части наследственной массы с имуществом наследника возможно было только после погашения долгов наследодателя из первой (если у наследника было много личных долгов). У кредиторов наследника такого права не было. Когда принятие наследства было не выгодно для наследника, претор мог давать beneficium inventarii, по которой наследник, который начал в течение 30 дней со дня открытия наследства в присутствии нотариуса и свидетелей опись имущества наследодателя и закончивший её в течение следующих 60 дней, отвечает по долгам наследодателя только в пределах описанного.

При множественности наследников каждый вступал в наследство пропорционально своей доле. Делимые требования и долги, как и делимое имущество наследодателя распадалось на части. Неделимые долги создавали солидарную ответственность. Также могла возникать обязанность присоединять к наследственной массе некоторые виды имущества наследников в том случае, если наследственная очередь доходила до них (collatio bonorum). Это касается приданного дочери, полученного от отца, имущества эманципированных детей. Позднее это правило распространялось на приданное любых нисходящих в отношении восходящих наследодателей.

Посторонний долевой наследник мог отказаться от доли или быть лишённым наследственных прав. В таком случае его доля отходила только сонаследникам, имевшим законных детей, а если их не было – легатариям или фидеокомиссариям с законными детьми, а если их не было – фиску.

Наследник имел право на иск об истребовании наследства (petitio hereditatis). Преторский наследник имел право на interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственными вещами, то есть интердикт об истребовании наследства у третьих лиц, хотя Лабеон называл полученное по этому интердикту право на наследство лишь владением правом. Когда такой наследник назначался в отсутствие завещания (bonorum possessio sine tabulis) или вопреки ему (bonorum possessio contra tabulas) претор давал ему эксцепцию против иска цивильного наследника. В 129 г. консул Ювенций Цельс принял SC Iuventianum, в котором говорилось, что лицо, присуждённое по иску об истребовании наследства, обязано вернуть истребовавшему со всеми приращениями и всем приобретённым за счёт наследства.; добровольный владелец, утративший владение наследственной вещью, отвечал в полном объёме собственного обогащения.

Наследник имел право уступить право на наследство перед магистратом в порядке цессии (in iure cessio hereditatis), но только после принятия наследства, хотя по мнению сабинианцев подвластные наследодателя не могли цедировать наследство даже после его принятия.

ЛЕГАТЫ И ФИДЕОКОМИССЫ

Легат – древнейшая форма завещательного отказа, то есть завещательного распоряжения о выполнении указанным в завещании наследником определённых действий в пользу третьих лиц для их выгоды. Легат создаёт сингулярное правопреемство. Отказ наследника от наследства не исключал получение легатарием ему положенного. Отказ же самого легатария был возможен и сохранял всё ему отказанное за наследником. Модестин говорит, что «легат – это дарение, оставленное посредством завещания». Легатарием мог быть только человек, обладающий пассивной завещательной правоспособностью. Изначально неисполнение легата могло оговариваться самим наследодателем под условием штрафных санкций. Принятие легата помимо воли наследника являлось самоуправством и влекло на его стороне появление интердикта о восстановлении владения. Отказ мог быть установлен под условием или с определённым сроком.

Особая сложность была при разделе неделимых вещей по легату. Сабин и Кассий считали, что делится и отказывается стоимость таких вещей, а Прокул и Нерва – части. Однако Помпей пишет, что наследник должен сам выбирать,что отдавать, а обязанность отдавать легатария именно стоимость вещи возникает только при природной невозможности разделить вещь, не повредив её.

Первым видом легатов по времени возникновения был легат посредством виндикации (legatum per vindicationem), устанавливавшийся обычно словами «do lego». Он устанавливал в пользу легатария право собственности на определённую в завещании вещь (находившуюся в момент смерти у наследодателя по квиритскому праву) или сервитут с момента принятия наследником наследства. В случае не исполнения обязанности наследником давал легатарию право на виндикационный иск (по собственности) или actio confessoria (по сервитуту). Первоначально указанный вид легатов вещей, не принадлежавших наследодателю был незаконен, но в 1-м веке н.э. принят сенатусконсульт Нерона, по которому такие легаты переводились по своему функционированию в следующий вид легатов.

Legatum per damnationem (легат посредством приговора, заклятья), устанавливавшийся словами «Heres meus Lucio Titio centum dare damnas esto», возлагал на наследника исполнить то, что было отказано. При неисполнении легатарий имел право на иск manus iniectio или actio ex testamento (иск из завещания). Объектом могла быть вещь, в момент смерти не принадлежащая наследодателю: наследник обязывался приобрести её у третьего лица и передать легатарию или выдать определённую сумму при отсутствии возможности купить именно указанную вещь. Это второй, исторически возникший легат. Одним из его подвидов был legatum partitionis (приказ наследнику поделить наследственную массу с третьим лицом при возможном обязывании легатария принять на себя часть долгов наследства посредством стипуляции), который многие теоретики называли пятымвидом легатов.

Legatum sinendi modo (легат путём дозволения) обязывал наследника не мешать легатарию взять то, что ему отказано, в том числе сервитут или узуфрукт. Новицкий говорит, что это скорее всего разновидность legatum per damnationem. Гай пишет, что если легатариев предусмотрено по этому легату несколько, а вещь потребляемая и наследник дозволил захватить её одному из них,то он не отвечает перед остальными. Цельс пишет, что если двоим легатариям отказано одно вещное право, то его использование и извлечение плодов совместно

Legatum per praeceptionem (легат посредством выдела) предполагается Новицким одним из видов legatum per vindicationem. Состоял он в предварительном выделении какой-либо вещи из состава наследства, так что при определении долей оно не учитывалось. Сабинианцы считали, что это действует в рамках судебного разбирательства о разделе наследства и только в отношении одного из наследников, но никак не третьего лица. Прокулианцы считали возможным здесь присутствия третьего лица. Мнение прокулианцев преобладало, но при этом легат посредством виндикации и легат посредством приговора стали признаны возможными в отношении наследников.

В республиканском периоде сложилось правило, по которому при ошибке в выборе формы легата он имел силу legatum per damnationem. А с развитие произвольной наследственной формы легаты фактически исчезли.

Фидеокомисс – другой вид завещательного отказа (Хутыз называет его «доверительным поручением»), сложившийся из письменных и устных просьб (codicilli) наследодателя к наследнику в отношении третьего лица. Получил распространение, начиная с Августа, которого убедил Требарий, в том, что кодициллы не противоречат смыслу права. Эти просьбы нередко произносились на смертном одре и не имели никакой юридической силы в виду незакреплённости, так как наследодатель обращался не к обязанностям наследника, а к его чести и совести. Однако при императоре Августе (на переломе времён до н.э. и н.э.) лицо, получившее такой отказ (fideocomissum) имело право на подачу в экстраординарном порядке особой формы личного иска fideocommissi persecutio илиpetitio fideicommissi, который в последствии стал схож с иском о наследстве. Фидеокомисс мог возлагаться как на наследника по завещанию, так и на наследника по закону; мог устанавливаться в завещании, до него или после него; был неформализован. В фидеокомиссе могло указываться имущество наследодателя или не принадлежащее ему, тогда наследник обязывался купить и передать. Фидеокомисс, затем указанный в завещании, являлся составной частью самого завещания. В фидеокомиссе нельзя было установить универсального правопреемника и опекуна. Основная форма установления фидеокомисса – письмо к наследнику. Первоначально не существовало ограничений в области субъектов фидеокомисса и можно было его оставлять в пользу перегринов, латинов, юридических лиц и неопределённых лиц. Однако сенатусконсульт Пегасия при Веспассиане назвал субъектами фидеокомисса только римлян и отдельные категории латинов. Если фидеокомиссарий, приняв фидеокомисс и начав или неначав его использовать, умирал или нарушал фидеокомиссное условие, то на такой случай мог быть подназначен завещателем другой фидеокомиссарий. Существовал семейный фидеокомисс, когда все подназначенные являлись членами семьи первого фидеокомиссария. Предметом могла быть вещь, имущество, раб или отпущение раба.

Существовал и универсальный фидеокомисс (fideocommissum hereditatis), по которому шёл отказ всего наследства (или, как пишет Дождёв, - его части посредством манципации за одну монету): фидуциария (наследник, обязанный передать фидеокомисс) передавал фидеокомиссарию наследственную массу, сохраняя при этом только титул наследника. На фидуциария распространялась Фальцидиева четверть, а также он мог быть в экстраординарном порядке принуждён к принятию наследства без права на Фальцидиеву четверть, дабы универсальный фидеокомисс был бы выполнен.

Указами 529 и 531 гг. Юстиниан объединил легаты и фидеокомиссы и установил, что легаты и фидеокомиссы обеспечивались законной ипотекой на наследственное имущество. Также было установлено, что письмо на имя наследника должно составляться при пяти свидетелях, что фактически приравняло его к завещанию.

С отказом наследника от наследства отказы, как и завещания, теряли силу. Наследникам часто было не выгодно отдавать отказанное, потому что в итоги им могли достаться только долги. Первым ограничением свободы легатов стал завещательный закон Фурия, по которому запрещалось отказывать более 1000 ассов одному лицу (большее эти лица должны были вернуть), но так как лиц могло быть несколько, то опять наследнику могли остаться только долги. Закон Вокония 169 г. до н.э. запретил каждому легатарию получать больше, чем наследник. Закон Фальцидия 40 г. до н.э. установил, что наследнику по завещанию в любом случае должно отходить не менее четверти наследства – так называемая Фальцидиева четверть (quarta Falcidia).

Наши рекомендации